Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-70-85

Полный текст:

Аннотация

Введение. Среди дисциплин гуманитарного цикла образовательных программ вузов, независимо от направлений профессиональной подготовки, которую они осуществляют, история занимает особое место, так как играет важную роль в процессе становления гражданина и развития критического мышления личности как элемента ее общей культуры. Однако в ситуации сокращения аудиторных часов, отпущенных на изучение курса истории студентами негуманитарных специальностей, и одновременного расширения содержания дисциплины (ее переориентации с истории России на всемирную историю) для выполнения требований, выдвигаемых в образовательных стандартах, необходимы новые, отличные от традиционных, методы и дидактические средства, обеспечивающие формирование целостного мировоззрения будущих специалистов.

Цель статьи – раскрыть особенности инновационных методов преподавания истории, адекватных модернизационным процессам в высшей школе.

Методология и методы. Исследование, предпринятое авторами статьи, базируется на компетентностном и деятельностном подходах к образованию. В ходе работы использовались анализ и синтез содержания научных источников, соответствующих теме и проблематике исследования, а также рефлексия и обобщение деятельности кафедры гуманитарных дисциплин Казанского национального исследовательского технологического университета.

Результаты и научная новизна. Предложен свежий взгляд на историческое образование как средство формирования системного мышления студентов, создания у них целостных представлений о мировом историческом процессе, миссии России в этом процессе и эволюционировании ее как части цивилизации. Утверждается, что вузовский курс истории призван не только дать учащимся прочные предметные знания, но и сформировать у них ценностные ориентиры, умения на основе анализа исторических коллизий, объективных и субъективных факторов развития общества устанавливать причинно-следственные связи, аргументированно отстаивать собственную позицию, воспроизводить и транслировать информационные потоки, что в конечном счете облегчит будущим специалистам проникновение в избранную профессиональную сферу. Перечисленные задачи можно решить посредством комплекса инновационных педагогических технологий, проблемных, проектных, игровых методов и методик, стимулирующих мыслительную деятельность студентов; диалоговых (интерактивных) форм проведения занятий (кейс-стади, дебатов, дискуссий), способствующих взаимопониманию между преподавателем и студентами, совместному решению учебных задач, обретению учащимися позитивных коммуникативных навыков. Описаны конкретные примеры новых форматов изучения истории; показано, что их внедрение в образовательную практику возможно только при условии профессионального владения преподавателем способами организации и ведения полемики, его хорошей ориентации в дистанционных виртуальных обучающих средах, а также высокой мотивации и активности студентов, которые должны уметь самостоятельно находить требующиеся сведения, обрабатывать и анализировать информацию, включая исторические первоисточники.

Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по применению интерактивных методов преподавания истории в негуманитарном вузе и организации самостоятельной работы студентов. Рекомендации носят универсальный характер и при определенной адаптации могут быть использованы преподавателями других дисциплин.

Ключевые слова: история, компетентность, компетентностный подход, метод тематического исследования, исследовательский подход, информационные технологии, модернизация, интерактивные методы__

 

Об авторах

А. Ю. Суслов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия
Суслов Алексей Юрьевич – доктор исторических наук, профессор кафедры гуманитарных дисциплин


М. В. Салимгареев
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия

Салимгареев Максим Владимирович – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин 

 



Ш. С. Хамматов
Казанский национальный исследовательский технологический университет
Россия
Хамматов Шамиль Сабитуллаевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин


Список литературы

1. Звездова А. Б., Орешкин В. Г. Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании // Сборник материалов Евразийского научного форума. [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: НОУ ВПО МИЭП, 2010. С. 6–25. Режим доступа: http://www.miep.edu.ru/uploaded/zvezdova_oreshkin.pdf (дата обращения: 10.07.2017)

2. Осмоловская И. М. Инновации и педагогическая практика // Народное образование. 2010. № 6. С. 184–185.

3. Сенашенко В. С. О компетентностном подходе в высшем образовании // Высшее образование в России. 2009. № 4. С. 18–24.

4. Wansink B., Akkerman S., Wubbels T. Topic variability and criteria in interpretational history teaching // Journal of curriculum studies. 2017. Vol. 495. Р. 640–662.

5. Moncrieffe M. L. Teaching history and the changing nation state: transnational and international perspectives // Journal of education for teaching: international research and pedagogy. 2017. Vol. 431. Р. 124–126.

6. Wedgwood B. D. The Teaching of History in Present-Day Russia // Europe Asia studies. 2010. Vol. 62. № 1.

7. Valeeva E. E., Kraysman N. V. The impact of globalization on changing roles of university professors // Proceedings of 2014 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2014–2015. P. 934–935.

8. Будяк Л. В. Компетентностный подход в высшем образовании // Вектор науки ТГУ. 2011. № 1. С. 31–35.

9. Жайбалиева Л. Т. Инновационные технологии в преподавании истории в вузе // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, 29–31 января 2014 г. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2014. С. 2003–2008.

10. Сломинская Е. В. Методические особенности преподавания истории в технических вузах // Современные проблемы науки и образования [Электрон. ресурс]. 2014. № 6. Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view? id=15879 (дата обращения: 10.07.2017)

11. Сенашенко В. С., Медникова Т. Б. Компетентностный подход в высшем образовании: миф и реальность // Высшее образование в России. 2014. № 5. С. 34–46.

12. Волкова И. Е., Иванов С. С. Качество высшего образования в информационном обществе // Открытое образование. 2009. № 2. С. 18–22.

13. Дорожко И. Н. Инновационные технологии в преподавании исторических дисциплин (из опыта преподавания курса «История средних вековサ) // Социально-гуманитарные науки и их роль в системе высшего и профессионального образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции / под общей редакцией А. Л. Худобородова, Н. С. Сидоренко. Челябинск, 2007. С. 75–76.

14. Коршунова О. Н., Салимгареев М. В. Образовательные инновации в преподавании отечественной истории в технических вузах // Казанский педагогический журнал. 2010. № 5–6. С. 18–22.

15. Карпенко М. П. Эволюция управления качеством и задачи его реализации в современном российском высшем образовании // Инновации в образовании. 2010. № 2. С. 25–26.

16. Здерева Г. В. Современные проблемы методологии исторической науки и преподавания истории в вузе // Вестник Гуманитарного института. 2007. № 1. С. 8–10.

17. Салимгареев М. В., Суслов А. Ю. Методика ролевой игры в курсе истории в вузе // Управление устойчивым развитием. 2016. № 2. С. 98–102.

18. Герич А. А. Использование электронных публикаций архивных документов при подготовке лекционного материала по дисциплине «История» // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2013. № 4. С. 111–112.

19. Козлова О. В., Сыченкова А. В. Проектно-деятельностный подход в преподавании гуманитарных дисциплин в КНИТУ-КАИ // Педагогические науки. Теория и практика общественного развития. 2015. № 15. С. 146–148.

20. Сайфутдинова Г. Б. Создание мультимедийных презентаций по дисциплине «История» при помощи информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2013. № 4. С. 136–138.


Для цитирования:


Суслов А.Ю., Салимгареев М.В., Хамматов Ш.С. ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ. Образование и наука. 2017;19(9):70-85. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-70-85

For citation:


Suslov A.Y., Salimgareev M.V., Khammatov S.S. INNOVATIVE METHODS OF TEACHING HISTORY AT MODERN UNIVERSITIES. The Education and science journal. 2017;19(9):70-85. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-70-85

Просмотров: 486


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)