Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ)

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-9-53

Аннотация

Введение. Статья продолжает серию публикаций, в которых авторы обсуждают ключевые проблемы организации современного образовательного процесса и обеспечения его продуктивности. Исходной точкой очередного этапа исследования явилось несоответствие имеющихся моделей формирования и диагностики специальных компетенций задачам прогнозирования степени успешности развития способностей обучающихся и принятия в соответствии с этим прогнозом адекватных решений по управлению данным процессом.

Цель публикации – обоснование нового методологического подхода к формированию способностей (специальных компетенций) обучающихся.

Методы. В работе были задействованы методы анализа и синтеза, основные положения дидактики, квалиметрии, теории эффективности и теории принятия решений.

Результаты и научная новизна. Изложены теоретические основания процедур оценивания сформированных в ходе обучения способностей учащихся. Обозначены ориентиры выбора характеристик процесса обучения, следование которым делает возможным более качественное развитие этих способностей. Рассмотрены задачи анализа проблемы, получения информации и моделирования «механизма ситуации» формирования специальных компетенций. Доказывается, что для оптимизации управления процессом обучения нужно оценивать не только его результат, но и качество самого процесса, а также качество системы, реализующей этот процесс. Выделена совокупность факторов, оказывающих доминирующее влияние на результативность образовательного процесса: вид применяемого обучающего воздействия; вид реализуемой дидактической системы; совокупность личностных характеристик обучаемого, которая включает уровни его учебной мотивации, обучаемости, креативности и позволяет моделировать и прогнозировать результаты обучения. Показано, что каждое из возможных сочетаний ведущих факторов представляет собой отдельный вариант решения задачи формирования способностей обучающихся. Сделан вывод о том, что именно эти варианты и должны составлять исходное множество альтернатив организации учебного процесса.

Практическая значимость представленного в статье исследования заключается в вычленении базовых характеристик вариативных процессов развития способностей (специальных компетенций) обучающихся для создания корректного, точного и надежного инструментария измерения результатов обучения.

Об авторах

А. Н. Печников
Военная академия связи им. С. М. Буденного
Россия

доктор педагогических наук, доктор технических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин,

Санкт-Петербург,

vas@mil.ru



А. В. Прензов
Военная академия материально-технического обеспечения им. А. В. Хрулева
Россия

старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории Военного института (инженерно-технического),

Санкт-Петербург,

vatt@mil.ru



А. А. Машошина
Военно-морская академия им. Н. Г. Кузнецова
Россия

младший научный сотрудник научно-исследовательского отдела исследования проблем военного образования и подготовки специалистов для ВМФ,

Санкт-Петербург,

vunc-vmf@mil.ru 



Список литературы

1. Печников А. Н. О целесообразном подходе к трактовке компетенций в педагогике // Образовательные технологии и общество [Электрон. ресурс]. 2016. Т. 19. № 1. С. 441–465. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v19_i1/pdf/7.pdf (дата обращения: 25.07.2017).

2. Печников А. Н. О едином подходе к трактовке компетенций в сфере социального управления и образования // Образование и наука [Электрон. ресурс]. 2016. № 2 (131). С. 4–17. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=25625402 (дата обращения: 04.04.2017).

3. Печников А. Н. О выполнении в образовании требований, формулируемых в сфере социального управления в виде компетенций // Образование и наука [Электрон. ресурс]. 2016. № 3 (132). С. 4–28. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=25731118 (дата обращения: 04.04.2017).

4. Печников А. Н., Прензов А. В. Подход к оценке сформированности специальных компетенций // Образование и наука [Электрон. ресурс]. 2017. № 5. С. 28–54. Режим доступа: http://www.edscience.ru/jour/article/view/810/651 (дата обращения: 25.07.2017).

5. Печников А. Н. E-дидактика: кому, зачем и в каком виде она нужна // Образовательные технологии и общество [Электрон. ресурс]. 2013. Т. 16. № 4. С. 326–343. Режим доступа: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i4/pdf/ 4.pdf (дата обращения: 18.05.2015).

6. Печников А. Н., Шиков А. Н., Котова Е. Е. Эргономический подход к решению проблем е-дидактики // Биотехносфера [Электрон. ресурс]. 2015. № 1 (37). С. 52–61. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=22905135 (дата обращения: 04.04.2017).

7. Варжапетян А. Г. Управление качеством: учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: ГУАП, 2008. 102 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/2209889/ (дата обращения: 04.04.2017).

8. Субетто А. И. Сочинения. Ноосферизм: в 13 т. Т. 8: Квалитативизм: философия и теория качества, квалитология, качество жизни, качество человека и качество образования. Кн. 2 / под ред. Л. А. Зеленова. Санкт-Петербург; Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2009. 334 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.cprfspb.ru/books/Tom08_2.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

9. Калугина Т. Г., Корнещук Н. Г., Рубин Г. Ш. Квалиметрическая модель комплексной оценки качества деятельности образовательных систем // Международный журнал экспериментального образования [Электрон. ресурс]. 2009. № 5. С. 7–10. Режим доступа: https://expeducation.ru/ru/article/view? id=124 (дата обращения: 19.08.2017).

10. Балдин К. В., Воробьев С. Н., Уткин В. Б. Управленческие решения: учебник. 2-е изд. Москва: Дашков и К°, 2006. 496 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1739579/ (дата обращения: 04.04.2017).

11. Варжапетян А. Г. Квалиметрия: учебное пособие. Санкт-Петербург: ГУАП, 2005. 176 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/ file/2209889/ (дата обращения: 04.04.2017).

12. Азгальдов Г. Г., Костин А. В., Садовов В. В. Квалиметрия для всех: учебное пособие. Москва: ИнформЗнание, 2012. 165 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1019658/ (дата обращения: 04.04.2017).

13. Устинов И. Ю. Определения основных терминов дидактики высшей военной школы: учебно-методическое пособие [Электрон. ресурс]. Воронеж: ВАИУ, 2010. 80 с. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/563044/ (дата обращения: 04.04.2017)

14. Печников А. Н., Аванесова Т. П., Шиков А. Н. Электронное обучение: учебное пособие [Электрон. ресурс]. Санкт-Петербург: ВАС, 2014. 73 с. Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/7/0297/7_0297–1.shtml (дата обращения: 04.04.2017).

15. Печников А. Н., Шиков А. Н. Проектирование и применение компьютерных технологий обучения. Санкт-Петербург: ВВМ, 2014. 393 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.academia.edu/10781459/Проектирование_и_применение_компьютерных_технологий_обучения (дата обращения: 04.04.2017).

16. Печников А. Н., Шиков А. Н. Эффективность электронного обучения как проблема педагогической информатики // Педагогическая информатика. 2013. № 3. С. 49–59.

17. Печников А. Н., Шиков А. Н. Проблема компьютерной дидактики: история, суть и подходы к решению // Информатика и образование. 2015. № 4 (263). С. 3–12. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://infojournal.ru/journals/info/info_04–2015/ (дата обращения: 04.04.2017).

18. Печников А. Н., Печников Д. А. Метод анализа результатов критериально-ориентированного тестирования в целях текущего контроля учебного процесса // Педагогические измерения [Электрон. ресурс]. 2015. № 4. С. 17– 39. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp? id=25779929 (дата обращения: 04.04.2017).

19. Печников А. Н., Печников Д. А. Решение задач текущего педагогического контроля на основе анализа результатов критериально-ориентированного тестирования // Образовательные технологии и общество [Электрон. ресурс]. 2015. Т. 18. № 2. С. 489–513. Режим доступа: https://elibrary.ru/ item.asp? id=23457149 (дата обращения: 04.04.2017).

20. Дружинин В. Н. Психология общих способностей: 3-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2007. 368 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/2002458/ (дата обращения: 04.04.2017).

21. Лурье И. Г., Печников А. Н. Управление качеством образовательного процесса на основе анализа дидактического потенциала его характеристик // Вестник Российского государственного гуманитарного университета [Электрон. ресурс]. 2007. № 12. С. 38–57. Режим доступа: https://www.rsuh.ru/upload/main/vestnik/eup/2007_12.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

22. Маклаков А. Г. Общая психология: учебник для вузов. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 583 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/1957026/ (дата обращения: 04.04.2017)

23. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов, 2-е изд., доп., испр. и перераб. Москва: Логос, 2000. 384 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.twirpx.com/file/47959/ (дата обращения: 04.04.2017).

24. Гребенюк О. С. Проблемы формирования мотивации учения и труда у учащихся средних профтехучилищ: дидактический аспект. Москва: Педагогика, 1985. 151 с.

25. Дубовицкая Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации // Психологическая наука и образование [Электрон. ресурс]. 2002. № 2. С. 96–100. Режим доступа: http://psyjournals.ru/files/2259/psyedu_2002_n2_Dubovitskaja.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

26. Гордеева Т. О., Сычев О. А., Осин Е. Н. Внутренняя и внешняя уче ная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии [Электрон. ресурс]. 2013. № 1. С. 35–45. Режим доступа: https://istina.msu.ru/media/publications/articles/f44/e24/4792545/ Gordeeva_Syichev_Osin_VP_2013.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

27. Лурье И. Г., Коноваленко Т. А. Концепция управления учебной мотивацией на основе превентивного повышения уровня исходной подготовки обучающихся // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки [Электрон. ресурс]. 2015. № 2 (32). С. 203–208. Режим доступа: http://www.bgarf.ru/science/journal-izvestia/32–2015/voyennoye-obrazovaniye.pdf (дата обращения: 04.04.2017).

28. Еремина Л. И. Формирование креативности студентов педагогического вуза в процессе социального воспитания // Человек и образование. 2010. № 2. С. 129–132. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp? id=14782533 (дата обращения: 04.04.2017).


Рецензия

Для цитирования:


Печников А.Н., Прензов А.В., Машошина А.А. ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ СПОСОБНОСТЕЙ (СПЕЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ). Образование и наука. 2018;20(1):9-53. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-9-53

For citation:


Pechnikov A.N., Prenzov A.V., Mashoshina A.A. THE FEATURES OF PROCESSES OF SKILLS (SPECIAL COMPETENCIES) FORMATION. The Education and science journal. 2018;20(1):9-53. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-9-53

Просмотров: 1653


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)