Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-144-163

Полный текст:

Аннотация

Введение. Гонения на церковь в советское время оказали крайне негативное влияние на состояние религиозного образования в России, которое на долгий срок практически прекратило свое существование. Восстановление церковной жизни в постсоветский период потребовало подготовки высокообразованного, просвещенного духовенства, чем занялись вновь создаваемые в стране духовные училища и семинарии.

Цели статьи – проследить процесс возрождения духовно-религиозного образования в одном из регионов Российской Федерации – на юге Дальнего Востока; показать достижения в этой области и спрогнозировать на этом фактическом материале ближайшие и отдаленные по времени перспективы подготовки священнослужителей и религиоведов.

Методология и методы. Основу исследования, описанного в публикации, составило проанализированное и обобщенное в контексте системно-исторического подхода содержание документов, научных источников соответствующей тематики, а также сведений, полученных в ходе опросов и интервью участников и свидетелей создания на Дальнем Востоке образовательных духовно-религиозных учреждений.

Результаты и научная новизна. Определены центры реставрации духовного образования на Дальнем Востоке – Владивосток, Хабаровск и Благовещенск. Отображена образовательная политика представителей церковной элиты, на которую большое влияние оказывают далеко не всегда позитивные процессы, протекающие в светском образовании. Констатируется, что в настоящее время в условиях реформирования ведется поиск новых форм и способов решения проблемы нехватки специалистов в региональных епархиях. Статья является первой попыткой осмысления постсоветского этапа в религиозном образовании. Зафиксировано завершение данного восстановительного периода, являющегося исторической вехой развития духовного образования.

Практическая значимость. Материалы статьи и выводы автора могут быть использованы преподавателями при разработке курсов по истории образования в России, церковной истории и историческому краеведению.

Об авторе

Г. С. Поповкина
Институт истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока Дальневосточного отделения РАН
Россия

Поповкина Галина Сергеевна – кандидат исторических наук, старший научный сотрудник 

Владивосток



Список литературы

1. Игумен Георгий (Шестун). Православная педагогика. 4-е изд. Москва: ПРО-ПРЕСС, 2010. 672 с.

2. Мелехова Г. Н. Традиции воспитания патриотизма в Русской Церкви // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научнопрактической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 104–117.

3. Разоренова Е. Л. Православные традиции патриотического воспитания в процессе духовно-нравственного развития целостной личности // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 125–130.

4. Титова Н. А. Участие Русской Православной Церкви в процессе патриотического воспитания молодежи // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 179–185.

5. Федякова М. А. Духовность как основа патриотического воспитания // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научнопрактической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 185–196.

6. Елисов А. В. Духовно-нравственные ценности на уроках истории // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009–2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 33–46.

7. Семина Т. Ю. Изучение православной культуры как основа системы воспитания // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009–2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 84–88.

8. Булашова М. В., Лукина М. А., Щербань Н. В. Православная культура – системообразующая культура российской цивилизации // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009–2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 91–95.

9. Иоффе А. Н. Педагогические подходы к духовно-нравственному воспитанию гражданина России // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва: Наука и Слово, 2012. С. 397–403.

10. Розина О. В. Конфессиональное самосознание учителя и патриотическое воспитание в условиях толерантности: противоречия педагогических подходов // Защита Отечества и ценности патриотизма в русской культуре, истории и современном воспитании: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции «Духовные основы русской культуры: изучение и преподавание в высшей и средней школе», 26 марта 2012 г. Москва_______: Наука и Слово, 2012. С. 455–465.

11. Елисов А. В. Взаимодействие светских образовательных структур и Церкви // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009–2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 235–238.

12. Фурсов А. П. Методическое сопровождение процессов духовно-нравственного развития и воспитания // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009– 2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 30–33.

13. Ракова Т. Г. Интегративный подход к преподаванию православной культуры в современной школе // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009–2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 60–66.

14. Комиссарова Э. В. Опыт преподавания «Основ православной культуры» в общеобразовательной школе // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009– 2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 66–72.

15. Антонов К. М. Христианская правда и научная истина (Некоторые методологические аспекты написания курсовых и дипломных работ) // Материалы XVI ежегодной богословской конференции ПСТГУ. Т. 1. Москва, 2006. С. 27–33.

16. Дударенок С. М. Религиозная ситуация на российском Дальнем Востоке: история и современность // Россия и АТР. 2004. № 2. С. 130–140.

17. Поповкин А. В. В поисках нового гуманизма: можно ли преодолеть кризис образования в России? // Духовно-нравственное развитие и воспитание детей и молодежи: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы Всероссийской научно-практической конференции 23–24 сентября 2015 г., Владивосток / под общей ред. Е. В. Корябкиной. Владивосток: ПК ИРО, 2015. С. 9–13.

18. Комашинская Т. С., Цуркан Г. П. Об образовании в воскресных школах России // Образование и наука. 2016. № 10. С. 151–169. DOI: 10.17853/1994–5639–2016–10–151–169.

19. Головащенко Л. Н. Динамика развития певческой православной традиции в храмах Владивостокской епархии // Византийский след в культуре и искусстве Тихоокеанского побережья в пространстве полилога Китай – Корея – США – Австралия – Россия: материалы Международной научной конференции. Владивосток, 27 мая – 3 июня 2012. Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 303–308.

20. Игумен Никита (Зеленюк). Общие задачи церковного, нравственного и культурного воспитания на приходе // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009– 2010 гг. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 179–185.

21. Резниченко Е. Б. Регентское образование в системе российской высшей школы (из опыта работы Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета) // Дальневосточные образовательные чтения, посвященные памяти Святых Кирилла и Мефодия: материалы 2009–2010 гг. Владивос__________ток: Дальневосточный федеральный университет, 2012. С. 238–248.

22. Loya J., Kravchuk T. Russian Orthodox Religious Education Initiatives in Post-Soviet Russia: Update and Commentary // Occasional Papers on Religion in Eastern Europe. March, 2016. Vol. 36. Issue 2. P. 19–38.

23. Shnirelman V. Russian Christ. The Struggle of the Russian Orthodox Church to Introduce Religion into the Curriculum in the First Decade of the 2011, Autumn. Vol. 3. Issue 2. P. 1–22.

24. Blinkova A., Vermeer P. Religious education in Russia: a comparative and critical analysis // Article in British Journal of Religious Education. July, 2016. Vol. 38. Issue 3. P. 1–13. DOI: 10.1080/01416200.2016.1190687.

25. Ładykowska A. The Role of Religious Higher Education in the Training of Teachers of Russian «Orthodox Culture» // European Journal of Education. March, 2012. Vol. 47. Issue 1. P. 92–103. DOI: 10.1111/j.1465–3435.2011.01510.x


Для цитирования:


Поповкина Г.С. РЕЛИГИОЗНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ В ПОСТСОВЕТСКИЙ ПЕРИОД. Образование и наука. 2017;19(9):144-163. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-144-163

For citation:


Popovkina G.S. RELIGIOUS EDUCATION IN THE SOUTH OF THE RUSSIAN FAR EAST IN POST-SOVIET PERIOD. The Education and science journal. 2017;19(9):144-163. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-144-163

Просмотров: 142


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)