НАУЧНАЯ ШКОЛА АКАДЕМИКА РАО Г. М. РОМАНЦЕВА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-33-52
Аннотация
Введение.Научные школы служат локомотивами развития науки и центрами подготовки ученых. При этом большое значение имеет личность основателя и руководителя научной школы, который должен обладать уникальным теоретическим мышлением, талантом и интуицией исследователя-экспериментатора, быть целеустремленным, способным к генерации идей и лично заинтересованным в разработке актуальных научных проблем, а также иметь незаурядные организаторские и педагогические качества.
Цель статьи – исследование становления, эволюции и прогнозирование перспектив развития основных направлений научной школы академика РАО Г. М. Романцева.
Методология и методы. В основу работы положен герменевтический метод – метод толкования и понимания научных текстов, а также общенаучные методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения научного наследия.
Результаты и научная новизна. Авторами предпринята попытка осмысления содержания трудов Г. М. Романцева и коллектива авторов созданной им научной школы, спроектировавших теоретическую модель профессионально-педагогического образования в России. Отмечается междисциплинарность многих работ, которые часто ведутся на стыке педагогики, психологии, философии, права и экономики, и научно-практический характер большинства исследований: теоретические изыскания непрерывно сопровождаются инновационной экспериментальной деятельностью. Обоснованы место профессиональной педагогики в системе педагогических наук и ее роль как теоретико-методологического фундамента профессионально-педагогического образования. Сформулированы ключевые теоретические и методологические положения данного вида образования, обозначены его закономерные процессы и векторы дальнейшего развития. Представлены научные достижения ученых школы Г. М. Романцева в области высшего рабочего и ремесленного образования и описаны возможные сценарии совершенствования профессиональной подготовки рабочих и ремесленников в России.
Практическая значимость. Итоги деятельности представителей научной школы Г. М. Романцева на сегодняшний день являются основой для коррекции и разработки образовательных и профессиональных стандартов, их понятийного аппарата, нормативно-правовой базы профессионального образования, в том числе правового обеспечения профессиональной ориентации молодежи. Продолжение инновационной деятельности научного коллектива и внедрение в практику ее результатов будет способствовать сокращению разрыва между теорией и практикой профессионального образования, усилению конкурентоспособности отечественной высшей школы и удовлетворению нужд производства и экономики квалифицированными специалистами. Кроме того, результаты исследований ученых могут оказать существенную помощь при создании современной структуры организации педагогических научных исследований и сделать более эффективным управление этим процессом.
Об авторах
Н. В. РонжинаРоссия
доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры права
Scopus Author ID: 57191431073
А. В. Ефанов
Россия
кандидат педагогических наук, доцент, директор научно-образовательного центра развития ремесленного образования
Scopus Author ID: 57191173802
Список литературы
1. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). Москва: Московский гуманитарный университет, 2003. 69 с.
2. Федоров В. А., Хаматнуров Ф. Т. Научно-образовательная школа «Научные основы развития и проектирования профессионального и профессионально-педагогического образования в России» академика РАО Г. М. Романцева // Образование и наука. 2010. № 10 (78). С. 126–139.
3. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Философские проблемы профессиональной педагогики // Теория и практика профессионально-педагогического образования: коллективная монография / под ред. Г. М. Романцева, В. А. Федорова, М. М. Дудиной. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2013. Т. 3. С. 7–31.
4. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Сущность профессиональной педагогики как самостоятельной педагогической науки // Актуальные проблемы профессионального и высшего образования: коллективная монография / авторы-составители: С. Н. Чистякова, Е. Н. Геворкян, Н. Д. Подуфалов. Москва: Экон-Информ, 2016. С. 73–85.
5. Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика: теория, методология, практика: монография / под науч. ред. Г. М. Романцева. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 227 с.
6. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Уровневое профессионально-педагогическое образование: теоретико-методологические основы стандартизации: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2011. 545 с.
7. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование: теория, эмпирика, практика: монография. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2001. 330 с.
8. Дорожкин Е. М., Зеер Э. Ф. Методология профессионально-педагогического образования: теория и практика (теоретико-методологические основания профессионально-педагогического образования // Образование и наука. 2014. № 9. С. 4–20. DOI: 10.17853/1994–5639–2014–9-4–20.
9. Романцев Г. М., Ронжина Н. В. Профессиональная педагогика // Дополнение к «Энциклопедии профессионального образования». Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. С. 241–247.
10. Ronzhina N. V., Romantsev G. M., Piskunov V. A., Vrbka J. Economic Laws of Division and Changing the Labor in the System of Contemporary Vocational Education Determination // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2788–2799.
11. Федоров В. А. Профессионально-педагогическое образование в изменяющихся социально-экономических условиях: научное обеспечение развития // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. 2008. № 9 (57). С. 127–134.
12. Романцев Г. М., Федоров В. А., Осипова И. В., Тарасюк О. В. Подготовка профессионально-педагогических кадров для обучения рабочих в инновационных условиях // Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию / РГППУ. 2012. Вып. 1 (46). 244 с.
13. Федоров В. А., Третьякова Н. В. Профессионально-педагогическое образование в России: историко-логическая периодизация // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 3. С. 93–119. DOI:10.17853/1994–5639–2017–3-93– 119.
14. Simonova M. V., Ilyukhina L. A., Romantsev G. M., Zeer E. F., Khamatnurov F. T. Approaches to Monitoring of Competences and Qualifications // IEJME-Mathematics Education. 2016. № 11 (7). P. 2745–2760.
15. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 8. С. 9–28. DOI: 10.17853/1994–5639–2017–89–28.
16. Романцев Г. М. Теоретические основы высшего рабочего образования: монография. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 1997. 412 с.
17. Федоров В. А., Васильев С. В. Исходные принципы построения модели подготовки конкурентоспособных рабочих в условиях промышленных предприятий // Образование и наука. 2014. № 6. С. 56–76.
18. DOI:10.17853/1994–5639–2014–6-56–76.
19. Федоров В. А., Васильев С. В. Подготовка к рабочим профессиям в условиях корпоративного образования // Педагогика. 2018. № 1. С. 94–102.
20. Романцев Г. М., Федоров В. А., Мокроносов А. Г. Профессиональное образование в системе обеспечения модернизируемой экономики рабочими кадрами // Университетское управление: практика и анализ. 2012. № 6 (82). С. 6–13.
21. Романцев Г. М. и др. Методологическое и профессионально-педагогическое обеспечение развития ремесленного сектора экономики: отчет о НИР. Заказ Министерства образования РФ № 015.10.01.29. Екатеринбург: Уральский государственный профессионально-педагогический университет, 2000. 43 с.
22. Романцев Г. М. Новая отрасль профессионального образования // Профессиональное образование. 2004. № 9. С. 2–3.
23. Романцев Г. М., Колобков И. А. Ремесленное профессиональное образование как одно из направлений реформирования профессионального образования // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 45–52.
24. Романцев Г. М., Чапаев Н. К., Ефанов А. В. и др. Проблемы становления профессионального ремесленного образования в России: коллективная монография / науч. ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2012. 233 с.
25. Романцев Г. М., Чапаев Н. К., Ефанов А. В. и др. Ремесленное образование в России: ценности, содержание, технологии: коллективная монография / науч. ред. Г. М. Романцев. Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2014. 142 с.
26. Romantsev G. M., Zelenov Y. N., Kryuchkov K. V., Efanov A. V., Bychkova E. Yu. Model of Preparation of a Craftsman in the Framework of Continuous Vocational Education // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. № 12 (7b). P. 1327–1337. DOI:10.12973/ejac.2017.00259a.
Рецензия
Для цитирования:
Ронжина Н.В., Ефанов А.В. НАУЧНАЯ ШКОЛА АКАДЕМИКА РАО Г. М. РОМАНЦЕВА: ИСТОРИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Образование и наука. 2018;20(3):33-52. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-33-52
For citation:
Ronzhina N.V., Efanov A.V. THE SCIENTIFIC SCHOOL OF THE ACADEMICIAN G. M. ROMANTSEV: THE HISTORY AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT. The Education and science journal. 2018;20(3):33-52. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-33-52