МОТИВАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ Д. МАККЛЕЛЛАНДА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-136-151
Аннотация
Введение. Ведущие мотивы деятельности и поведения человека складываются в возрасте, совпадающем со временем обучения в начальной школе. Определяющую роль в их развитии играют несколько факторов: воспитание в семье, характер обучения в образовательном учреждении, качество предлагающейся ребенку популярной литературы и других информационно-познавательных источников – прежде всего школьных учебников. Особая значимость качественного наполнения учебников состоит в том, что дети в обязательном порядке знакомятся с размещенными в них материалами, в результате чего так или иначе усваивают транслируемые в учебных текстах модели социального взаимодействия. Высокий конструктивистский потенциал учебников свидетельствует о целесообразности и необходимости всестороннего исследования влияния их содержания на формирование мотивационных новообразований у обучающихся.
Цель публикации – представить методику анализа мотивационной направленности школьных учебников по литературе и итоги апробации данного инструментария при изучении содержания украинских учебников для начальных классов.
Методология и методы. Работа осуществлялась с опорой на положения сравнительного, социально-конструктивистского, социокультурного и системно-деятельностного подходов к осуществлению учебно-воспитательного процесса и подготовке дидактических материалов. Использовались такие научные методы, как анализ и обобщение содержания социологической, социально-психологической, педагогической и методической литературы; контент-анализ учебных текстов.
Результаты и научная новизна. Описана разработанная автором методика мотивационного контент-анализа школьных учебников, основу которой составили постулаты теории Д. МакКлелланда. В качестве ключевых категорий, определяющих качество мотивационного содержания учебных текстов, были избраны выделенные выдающимся психологом в методике оценки мотивации показатели достижения, аффилиации (причастности), положительной и негативной власти, избегания неудачи, дополненные мотивами самовыражения и отказа от аффилиации. Предпринятый контент-анализ украинских учебников по литературе для 2–5-го классов показал, что базовым позитивным мотивом, который чаще всего воспроизводится в дискурсивном пространстве учебной литературы, является аффилиация. Среди негативных мотивов-тенденций отмечены слабая ориентация на достижение поставленных целей и самореализацию; частое присутствие негативного мотива власти (многочисленность примеров манипулирования людьми ради собственного самоутверждения, а также примеров авторитарности литературных героев, использования ими в своих интересах слабости других и т. п.) и мотива избегания неудачи (самоустранения при столкновении с трудностями). Сделан вывод о том, что высокая степень культивирования негативных мотивов поведения в школьных учебниках может стать косвенной причиной формирования пассивных жизненных установок детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость. Предлагаемая авторская методика будет полезна при организации кросс-культурных сравнительных исследований по выявлению специфических отличий в обучении детей в разных странах. Результаты исследования могут также служить одним из убедительных обоснований необходимости коррекции и реформирования системы обучения в начальной школе.
Об авторе
Е. В. БатаеваУкраина
доктор философских наук, доцент, профессор кафедры социологии,
Харьков
Список литературы
1. Neuman W. Social research methods: Qualitative and quantitative approaches. Edinburgh Gate: Pearson Education Limited; 2014.
2. McClelland D. Human motivation. Cambridge University Press; 1985.
3. Bowles S. & Gintis H. Schooling in Capitalist America Revisited. Sociology of Education. 2002; 75(1): 1–18.
4. Atay M. & Danju, I. Analysis of 1st grade and 5th grade textbooks and primary school student's views about personal traits in gender role in society. Procedia – Social and Behavioral Sciences [Internet]. 2012 [cited 2017 Sept 25]; 47: 64– 73. Available from: https://doi.org/10.1016/j.sbspro.2012.06.614
5. Damigella D. & Licciardello O. Stereotypes and prejudices at school: A study on primary school reading books. Procedia – Social and Behavioral Sciences [Internet]. 2014 [cited 2017 Sept 25]; 127: 209–213. Available from: http:// doi: 10.1016/j.sbspro.2014.03.242
6. Kolosova E. A. Gender and professional socialization in textbooks for primary and preparatory classes in 2000s. Problemy sovremennogo obrazovanija = Problems of Modern Education. 2014; 4: 219–223. (In Russ.)
7. Korneeva E. & Korotaeva A. Content of teaching materials as a means of constructing gender identity of junior schoolchildren. Jaroslavskij pedagogicheskij vestnik = Yaroslavl Pedagogical Journal. 2015; 1 (II): 106–110. (In Russ.)
8. Sovič A. & Hus V. Gender stereotype analysis of the textbooks for young learners. Procedia – Social and Behavioral Sciences [Internet]. 2015 [cited 2017 Sept 25]; 186: 495–501. Available from: http://doi:10.1016/j.sbspro.2015.04.080
9. Agha N., Kazim Syed G. & Ali Mirani D. Exploring the representation of gender and identity: patriarchal and citizenship perspectives from the primary level Sindhi textbooks in Pakistan. Women's Studies International Forum [Internet]. 2018 [cited 2017 Dec 18]; 66: 17–24. Available from: https://doi.org/ 10.1016/j.wsif.2017.11.009
10. Abbas M. & Khurshid F. Motivational techniques and learners ‘academic achievement’ at primary level. Global Journal of Human Social Science. Linguistics & Education. 2013; 13 (3): 15–24.
11. Salani E. & Maphane E. Botswana primary school teachers’ motivational strategies beliefs about Mathematics classroom instructional practices. International Journal of Humanities Social Sciences and Education. 2014; 1 (11): 217–227.
12. Saeed S. & Zyngier D. How motivation influences student engagement: A qualitative case study. Journal of Education and Learning [Internet]. 2012 [cited 2017 Sept 25]; 1 (2): 252–267. Available from: http://dx.doi.org/ 10.5539/jel.v1n2p252
13. Poledňová I., Stránská Z. & Niedobová H. Achievement motivation of secondary school students in relation to their social position in the class. Problems of Psychology in the 21st Century. 2014; 8 (1): 61–70.
14. Okolskaya L. A. Labor values and norms in the content of textbooks for primary school: Today and 20 years ago. Voprosy obrazovanija = Education Issues. 2007; 2: 68–85. (In Russ.)
15. Shahmohammadi N. Content analysis of elementary science text books based on the achievement motivation constructs. Procedia – Social and Behavioral Sciences [Internet]. 2013 [cited 2017 Sept 25]; 84: 426–430. Available from: http:// doi.org/10.1016/j.sbspro.2013.06.579
16. Avramenko O. Ukraїns'ka lіteratura: pіdruch. dlja 5 kl. zagal'noosvіtn. navch. Zakl = Ukrainian literature: textbook for the 5th grade of a comprehensive educational institution. Kyiv, Ukraine: Publishing House Gramota; 2013. (In Ukrain.)
17. Naumenko V. Lіteraturne chitannja: ukr. mova dlja zagal'no – osvіt. navch. zakl. z navchannjam ukr. movoju: pіdruch. dlja 2-go kl. = Literature readers: Ukrainian language for primary school with teaching in Ukrainian: textbook for 2nd grade. Kyiv, Ukraine: Publishing House Geneza; 2012. (In Ukrain.)
18. Savchenko O. Lіteraturne chitannja. Ukraїns'ka mova. 3 klas: pіdruch. dlja zagal'no-osvіt. navch. zakl = Literature readers: Ukrainian language. 3rd grade. The textbook for primary schools. Kyiv, Ukraine: Publishing House «Osvіta»; 2013. (In Ukrain.)
19. Savchenko O. Lіteraturne chitannja. Ukraїns'ka mova. 4 klas: pіdruch. dlja zagal'no-osvіt. navch. zakl = Literature readers: Ukrainian language. 4rd grade. The textbook for primary schools. Kyiv, Ukraine: Publishing House «Osvіta»; 2015. (In Ukrain.)
20. Magun V. & Rudnev M. Value heterogeneity of the population of European countries: Typology based on R. Inglehart indicators. Bulletin of Public Opinion. Data. Analysis. Discussions. 2012; ¾: 12–24.
21. Inglehart R. & Welzel C. Modernization, cultural change, and democracy: The human development sequence. Cambridge University Press; 2005.
22. Bataeva K. Communicative and instrumental models of educational process in modern philosophy and sociology of education. Gumanitarnyj Chasopys = Humanitarian Journal. 2016; 3: 5–11.
Рецензия
Для цитирования:
Батаева Е.В. МОТИВАЦИОННЫЙ КОНТЕНТ-АНАЛИЗ УЧЕБНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ Д. МАККЛЕЛЛАНДА. Образование и наука. 2018;20(1):136-151. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-136-151
For citation:
Bataeva E.V. MOTIVATIONAL CONTENT ANALYSIS OF PRIMARY SCHOOL TEXTBOOKS ON LITERATURE IN CONTEXT OF D. MCCLELLAND’S THEORY. The Education and science journal. 2018;20(1):136-151. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-136-151