Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

АДАПТАЦИОННЫЙ ЭТАП ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-75-95

Texto completo:

Resumen

Введение. Система отечественного образования нуждается в качественной подготовке учителей, хорошо знающих возрастные и психофизиологические особенности детей, готовых к переменам, нестандартным трудовым действиям, способных самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Обеспечить формирование у современного педагога таких качеств можно только при условии успешной социальной адаптации молодых специалистов.

Цель публикации – представить авторскую программу оценки уровня адаптированности студентов к педагогической деятельности на начальном этапе профессиональной социализации в вузе.

Методология и методы исследования. Исследование базируется на личностно-ориентированном подходе к созданию мониторингового инструментария для определения сформированности у студентов профессионально значимых личностных качеств. В процессе работы применялись методы анализа и обобщения научных публикаций и директивных документов, имеющих отношение к обсуждаемым проблемам. При моделировании и апробации авторской программы использовались анкетирование, тестирование, математико-статистические методы обработки результатов мониторинга.

Научная новизна и результаты. Определена сущность феномена социализа-ии; уточнено понятие и раскрыта конструктивная природа профессиональной социализации студентов педагогического вуза, выделены ее основные этапы. В рамках этапа адаптации первокурсников в вузе студент рассматривается как субъект, который в процессе своей подготовки планирует, организует, направляет и корригирует собственную деятельность. Описана методика организации и проведения мониторинга профессиональной социализации будущих учителей, которая включает три блока: мировоззренческий, операциональный и блок поведенческой адаптированности. Выделены критерии эффективности профессиональной социализации: мотивационно-ценностный, когнитивный, эмоционально-волевой, креативно-деятельностный. Дана характеристика этих критериев и показателей их соблюдения. Изложены результаты опытно-экспериментальной работы по апробации авторской методики, проводившейся в Челябинском государственном педагогическом университете (в настоящее время Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет) на протяжении четырех лет – с 2013 по 2016 г.

Практическая значимость. Предлагаемый диагностический инструментарий позволяет оперативно оценивать качество социальной адаптации будущих педагогов и исходя из этого определять направления совершенствования их профессиональной подготовки. Материалы статьи могут быть полезны для специалистов, занимающихся вопросами адаптации студентов к вузовской среде, для руководителей образовательных организаций, преподавателей и самих студентов.

De los autores

З. Тюмасева
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
Russian Federation


И. Орехова
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Russian Federation


Н. Яковлева
Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета
Russian Federation


Referencias

1. Садырин В. В., Яковлева Н. О., Трубайчук Л. В., Тюмасева З. И. и др. Профессиональная социализация выпускников педагогических вузов на основе использования современных технологий сетевого взаимодействия / под общ. ред. В. В. Садырина. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2013. 294 с.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий: учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд., перераб., доп. Москва; Екатеринбург: Академический проект; Деловая книга, 2003. 336 с.

3. Луков В. А., Лукова Е. Е. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электрон. ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 3 (май – июнь). Режим доступа: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings [архивировано в WebCite] (дата обращения: 21.07.2017).

4. Тард Г. Законы подражания. Москва: Академический проект, 2011. 304 с.

5. Gerhardt U. Talcott Parsons: an intellectual biography. Cambridge; New York: Cambridge UP, 2002.

6. Эриксон Э. Г. Детство и общество. Санкт-Петербург: Летний сад, 2000. 416 с.

7. Пиаже Ж. Психология интеллекта. Санкт-Петербург: Питер, 2003. 192 с.

8. Андреева Г. М. Социальная психология сегодня: поиски и размышления. Москва: МПСИ, 2009. 160 с.

9. Кон И. С. Ребенок и общество. Москва: Академия, 2003. 336 с.

10. Ковалева А. И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 109–115.

11. Никандров Н. Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. Москва: Гелиос АРВ, 2000. 229 с.

12. Красноперова А. Г. Профессионально-трудовая социализация личности // Современные проблемы науки и образования. 2008. № 1. С. 31–34.

13. Мигачева М. В. Сущность и особенности профессиональной социализации молодых специалистов в период трансформации // Вестник Самарского государственного университета. 2007. № 1 (51). С. 95–101.

14. Селиверстова О. В. Принципы процесса профессиональной социализации студента в контексте синергетической парадигмы образовательной среды вуза // Высшее образование сегодня. 2010. № 5. С. 91–93.

15. Тюмасева З. И., Цыганков А. А. Общая социализация научаемых школьников средствами упреждающей профессиональной социализации педагогов // Начальная школа плюс до и после. Москва. 2012. № 10. С. 6–9.

16. Тюмасева З. И. Принципы профессиональной социализации педагогов для общей социализации обучаемых в контексте культурно-исторического подхода // Теория и методика профессионального образования. 2014. Вып. 4 (64). С. 88–92.

17. Шумская Л. И. Личностно-профессиональное становление студентов в процессе социализации. Минск: РИВШ, 2005. 271 с.

18. Садырин В. В., Яковлева Н. О., Трубайчук Л. В., Тюмасева З. И. и др. Новый учитель – новой школе: курс на профессиональную социализацию: учебное пособие. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2013. 209 с.

19. Тюмасева З. И. Оздоровление современного образования как средство успешной социализации молодого педагога // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2013. № 11. С. 187–195.

20. Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Валеева Г. В., Гладкая Е. С. Проектирование безопасного и здоровьесберегающего пространства «вуз – школа» как условие профессионального становления студентов: монография. Челябинск: Челябинский государственный педагогический университет, 2015. 288 с.


Recensión

Para cita:


Tyumaseva Z.I., Orehova I.L., Yakovleva N.O. ADAPTATIONAL STAGE OF THE PROFESSIONAL SOCIALIZATION OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL UNIVERSITIES. The Education and science journal. 2018;20(1):75-95. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-75-95

Número de consultas: 1462


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)