Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ САМООЦЕНКИ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-164-181

Полный текст:

Аннотация

Введение: Проблема стандартизации обучения иностранному языку в высшей школе в настоящее время достаточно актуальна, поскольку в связи с процессами глобализации все большее распространение получают международные образовательные проекты и программы обмена студентов, подразумевающие знание иностранного языка как на бытовом, так и на высоком сертифицированном академическом уровнях. Отсутствие языковой компетенции либо слабая ее сформированность становятся препятствиями для успешного обучения и лишают будущего выпускника части шансов стать конкурентоспособным и востребованным специалистом в избранной профессии. Успешность освоения студентами курса иностранного языка зависит от многих факторов, главным из которых является мотивация, на которую, в свою очередь, может повлиять самооценка результатов обучения. Цель статьи – описать возможности использования инструментария CanDos для организации рефлексии студентов и самооценки собственных достижений, с тем чтобы воздействовать на мотивацию освоения иностранного языка.

Методология и методики. Предпринятое авторами исследование базируется на компетентностном подходе. В работе были задействованы методы сравнительного анализа, синтеза и обобщения.

Результаты и научная новизна. Разработана авторская анкета-опросник на основе инструментов CanDos, позволившая собрать данные для проведения эксперимента по выяснению эффективности применения системы CanDos в процедурах самооценивания студентами приобретенных ими в процессе обучения личных языковых навыков. Подобная самооценка помогает учащимся осуществить рефлексию собственных знаний и умений и обнаруживать «слабые места» во владении языком, которые нуждаются в дополнительной практике и совершенствовании. Установлено, что, используя инструменты CanDos, студенты учатся определять соответствие своих языковых компетенций внешним требованиям и стандартам обучения. Ориентация на результаты обучения помогает будущим специалистам сформировать самомотивацию, что положительно сказывается на показателях успеваемости и внутренней удовлетворенности каждого обучающегося.

Практическая значимость. Полученные данные могут быть востребованы преподавателями кафедр иностранного языка неязыковых вузов, а также педагогами и психологами, занимающимися изучением аспектов мотивации обучения.

Об авторах

А. Н. Астанина
Уральский федеральный университет
Россия

Астанина Анна Николаевна – старший преподаватель кафедры иностранных языков и образовательных технологий института социально-политических наук 

Екатеринбург



Н. О. Вербицкая
Уральский государственный лесотехнический университет
Россия

Вербицкая Наталья Олеговна – профессор, доктор педагогических наук, руководитель Центра инновационных технологий инженерного образования 

Екатеринбург



Список литературы

1. Астанина А. Н., Вербицкая Н. О. Исследование понимания понятия «качество образования» в процессе языкового обучения в высшей школе // Вестник Ленинградского государственного университета. 2017. № 2 [В печати].

2. Carrio-Pastor M. L., Mestre E. M. Motivation in Second Language Acquisition // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 116. P. 240–244. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281400202X (Accessed 08 April 2016).

3. Ellis R. Second language acquisition, ninth impression. Oxford University Press, 2003. 146 p.

4. Артамонова Г. В. Роль мотивации в процессе самостоятельной работы студентов при изучении иностранного языка // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 3 (12). С. 7–9.

5. Воронова Е. Н. Современные технологии и методы обучения иностранному языку в вузе // Перспективы науки и образования. 2014. № 1 (7). С. 189–194.

6. Дмитроченко Н. А. Современные подходы к выбору учебных пособий по иностранному (английскому) языку в неязыковом вузе // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2012. № 5. С. 78–86.

7. Glomo-Narzoles D. T. Classroom Communication Climate and Communicative Linguistic Competence of EFL Learners // Theory and Practice in Language Studies. 2013. Vol. 3. № . 3. Р. 404–410. Available at: http://www.academypublication.com/issues/past/tpls/vol03/03/02.pdf (Accessed 19 November 2015).

8. Артамонова Л. А., Архипова М. В., Ганюшкина Е. В., Делягина Л. К., Золотова М. В., Мартьянова Т. В. Инновации в обучении английскому языку студентов неязыковых вузов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № 2–1. С. 28–33.

9. Титова С. В. Мобильное обучение сегодня: стратегии и перспективы // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2012. № 1. C. 57–71 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ffl.msu.ru/research/vestnik/1–2012-titova.pdf (дата обращения 18.05.2017).

10. Москвина Ю. А., Григорьева А. В. Формирование мотивации к изучению иностранного языка у студентов в высшем учебном заведении // Концепт. 2013. № 7 (23). С. 81–85.

11. Rochecouste J., Oliver R., Mulligan D. English language growth after university entry // International Journal of Educational Research. 2012. № 53. P. 1–8. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0883035511001091 (Accessed 09 November 2015).

12. Преснухина И. А., Елкина И. М., Фетисова Л. И. Учет самооценки и ожиданий студентов от изучаемой дисциплины при разработке программ по иностранному языку в неязыковом вузе в системе дистанционного образования // Ценности и смыслы. 2013. № 4 (26). С. 101–115.

13. Свинторжицкая И. А., Соломинцева О. В. Проблемы повышения качества обучения иностранному языку студентов неязыковых вузов (из опыта филиала СКФУ в г. Пятигорске) // Научная мысль Кавказа. 2012. № 4 (72). С. 71–77 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://kavkaz.sfedu.ru/sites/default/files/%D0%9D%D0%9C%D0%9A%202013%204.pdf (дата обращения 19.05.2017).

14. Ozlem Saka F. What do Teachers Think about Testing Procedure at Schools? // Procedia – Social and Behavioral Sciences. International Conference on Teaching and Learning English as an Additional Language 14–17 April 2016. Antalya, Turkey: GlobELT, 2016. Р. 575–582. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281631312X (Accessed 01 September 2017).

15. Klimova B. F., Hubackova S. Diagnosing Students’ Language Knowledge and Skills // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 82. Р. 436– 439. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813013566 (Accessed 20 September 2016).

16. Yastibas A. E., Cepik S. Teachers’ attitudes toward the use of e-portfolios in speaking classes in English language teaching and learning // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 176. P. 514–525. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S187704281500542X (Accessed 02 September 2017).

17. Yastibas A. E., Yastibas G. C. The use of e-portfolio-based assessment to develop students’ selfregulated learning in English language teaching // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 176. P. 3–13.

18. Khonbi Z. A., Sagedhi K. The effect of assessment type (self vs peer) on Iranian university EFL students’ course achievement // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 70. P. 1552–1564. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813002243 (Accessed 01 September 2017).

19. Goodier T. Working with CEFR can-do statements. British Council, 2015. 154 p.

20. Alishah A. R., Dolmachi M. The interface between self-efficacy concerning the self-assessment on students studying English as a foreign language // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2013. Vol. 70. Р. 873–881. Available at: http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042813001341 (Accessed 09 November 2015).

21. Al-Jamal D., Al-Jamal G. D. An Investigation of the Difficulties Faced by EFL Undergraduates in Speaking Skills // English Language Teaching. 2014. Vol. 7. Published by Canadian Centre of Science and Education. P. 19–27.


Для цитирования:


Астанина А.Н., Вербицкая Н.О. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ САМООЦЕНКИ ЯЗЫКОВЫХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2017;19(9):164-181. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-164-181

For citation:


Astanina A.N., Verbitskaya N.O. MODERN METHODOLOGICAL TOOLS FOR STUDENTS’ LANGUAGE SKILLS SELF-ASSESSMENT. The Education and science journal. 2017;19(9):164-181. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-9-164-181

Просмотров: 303


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)