О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-96-115
Аннотация
Введение. Одна из острых проблем системы высшего образования – повышение мотивации будущих специалистов к овладению общими и специальными профессиональными компетенциями. Несмотря на широкую популярность среди исследователей проблематики, связанной с мотивацией обучения в вузе, практически отсутствуют работы, в которых рассматривается такой механизм запуска мотивационного импульса профессионального самоопределения и профессионализации, как участие студентов во внеучебных мероприятиях профессионально ориентированного характера. Вместе с тем многие востребованные в избранной профессии навыки и практический опыт учащиеся могут обрести только при условии их активного включения во внеучебную деятельность, которая позволяет расширить и углубить знания о выбранной профессии, полученные во время аудиторных занятий; закрепить отдельные блоки теоретического материала в неформальной обстановке.
Цели представленного в статье исследования – выявление и изучение мотивации студентов разных курсов университета к участию в организации внеучебных мероприятий профессиональной направленности и раскрытие потенциала подобной работы для формирования дополнительных научно-исследовательских, организаторских, коммуникационных и других необходимых для специалиста-профессионала навыков и умений.
Методология и методики. На начальном этапе работы был произведен аналитический обзор и обобщение психологической, педагогической и методической литературы по рассматриваемой проблеме. Методологической базой исследования стали концептуальные содержательный и процессуальный подходы к изучению феномена мотивации; теория мотивации Д. МакКлелланда; теория партисипативного управления; теория активного обучения. На экспериментальном и результирующем этапах применялись игровые технологии, анонимное анкетирование, методы описательной и вариационной статистики. Обработка полученных данных производилась с помощью лицензионной версии редактора электронных таблиц Microsoft Excel 2010, а также программы Biostatistics 4.03.
Результаты и новизна исследования. Обоснована целесообразность нетрадиционного игрового формата внеучебной деятельности студентов как инновационного способа развития и поддержки мотивации к совершенствованию личной профессиональной подготовки. На примере разработки и реализации образовательного квеста силами студентов разных курсов Курского государственного медицинского университета выявлены общие мотивы их участия в организации и проведении внеучебных профессионально ориентированных мероприятий. Получено подтверждение тому, что наиболее сильным стимулом, побуждающим молодых людей к добровольным, протекающим за рамками учебной программы познавательным занятиям, является интерес к новизне. Однако установлено, что акценты мотивации зависят от специфических личностных ценностно-содержательных задач, решаемых на каждой возрастной ступени. Результаты анкетирования в целом не расходятся с выводами других исследований: первокурсников привлекают нестандартные формы обучения, позволяющие ближе познакомиться с содержанием приобретаемого образования и будущей профессией; в последующие два года подготовки наблюдается тяга к познанию всего нового и желание участвовать в том, что с ним соотносится; для старшекурсников свойственно желание передать опыт младшим коллегам и попробовать себя в роли организатора. Вместе с тем выяснено, что для студентов 2–4-го курсов также характерен мотив научиться организации мероприятий на уровне университета и обозначить тем самым новую точку собственного личностного развития.
Авторы статьи убеждены, что нетривиальные, привлекательные для обучающихся формы внеучебной деятельности, такие как квесты, способствуют развитию более заинтересованного отношения к учебному процессу, актуализируют потребность студентов в самореализации, вдохновляют их на поиск новой, профессионально значимой информации, которая впоследствии трансформируется в общекультурные, общепрофессиональные и специальные, соответствующие профилю подготовки компетенции.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть полезны преподавателям и специалистам различных подразделений вуза, занимающимся внеучебной работой со студентами.
Об авторах
Т. А. ШульгинаРоссия
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой социальной работы и безопасности жизнедеятельности,
Курск
Н. А. Кетова
Россия
ассистент кафедры социальной работы и безопасности жизнедеятельности, начальник социального центра,
Курск
К. А. Холодова
Россия
специалист социального центра по сопровождению инклюзивного образования,
Курск
Д. А. Северинов
Россия
студент,
Курск
Список литературы
1. Иванайская Т. Л. Педагогический потенциал внеучебной деятельности в развитии конкурентоспособности выпускника вуза // Символ науки. 2015. № 12. С. 137–138.
2. Бакшаева Н., Вербицкий А. Психология мотивации студентов. Москва: Логос, 2016. 459 с.
3. Богданов Ю. В. Мотивация студента к обучению: теория и практика // Terra Economicus. 2013. Т. 11, № . 4–3. С. 253–257.
4. Долгина Е. С., Васильева Е. В. Концепции мотивации персонала: содержательные и процессуальные теории // Молодой ученый. 2015. № 7. С. 387–390.
5. Мешков Н. И., Мешков Д. Н. Мотивация личности как ключевая проблема психологии // Интеграция образования. 2015. Т. 19, № 1. С. 37–43.
6. Казаева Е. А. Роль партисипативности в системе высшего образования // Педагогическое образование в России. 2014. № 1. С. 25–30.
7. Nadeem M. Participative management style; a tool to enhance quality education // Journal of Humanities and Social Science. 2012. Vol. 4. Issue 2. P. 8–14.
8. Кикина И. А. Внеучебная практическая деятельность как фактор формирования профессиональных компетенций, профессионального самоопределения и развития личности обучающихся [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2012/09/04/vneuchebnaya-prakticheskaya-deyatelnost-kak-faktor (дата обращения: 15.11.2017).
9. Кавинкина И. Н. Социокультурная среда вуза как фактор нравственного и патриотического воспитания студентов // Материалы заочной научно-методической конференции «Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации», 15–17 мая, 2013 г., Минск. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2013. С. 53–55.
10. Мазурок И. А. Теоретико-методологические основы нравственного воспитания студентов в процессе обучения // Материалы заочной научно-методической конференции «Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации», 15–17 мая, 2013 г., Минск. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2013. С. 57–60.
11. Тарасюк М. М. Возрождение народных традиций и воспитание толерантности студенческой молодежи в учреждении высшего образования // Материалы заочной научно-методической конференции «Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации» 15–17 мая, 2013 г., Минск. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2013. С. 80–82.
12. Асмыкович И. К., Можей Н. П. Об опыте работы с хорошо успевающими студентами в технических университетах // Материалы заочной научно-методической конференции «Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации» 15–17 мая, 2013 г., Минск. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2013. С. 15–18.
13. Улановская С. И. Игровые технологии и их использование в педагогической работе с творческой молодежью // Материалы заочной научно-методической конференции «Идеологическая и воспитательная работа в учреждениях высшего образования: традиции и инновации» 15–17 мая, 2013 г., Минск. Минск: Республиканский институт высшей школы, 2013. С. 82–85.
14. Смирнов В. А. Внеучебная работа в вузе. Некоторые проблемы и возможности развития // Вестник высшей школы. 2014. № 11. С. 17–23.
15. Новикова Е. В., Шайхутдинова Г. А. Современные технологии формирования профессиональной компетентности во внеучебной деятельности студентов // Вестник Казанского технологического университета. 2014. № 7. С. 346–349.
16. Чиркина Р. В. Концептуальные подходы к организации воспитательной работы со студентами // Академический вестник Академии социального управления. 2010. № 2 (2). С. 28–35.
17. Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения // Мир науки: интернет-журнал [Электрон. ресурс]. 2016. Т. 4, № 5. С. 1–10. Режим доступа: https://mir-nauki.com
18. Kaivola T., Salomaki T., Taina J. In quest for better understanding of student learning experiences // Procedia – Social and Behavioral Sciences. 2012. № 46. P. 8–12.
19. Малинаускас Р. К. Мотивация студентов разных периодов обучения // Социологические исследования. 2005. № . 2. С. 134–138.
20. Беркович Л. С., Копылова Т. В. Мотивация: от теории к практике // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2003. № . 2. С. 15–20.
21. Денисова А. Б. Роль внеучебной деятельности в подготовке современного специалиста // Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. 2012. № 3 (21). С. 225–228.
Рецензия
Для цитирования:
Шульгина Т.А., Кетова Н.А., Холодова К.А., Северинов Д.А. О МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ. Образование и наука. 2018;20(1):96-115. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-96-115
For citation:
Shulgina T.A., Ketova N.A., Kholodova K.A., Severinov D.A. MOTIVATING STUDENTS TO PARTICIPATE IN PROFESSIONALLY ORIENTED EVENTS MANAGEMENT. The Education and science journal. 2018;20(1):96-115. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-96-115