АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-75-95

Полный текст:


Аннотация

Введение. Система отечественного образования нуждается в качественной подготовке учителей, хорошо знающих возрастные и психофизиологические особенности детей, готовых к переменам, нестандартным трудовым действиям, способных самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Обеспечить формирование у современного педагога таких качеств можно только при условии успешной социальной адаптации молодых специалистов.

Цель публикации – представить авторскую программу оценки уровня адаптированности студентов к педагогической деятельности на начальном этапе профессиональной социализации в вузе.

Методология и методы исследования. Исследование базируется на личностно-ориентированном подходе к созданию мониторингового инструментария для определения сформированности у студентов профессионально значимых личностных качеств. В процессе работы применялись методы анализа и обобщения научных публикаций и директивных документов, имеющих отношение к обсуждаемым проблемам. При моделировании и апробации авторской программы использовались анкетирование, тестирование, математико-статистические методы обработки результатов мониторинга.

Научная новизна и результаты. Определена сущность феномена социализа-ии; уточнено понятие и раскрыта конструктивная природа профессиональной социализации студентов педагогического вуза, выделены ее основные этапы. В рамках этапа адаптации первокурсников в вузе студент рассматривается как субъект, который в процессе своей подготовки планирует, организует, направляет и корригирует собственную деятельность. Описана методика организации и проведения мониторинга профессиональной социализации будущих учителей, которая включает три блока: мировоззренческий, операциональный и блок поведенческой адаптированности. Выделены критерии эффективности профессиональной социализации: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный. Дана характеристика этих критериев и показателей их соблюдения. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации авторской методики, проводившейся в Челябинском государственном педагогическом университете (в настоящее время Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет) на протяжении четырех лет – с 2013 по 2016 г.

Практическая значимость. Предлагаемый диагностический инструментарий позволяет оперативно оценивать качество социальной адаптации будущих педагогов и исходя из этого определять направления совершенствования их профессиональной подготовки. Материалы статьи могут быть полезны для специалистов, занимающихся вопросами адаптации студентов к вузовской среде, для руководителей образовательных организаций, преподавателей и самих студентов.


Об авторах

З. И. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин,

Челябинск



И. Л. Орехова
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин,

Челябинск



Н. О. Яковлева
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Россия

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник Научного центра стратегических исследований проблем образования,

Челябинск



Список литературы

1. Садырин В. В., Яковлева Н. О., Трубайчук Л. В., Тюмасева З. И. и др. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия / под общ. ред. В. В. Садырина. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2013. 294 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Москва; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2003. 336 с.

3. Луков В. А., Лукова Е. Е. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электрон. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 3 (май – июнь). Режим доступа: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в WebCite] (дата обращения: 21.07.2017).

4. Тард Г. Законы подражания. Москва: Академический проект, 2011. 304 с.

5. Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge UP, 2002.

6. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Санкт-Петербург: Летний сад, 2000. 416 с.

7. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 192 с.

8. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. Москва: МПСИ, 2009. 160 с.

9. Кон И. С. Ребенок и общество. Москва: Академия, 2003. 336 с.

10. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109–115.

11. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Гелиос АРВ, 2000. 229 с.

12. Красноперова А. Г. Профессионально-трудовая социализация личности // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 1. С. 31–34.

13. Мигачева М. В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1 (51). С. 95–101.

14. Селиверстова О. В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 91–93.

15. Тюмасева З. И., Цыганков А. А. Общая социализация научаемых школьников средствами упреждающей профессиональной социализации педагогов // Начальная школа плюс до и после. Москва. 2012. № 10. С. 6–9.

16. Тюмасева З. И. Принципы профессиональной социализации педагогов для общей социализации обучаемых в контексте культурно-исторического подхода // Теория и методика профессионального образования. 2014. Вып. 4 (64). С. 88–92.

17. Шумская Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации. Минск: РИВШ, 2005. 271 с.

18. Садырин В. В., Яковлева Н. О., Трубайчук Л. В., Тюмасева З. И. и др. Новый учитель – новой школе: курс на профессиональную социализацию: учебное пособие. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2013. 209 с.

19. Тюмасева З. И. Оздоровление современного образования как средство успешной социализации молодого педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 187–195.

20. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Валеева Г. В., Гладкая Е. С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов: монография. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2015. 288 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Яковлева Н.О. АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА. Образование и наука. 2018;20(1):75-95. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-75-95

For citation: Tyumaseva Z.I., Orehova I.L., Yakovleva N.O. ADAPTATIONAL STAGE OF THE PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The Education and science journal. 2018;20(1):75-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-75-95

Просмотров: 160

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)