ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-83-99
Аннотация
Введение. Изменения, которые в последние годы произошли и продолжают происходить во многих общественных институтах, экономическая и социальная нестабильность, перманентные образовательные реформы порождают и усиливают чувство личной незащищенности у современных педагогов. Новая социально-профессиональная ситуация предполагает наличие у них высокой внутренней мотивации и способности к самостоятельному профессиональному развитию. Однако на фоне низкого социального статуса педагогической профессии и увеличившихся требований к ней многие педагоги оказываются не готовы к переосмыслению собственной роли в образовательном процессе и к решению возникающих профессиональных трудностей. Цели данной статьи – проанализировать сущность понятия «профессиональный кризис личности» и раскрыть психологические особенности переживания педагогами данного состояния. Методология и методы. В ходе исследования для сбора эмпирических данных использовались опросные методы: методика биографической рефлексии М. В. Клементьевой, дифференциальный тест рефлексивности Д. А. Леонтьева и Е. Н. Осина, тест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева. Обработка данных производилась с применением дескриптивной статистики, сравнительного анализа с привлечением U-критерия Манна – Уитни и корреляционного анализа посредством r-критерия Спирмена. Результаты и научная новизна. На основе теоретического анализа и обобщения содержания имеющейся психологической литературы было сформулировано авторское определение понятия «переживание профессионального кризиса личности». Разработана феноменологическая анкета «Переживание профессионального кризиса личности». На материале анкетирования и самоотчетов педагогов среди испытуемых (n=150) была выделена группа респондентов, переживающих профессиональный кризис личности (n=70). На опытно-поисковом этапе исследования было установлено, что психологическому состоянию таких педагогов свойственны, прежде всего, изменения смыслов выполняемой деятельности и транформация ценностных ориентиров; размытость (или отсутствие) временной профессиональной перспективы; падение интереса к педагогической деятельности; неудовлетворенность самореализацией; неверие в свои силы и неспособность контролировать события собственной жизни. Однако у многих педагогов профессиональный кризис сопровождается рефлексией содержания выполняемой работы, потребностью в осмыслении собственного состояния, актуализацией поиска новых смысловых ориентиров, осознанием собственного профессионального потенциала. Выяснено, что большинство педагогов, как пребывающих в кризисе, так и не испытывающих его, воспринимают свою жизнь как интересную и насыщенную, а кризисное состояние влияет лишь на отдельные, хотя и важные для педагогической деятельности параметры смысложизненных ориентаций. Данный факт свидетельствует о возможностях успешного преодоления профессионального кризиса личности за счет актуализации жизненных ресурсов. Практическая значимость. Полученные результаты могут стать основой разработки программ психолого-педагогического сопровождения профессионального развития и деятельности педагогов.
Ключевые слова
Об авторах
Н. О. СадовниковаРоссия
кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой профессиональной педагогики и психологии
Ф. Заннони
Италия
научный сотрудник
Список литературы
1. Василюк Ф. Е. К истории понятия переживания // Научная школа Л. С. Выготского: традиции и инновации: сборник материалов международного симпозиума. Москва: МГППУ, 2016. 344 с. С. 114–122.
2. Fillip S.-H., Aymanns P. Kritische Lebensereignisse und Lebenskrisen. Vom Umgang mit den Schattenseiten des Lebens. Stuttgart: Kohlhammer, 2010. 448 p.
3. Olson A. The theory of Self-actualization: mental illness, creative and art. Psychology Today [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https: www. psychologyto-day.com/blog/theory-and-psychopatology/201308/the-theory-self-actualization (дата обращения 13.07.2016).
4. Василюк Ф. Е. Переживание и молитва. Опыт общепсихологического исследования. Москва: Смысл, 2005. 191 с.
5. Малкина-Пых И. Г. Возрастные кризисы: справочник практического психолога. Москва: Эксмо, 2004. 554 с.
6. Прохоров А. О. Теоретические и методологические аспекты проблемы неравновесных психических состояний // Психология состояний / под ред. А. О. Прохорова. Москва; Санкт-Петербург: ПЕР СЭ; Речь, 2004. 608 с.
7. Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний в повседневной, обыденной жизнедеятельности человека // Психологические исследования. 2017. Т. 10, № 56. С. 7. Режим доступа: http://psystudy.ru (дата обращения: 01.12.2017).
8. Дильтей В. Описательная психология. Санкт-Петербург: Алетейя, 2013. 132 с.
9. Кьеркегор С. Страх и трепет. Москва: Культурная Революция, 2010. 488 с.
10. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Москва; Харьков: АСТ; Фолио, 2004. 340 с.
11. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург: Питер Ком, 2002. 720 с.
12. Клементьева М. В. Понятие биографической рефлексии и методика ее оценки // Культурно-историческая психология. 2014. № 4. С. 80–93.
13. Леонтьев Д. А., Осин Е. Н. Рефлексия «хорошая» и «дурная»: от объяснительной модели к дифференциальной диагностике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014. № 4. С. 110–135.
14. Sadovnikova N. O., Sergeeva T. B., Suraeva M. O., Kuzmina O. Y. Phenomenological Analysis of Professional Identity Crisis Experience by Teachers // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. № 11 (14). P. 6898–6912.
15. Улановский А. М. Феноменологическая психология: качественные исследования и работа с переживанием. Москва: Смысл, 2012. 255 с.
16. Улановский А. М. Качественная методология и конструктивистская ориентация в психологии // Вопросы психологии. 2006. № 3. С. 27–37.
17. Улановский А. М. Феноменология в психологии и психотерапии: прояснение неотчетливых переживаний // Московский психотерапевтический журнал. 2009. № 2. C. 27–51.
18. Polkinghorne D. Self and humanistic psychology // The handbook of humanistic psychology: Leading edges in theory, research and practice / K. J. Schneider, J. F. T. Bugental, J. F. Pierson (eds). Thousand Oaks (CA): Sage, 2011. P. 81–99.
19. Varela F. J., Shear J. First-person accounts: why, what, and how // Varela F. J., Shear J. The view from within: First-person approaches to the study of consciousness. Bowling Green: Imprint Academic, 2000. 314 p.
Рецензия
Для цитирования:
Садовникова Н.О., Заннони Ф. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕЖИВАНИЯ ПЕДАГОГАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО КРИЗИСА ЛИЧНОСТИ. Образование и наука. 2018;20(3):83-99. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-83-99
For citation:
Sadovnikova N.O., Zannoni F. PSYCHOLOGICAL FEATURES OF PROFESSIONAL IDENTITY CRISIS EXPERIENCE BY TEACHERS. The Education and science journal. 2018;20(3):83-99. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-83-99