Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ВИРТУАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ОЦЕНКА МОЛОДЕЖИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-100-116

Аннотация

Введение. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) стало привычной повседневностью как для отдельных людей, так и для общества в целом. Отрицать влияние виртуальной среды на становление и развитие личности современного молодого человека уже невозможно. В связи с этим актуально изучение мнения молодежи о роли, которую играют социальные интернет-сети в ее жизни, и о возможностях повышения собственной конкурентоспособности посредством различных веб-сервисов. Цель изложенного в статье социологического исследования состояла в выяснении отношения школьников и студентов к виртуальным социальным сетям как средству личностной самореализации. Методы и методики. На теоретическом этапе производились обзор и обобщение содержания научных публикаций, соответствующих заявленной теме и задачам исследования; был предпринят выборочный вторичный анализ данных социологических источников. На эмпирическом этапе работы применялись анкетирование и опросы, осуществлялись статистическая обработка и интерпретация полученных результатов. Результаты и научная новизна. Проведенное в 2017 г. социологическое анкетирование, в котором приняли участие 1087 старшеклассников общеобразовательных учреждений Тюменской области и 1196 студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования того же субъекта РФ, показало, что чем более конкурентоспособными считают себя респонденты, тем более успешными они воспринимают людей, популярных в Интернете. При этом юноши в большей степени, нежели девушки, склонны считать интернет-знаменитостей конкурентоспособными. Однако обладание популярным аккаунтом для них менее значимо, чем для испытуемых женского пола. Автор объясняет этот факт более рациональным подходом представителей мужского пола к созданию в виртуальном пространстве социального капитала, который впоследствии может принести дивиденды как в плане роста конкурентоспособности в обществе, так и в получении определенного дохода. Сделан вывод о том, что представления молодежи о конкурентоспособности напрямую не связаны с активностью в социальных сетях. Хотя важность наличия собственного популярного аккаунта в социальной сети для молодых людей в целом по выборке прямопрорциональна уровню оценки своей конкурентоспособности, но регулярное, очень частое использование респондентами Интернета и ИКТ как в процессе обучения, так и в свободное от учебы время не зависит от их восприятия личного уровня конкурентоспособности в обществе. Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны при выработке эффективных обоснованных рекомендаций для психолого-педагогического сопровождения процесса социализации молодежи.

Об авторе

М. Ю. Семёнов
Тюменский государственный университет, Тюмень
Россия

ассистент кафедры общей и экономической социологии, младший научный сотрудник социологической лаборатории

SPIN-код: 2176–0409,

Author ID: 810575



Список литературы

1. Wakefield M. A., & Rice C. J. The impact of cyber communication on today’s youth. (ACAPCD-14). Alexandria, VA: American Counseling Association, 2008.

2. Собкин В. С. Современный подросток в социальных сетях // Педагогика. 2016. № 8. C. 61–73.

3. Jafarzadeh-Kenarsari F., Pourghane P. College students’ experiences on smart phone technology usage: A qualitative content analysis study // Qualitative Report. 2017. Issue 22. P. 2864–2880.

4. Boyd D. M., Ellison N. B. Social network sites: Definition, history, and scholarship // Journal of Computer-Mediated Communication. 2007. № 13 (1). P. 210–230.

5. Акулич М. М., Батырева М. В., Голованова Ю. И. Каучсерфинг как социальная практика // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2017. Т. 17. № 4. С. 568–577.

6. Соловьев В. С. Преступность в социальных сетях Интернета (криминологическое исследование по материалам судебной практики) // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2016. Т. 10. № 1. С. 60–72.

7. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2013. № 1. С. 66–83.

8. Щекотуров А. В. От флирта до смены пола онлайн: подростковые практики альтернативных самопрезентаций в социальной сети «ВКонтакте» // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2017. № 6. С. 327–343.

9. Губанов Д. А., Чхартишвили А. Г. Концептуальный подход к анализу онлайновых социальных сетей // Управление большими системами: сборник трудов. 2013. № 45. С. 222–236.

10. Коршунов А. В, Гомзин А. Г., Андрианов И. А. и др. Анализ социальных сетей: методы и приложения // Труды Института системного программирования РАН: электронный журнал. 2014. Т. 26. № 1. С. 439–456.

11. Field J. Social Capital. London; New York: Routledge, 2008. 168 p.

12. Солдатова Г. У., Нестик Т. А. Молодежь в сети: сила и слабость социального капитала // Образовательная политика. 2010. № 3–4. С. 24–40.

13. Pike J., Bateman P., Butler B. «You Saw THAT?: Social Networking Sites, Self-Presentation, and Impression Formation in the Hiring Process» // AMCIS 2012. Proceedings. 8. Режим доступа: http://aisel.aisnet.org/amcis2012/proceedings/EndUserIS/8 (дата обращения: 27.11.2017).

14. Ефимова Г. З. Конкурентоориентированность и конкурентоспособность в оценке студенческой молодежи // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 7. С. 97–118.

15. Патаракин Е. Д. Педагогический дизайн социальной сети Scratch // Образовательные технологии и общество. 2013. № 2. С. 505–528.

16. Frison E., Eggermont S. Browsing, Posting, and Liking on Instagram: The Reciprocal Relationships between Different Types of Instagram Use and Adolescents' Depressed Mood // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. № 20 (10). P. 603–609.

17. Blight M. G., Ruppel E. K., Schoenbauer K. V. Sense of Community on Twitter and Instagram: Exploring the Roles of Motives and Parasocial Relationships // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2017. № 20 (5). P. 314–319.

18. Kohn A. Instagram as a naturalized propaganda tool: The Israel Defense Forces Web site and the phenomenon of shared values // Convergence. 2017. № 23 (2). P. 197–213.

19. Зверев А. Л., Федорова А. П. Социальные сети как инструмент политического манипулирования (на примере организации массовых протестов в Гонконге 2014 г.) // Вестник Бурятского государственного университета. 2015. № 7. С. 149–154.

20. Гарифова Л. Ф. Российский малый бизнес «идет» в инстаграм // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10–1 (75–1). С. 293–296.


Рецензия

Для цитирования:


Семёнов М.Ю. ВИРТУАЛЬНАЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ОЦЕНКА МОЛОДЕЖИ. Образование и наука. 2018;20(3):100-116. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-100-116

For citation:


Semenov M.Yu. VIRTUAL COMPETITIVENESS: YOUTHS’ VIEWS. The Education and science journal. 2018;20(3):100-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-100-116

Просмотров: 1388


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)