ВИДЕОБЛОГГИНГ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ-ЖУРНАЛИСТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-140-159
Resumen
Введение. Появление принципиально новых форматов и способов трансляции информации неизбежно отражается на образователь- ном процессе и требует пересмотра установок и технологий педагогической деятельности, что, в свою очередь, порождает ряд методических и дидактических проблем, нуждающихся в решении. Актуальность представленного в статье исследования обусловлена тенденцией распространения видеоблоггинга как инструмента влияния информационной деятельности на образовательную среду и нового коммуникационного канала на рынке образовательных услуг, а также как особой формы учебной проектной деятельности в рамках освоения той или иной учебной дисциплины. Учебное проектирование в условиях дефицита академических часов и увеличения доли самостоятельной работы студентов вузов становится все более востребованным видом обучения. В частности, в настоящее время в высшей школе стали широко применяться междисциплинарные проекты, направленные на профессионально-ориентированное освоение иностранного языка и отвечающие требованиям новой коммуникационной реальности и нуждам современных образовательных систем. Цель публикации – охарактеризовать видеоблоггинг как инновационную разновидность проектного обучения иностранному языку и описать особенности создания и внедрения в учебный процесс медиаконтента. Методология и методы. В ходе исследования применялись универсальные теоретические научные методы: анализ, синтез, конкретизация и обобщение; использовались также гипотетико-дедуктивный и проектный методы. Результаты и научная новизна. Структура видеоблоггинга впервые рассмотрена с позиций учебного проектирования и профориентированного обучения иностранному языку. Обсуждаются дидактические проблемные вопросы, которые возникли у автора при разработке и апробации в рамках дисциплины «Немецкий язык» медиапроекта «Episch! Deutsch», созданного в 2015 г. на кафедре медиалингвистики факультета журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Сделан вывод о том, что для эффективной организации учебного видеоблоггинга и обеспечения возможности профессионального повышения квалификации педагогов необходимы формирование четких критериев реализации данного направления учебно-методической работы и составление соответствующих методических указаний и рекомендаций. Практическая значимость. Материалы статьи могут быть полезны будущим и практикующим преподавателям иностранного языка, а также другим категориям работников сферы образования, занимающимся организацией учебной проектной деятельности.
Del autor
М. ПетроваRussian Federation
Referencias
1. Мельничук Т. В. Метод проектов [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://tmel.ru/metod-proektov (дата обращения: 06.11.2017).
2. Prensky M. Digital Natives, Digital Immigrants [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.marcprensky.com/writing/Prensky%20-%20Digital%20Natives,%20Digital%20Immigrants%20-%20Part1.pdf (дата обращения: 20.03.2018).
3. Волков С. Ю., Никитенко В. А. Блоггинг как форма политической коммуникации [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2015/06/volkov_nikitenko1.pdf (дата обращения: 06. 11.2017).
4. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. Москва, 2008 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.ffl.msu.ru/research/publications/dobrosklonskaya/dobrosklonska-ya-medialingvistika.pdf (дата обращения: 06.11.2017).
5. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Москва: Академия, 2001. 192 c.
6. Засурский Я. Н. СМИ вступают в эпоху мобильной коммуникации / под ред. Я. Н. Засурского // К мобильному обществу: утопии и реальность: сборник. Москва: МГУ, 2009. 304 с.
7. Лукина М. М. Интернет-СМИ: Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / под ред. М. М. Лукиной. Москва: Аспект Пресс, 2010. 210 с.
8. Вартанова Е. Л., Вырковский А. В., Гринберг Т. Э., Гуреева А. Н. и др. Медиасистема России: учебное пособие для студентов вузов / под ред. Е. Л. Вартановой. Москва: Аспект Пресс, 2015. 384 c.
9. Засурский И., Харитонов В. Трансформация авторского права в интернете: зарубежные тенденции, бизнес-модели, рекомендации для России. Москва: Ассоциация интернет-издателей, 2013. 384 с.
10. Даниленков А. В. Интернет-право. Москва: Юстицинформ, 2014. 232 c.
11. Erdos D. Beyond ‘having a domestic'? // Regulatory interpretation of European Data Protection Law and individual publication Computer Law & Security Review. 2017. Vol. 33, Issue 3. P. 275–297.
12. Райт Дж. Блог-маркетинг. Новый революционный путь увеличения продаж, усиления потенциала бренда и достижения выдающихся результатов в бизнесе. Москва: Эксмо, 2008. 269 c.
13. Шилиманов М. С. Анализ факторов спроса на рынке интернет-видео-блоггинга // Экономика и менеджмент систем управления. 2016. Т. 19. № 31. С. 347–352.
14. Попов А. В. Блоги. Новая сфера влияния. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2008. 336 с.
15. Kent M. L. Critical analysis of blogging in public relations. // Public Relations Review. 2008. № 34 (1). P. 32–40.
16. Meadows D. What is Digital Storytelling [Электрон. ресурс] Режим доступа: http://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/1470357203002002004? journalCode=vcja& (дата обращения: 06.11.2017).
17. Петрова М. В. Дидактические и методические аспекты активного и пассивного слушания иноязычных аудиотекстов (на материале немецкого языка) // Гуманитарные научные исследования. Октябрь 2015. № 10 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2015/10/12781 (дата обращения: 04.08.2017).
18. Meeder R. Videoblogging in Education: The new wave of interactive educational television // TCC 2008 Proceedings. 2008. P. 9–17.
19. Barrett H. Researching and Evaluating Digital Storytelling as a Deep Learning Tool // Society for Information Technology & Teacher Education International Conference. 2006. P. 647–654.
20. Burgess J. Hearing Ordinary Voices: Cultural Studies, Vernacular Creativity and Digital Storytelling // Continuum: Journal of Media & Cultural Studies. 2006. № 20 (2). P. 201–214.
21. Larson Lotta C., Miller Teresa Northern. 21st Century Skills: Prepare Students for the Future // Kappa Delta Pi Record. 2011. Vol. 47. № 3. P. 121–123.
22. McLoughlin C. & Lee M. J. W. Future Learning Landscapes: Transforming Pedagogy through Social Software // Innovate: Journal of Online Education. 2008. № 4 (5) [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.learntechlib.org/p/104240/
23. Ohler J. The World of Digital Storytelling // Learning in the Digital Age. 2005. Vol. 63. № 4. P. 44–47.
24. Soland J., Hamilton L. S. & Strecher B. M. Measuring 21st century competencies: Guidance for educators. Los Angeles, CA: Asia Society / Rand Corp., 2013. [Google Scholar].
Recensión
Para cita:
Petrova M.V. VIDEO BLOGGING AS AN INNOVATIVE FORM OF THE PROJECT ACTIVITY IN FOREIGN LANGUAGE TEACHING TO JOURNALISM STUDENTS. The Education and science journal. 2018;20(3):140-159. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-3-140-159