ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ УЧЕБНЫХ БЛОГОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-117-139
Resumen
Введение. К наиболее сложным и острым педагогическим проблемам иноязычной подготовки студентов технического вуза и высшей школы в целом относятся обеспечение индивидуализации обучения и стимулирование мотивации студентов к саморазвитию. По мнению авторов статьи, возможным действенным средством решения этих проблем является технология ведения учебных блогов, несмотря на ее недостаточную методическую разработанность в настоящее время. В связи с этим требуется продолжение исследований аспектов применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), которые могут активизировать самообразовательную деятельность обучающихся. Цель статьи – представить авторскую модель организации самостоятельной работы бакалавров с помощью учебных блогов; раскрыть образовательный потенциал и обосновать продуктивность использования ИКТ в учебном процессе на примере развития профессиональной иноязычной компетенции будущих специалистов-приборостроителей. Методология и методики. При построении модели учитывались базовые положения комплекса методологических подходов: компетентностного, личностно-ориентированного, деятельностного, тезаурусного и квалиметрического, позволяющих реализовать в выполняемой работе принципы индивидуализации, профессиональной направленности, интегративности, самоорганизации и интерактивности. В качестве главного инструментария исследования был избран один из ведущих методов педагогической квалиметрии − групповая экспертная оценка. Задействовались также методы моделирования и педагогического эксперимента. Результаты и научная новизна. На основе экспертизы была определена структура профессиональной иноязычной компетенции будущих инженеров-приборостроителей, включающая коммуникативный, когнитивный и предметный компоненты. Подробно описано создание варианта модели формирования этой компетенции у студентов посредством ведения ими веб-страниц, на которых размещается самостоятельно освоенный материал профессиональной тематики. Сформулированы педагогические и дидактические условия и рекомендации реализации данной модели, которая отличается от большинства других, также опирающихся на ресурсы ИКТ, практико-ориентированной направленностью и учетом личностных особенностей и потребностей каждого учащегося. Предлагаемая авторами технология предусматривает тезаурусный подход к расширению иноязычного лексикона студентов и квалиметрический подход к определению уровня развития необходимой профессиональной компетенции. Разработанные модель и соответствующая ей технология в экспериментальном порядке были успешно апробированы в ИжГТУ им. М. Т. Калашникова в 2016−2017 учебном году. Практическая значимость. Материалы исследования будут полезны преподавателям при организации самостоятельной работы студентов. Методика блог-технологии может быть адаптирована к другим направлениям подготовки в техническом вузе.
De los autores
А. ГареевRussian Federation
О. Шихова
Russian Federation
Ю. Шихов
Russian Federation
Referencias
1. Blood R. The weblog handbook: Practical advice on creating and maintaining your blog. Basic Books, 2002. 144 p.
2. Kennedy K. Writing with web logs // Technology and Learning Magazine. 2003. № 23. [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://web2play.pbworks.com/ f/Post+Writing+with+Web+Logs+copy.pdf (дата обращения 14.02.2018).
3. Bartlett-Bragg A. Blogging to learn // The Knowledge Tree. 2003. № 4. P. 1–12.
4. Bloch J. Abdullah’s blogging: A generation 1.5 student enters the blogosphere // Language Learning & Technology. 2007. № 11 (2). P. 128–141.
5. Bloch J. Technology and ESP // The handbook of English for specific purposes, ed. Brian Paltridge and Sue Starfield. Boston: Wiley-Blackwell, 2013. P. 385–405.
6. Hourigan T., Murray L. Using blogs to help language students to develop reflective learning strategies: Towards a pedagogical framework // Australasian Journal of Educational Technology. 2010. № 26 (2). P. 209–225.
7. Zawilinski L. HOT blogging: A framework for blogging to promote higher order thinking // The reading teacher. 2009. № 62. (8). P. 650–661.
8. Farmer B., Yue A., Brooks C. Using blogging for higher order learning in large cohort university teaching: A case study // Australasian Journal of Educational Technology. 2008. № 24 (2). P. 123–136.
9. Montero-Fleta B., Pérez-Sabater C. A research on blogging as a platform to enhance language skills // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2010. № 2 (2). P. 773–777.
10. Pérez-Sabater C., Montero-Fleta B. ESP vocabulary and social networking: The case of Twitter // Ibérica. 2015. № . 29. P. 129–153.
11. Lee L. Digital news stories: Building language learners’ content knowledge and speaking skills // Foreign Language Annals. 2014. № 47 (2). P. 338–356.
12. Arslan R. Ş., Şahin-Kızıl A. How can the use of blog software facilitate the writing process of English language learners? // Computer Assisted Language Learning. 2010. № 23 (3). P. 183–197.
13. Сысоев П. В. Блог-технология в обучении иностранному языку // Язык и культура. 2012. № . 4 (20). С. 115–127.
14. Пустовалова О. В. Умения письменной речи в целях обучения иностранному языку в неязыковом вузе средствами социального сервиса Твиттер // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. № . 8 (112). С. 151–155.
15. Раицкая Л. К. Развитие автономии студента в информационно-образовательной интернет-среде // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2009. № 4. С. 54–58.
16. Кручинина Г. А., Михайлова Е. Б. Формирование профессионально-иноязычной компетентности студентов инженерных специальностей в условиях информатизации высшего профессионального образования // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2012. № . 4 (1). С. 26–33.
17. Шихова О. Ф., Жуйкова О. В. Индивидуальные образовательные траектории самостоятельной инженерно-графической подготовки студентов в техническом вузе // Образование и наука. 2013. № 9 (108). С. 56–70.
18. Шихова О. Ф., Шихов Ю. А. Критерии качества компетентностно-ориентированных педагогических контрольных материалов // Современные фундаментальные и прикладные исследования: Международное научное издание. 2014. № 1 (12). С. 48–52.
19. Черепанов В. С., Шихов Ю. А. О проблеме фундаментализации инженерного образования: концепция, программно-целевой подход // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2004. № 3 (11). С. 5.
20. Гареев А. А. Изучение английского языка как необходимое условие для формирования конкурентоспособности бакалавров профессионального обучения // Вестник ИжГТУ им. М. Т. Калашникова. 2016. № 1 (69). С. 82–84.
21. Красавина Ю. В., Шихова О. Ф. Метод электронных междисциплинарных проектов как эффективная форма организации самостоятельной работы студентов вуза // Образование и наука. 2017. № 1 (19). С. 160–176.
22. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 2000. № 2. С. 3–7.
Recensión
Para cita:
Gareyev A.A., Shikhova O.F., Shikhov Yu.A. ORGANIZATION OF INDEPENDENT STUDENT WORK BASED ON STUDENT BLOGGING ACTIVITY. The Education and science journal. 2018;20(3):117-139. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-117-139