Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ «СОЦИАЛЬНЫЙ АКСЕЛЕРАТОР» ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-171-187

Полный текст:

Аннотация

Введение. Современные тенденции эволюционирования образования и человеческого сообщества в целом не только усиливают роль университетов в преобразовании социальной сферы, но и требуют от высшей школы новых подходов к формированию навыков и надпрофессиональных компетенций студентов, которым предстоит жить в условиях нового (шестого) технологического уклада. Для классических университетов социальное и культурное совершенствование общества является изначальной миссией. Однако сегодня вузам отводится особая роль в укреплении социально-экономической стабильности и поступательном развитии территорий, на которых они расположены. Среди актуальных образовательных задач, решение которых способно обеспечить дополнительные ресурсы для роста благосостояния сограждан, выделяется подготовка социальных предпринимателей, деятельность которых направлена на креативное решение социальных проблем региона, помощь его жителям и позитивные перемены в местном социуме.

Цель публикации – представить результаты апробации инновационной образовательной технологии развития социально-предпринимательской компетентности студентов в классическом университете.

Методология и методики. Методологическую базу работы составили идеи системно-деятельностного и компетентностного подходов. В процессе исследования использовались такие методы, как анализ научной литературы и документов, имеющих отношение к рассматриваемой теме; кабинетное исследование (desktop research); интервьюирование и анкетирование участников образовательного процесса; образовательный эксперимент; рефлексия и обобщение практического опыта реализации программы акселерации бизнес-проектов в классическом университете (case study).

Результаты и научная новизна. Предложен новый подход к развитию социально-предпринимательской компетентности студентов, основанный на внедрении в образовательную практику вуза технологии «Социальный акселератор». Описана структура технологии, которая в качестве обязательных компонентов включает краткосрочную, рассчитанную на несколько месяцев программу обучения начинающих предпринимателей; менторское сопровождение продвижения студенческих стартапов; создание условий для предъявления общественности продуктов проектной деятельности обучающихся. В обобщенном виде изложен цикл функционирования «акселератора» и результаты его апробации, которая осуществлялась с 2015 по 2017 г. на площадке «Парка социогуманитарных технологий» Томского государственного университета. Анализ отзывов студентов демонстрирует появление у них устойчивого интереса к социально-преобразующей деятельности и желание продолжать обучение по выбранному направлению в городских, региональных, всероссийских и международных школах.

Практическая значимость. Предлагаемая авторами технология «Социальный акселератор» является инновационным эффективным инструментом генерации новой волны предпринимателей, который может тиражироваться для использования обучения студентов в классических университетах. Технология позволяет своевременно распознавать лиц, способных к бизнес-деятельности; активизировать их инициативу; оказывать им действенную помощь в развитии предпринимательских склонностей и получении необходимых знаний.

 

Об авторах

Е. Г. Сырямкина
Национального исследовательского Томского государственного университета
Россия

кандидат философских наук, доцент кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, директор Парка социогуманитарных технологий,

Томск



Т. Б. Румянцева
Национального исследовательского Томского государственного университета
Россия

ассистент кафедры управления качеством факультета инновационных технологий, сотрудник Парка социогуманитарных технологий,

Томск



Е. Ю. Ливенцова
Национального исследовательского Томского государственного университета
Россия

старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии факультета психологии, сотрудник Парка социогуманитарных технологий,

 Томск



Список литературы

1. Петрова Г. И. Социальные коммуникации и коммуникативная онтология образования // Межкультурные взаимодействия и формирование единого научно-образовательного пространства. Санкт-Петербург: Политехника-сервис, 2005. С. 181–190.

2. Сырямкина Е. Г. Социально-активный университет: формирование субъекта гражданского общества // Классический университет в неклассическое время: Труды Томского государственного университета. 2008. Т. 269. С. 71–74.

3. Бахмин В. Вузы и местные сообщества – инструмент инновационного развития регионов [Электрон. ресурс] // Комитет гражданских инициатив. 2017. Режим доступа: https://komitetgi.ru/analytics/3402/ (дата обращения 08.09.2017).

4. Зиневич О. В., Балмасова Т. А. «Третья миссия» и социальная вовлеченность университетов: к постановке проблемы // Власть. 2015. № 6. С. 67–72.

5. Балмасова Т. А. Третья миссия университета в условиях модернизации российского образования // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история: сборник статей по материалам LV Международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2015.

6. Шеяненко Д. О., Мартынова Т. Н. Инновационные формы оказания социальных услуг: социальное предпринимательство // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2014. № 11. С. 111–119.

7. J. Gregory Dees. The Meaning of Social Entrepreneurship. 1998. Available from: http://www.redalmarza.cl/ing/pdf/TheMeaningofSocialEntrepreneurship.pdf (дата обращения 08.09.2017).

8. Alvord S. H., Brown L. D., &Letts C. W. Social entrepreneurship and societal transformation // Journal of Applied Behavioral Science. 2004. № 40 (3). Р. 260–282.

9. Perrini F., & Vurro Р. Social Entrepreneurship: Innovation and social change across theory and practice // J. Mair, J. Robinson, & K. Hockerts (Eds.) Social Entrepreneurship. New York: Palgrave MacItalicllan, 2004. Р. 57–86.

10. Mair J., & Marti I. Social entrepreneurship research: A source of explanation, prediction, and delight // Journal of World Business. 2006. № 41. Р. 36–44.

11. Волкова М. С. Понятие социального предпринимательства и его критерии // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10, № 9. С. 39–48.

12. Кикал Д., Лайонс Т. Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше. Москва: Альпина Паблишер, 2014, 353 с.

13. Miller T., Wesley C., Williams D. Educating the Minds of Caring Hearts: Comparing the Views of Practrioners and Educators on the Importance of Social Entrepreneurship Competencies // Academy of Management Learning and Education. 2012. Vol. 11, № 3. P. 349–370.

14. Асмолов А. Г. Стратегия и методология социокультурной модернизации образования [Электрон. ресурс]. Москва: ФИРО, 2011. Режим доступа: http://mboug-97.ucoz.ru/Fgos/strategija_i_metodologija_sociokulturnoj_moderniza.pdf (дата обращения 08.09.2017).

15. Логвинова И. Л. Обучение социальному предпринимательству: зарубежный опыт // Современная конкуренция. 2015. Т. 9, № 5 (53). С. 84–106.

16. Шлей Б. Неудержимые: Интенсив для будущих предпринимателей. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 288 с.

17. Соколова Е. И. Анализ терминологического ряда «коуч», «ментор», «тьютор», «фасилитатор», «эдвайзер» в контексте непрерывного образования // Непрерывное образование: XXI век. 2013. № 4. С. 1–11.

18. White Eric R. Academic Advising in Higher Education: A Place at the Core // The Journal of General Education. 2015. Vol. 64. № 4. P. 263–277.

19. Менегетти А. Психология лидера: пер с итал. Москва: ННБФ «Онтопсихология», 2004. 256 с.

20. Беленький В. Х., Паульман В. Ф. Предпринимательство: развитие, природа, проблемы // Социологические исследования. 2012. № 10. С. 11–20.


Для цитирования:


Сырямкина Е.Г., Румянцева Т.Б., Ливенцова Е.Ю. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕХНОЛОГИИ «СОЦИАЛЬНЫЙ АКСЕЛЕРАТОР» ДЛЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ В КЛАССИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. Образование и наука. 2018;20(1):171-187. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-171-187

For citation:


Syryamkina E.G., Rumyantseva T.B., Liventsova E.Y. EDUCATIONAL POTENTIAL OF THE “SOCIAL ACCELERATOR” TECHNOLOGY: DEVELOPING SOCIAL – ENTREPRENEURIAL COMPETENCE OF STUDENTS AT CLASSICAL UNIVERSITIES. The Education and science journal. 2018;20(1):171-187. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-1-171-187

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)