Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ? ЭФФЕКТИВНЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-56-78

Полный текст:

Аннотация

Введение. В условиях становления и развития постиндустриального общества, отличительными чертами которого являются инновационность, приоритет знаний, высокая степень конкуренции, а также занятость большой части населения в сфере услуг, насущной потребностью становится профессиональная подготовка людей, владеющих широким спектром предпринимательских компетенций и способных стать движущей силой устойчивого экономического роста в своей стране. Центральная роль в решении данной задачи отводится университетам, чья миссия заключается в обеспечении экономики знаний высококвалифицированными кадрами, обладающими значительным творческим и интеллектуальным потенциалом, необходимым, в частности, для осуществления различных бизнес-проектов. В связи с этим большой интерес вызывает сложившаяся в развитых странах практика формирования предпринимательской культуры и грамотности у выпускников высших учебных заведений.

Цель статьи – систематизация имеющегося в университетах США и Великобритании опыта организации предпринимательского образования, реализуемого на основе академических моделей, и поиск возможностей адаптации к российским реалиям наиболее перспективных концепций, технологий и продуктивных приемов обучения.

Методы и методики. В работе использовались методы сравнительного анализа и качественного анализа семантики понятий «предпринимательское образование» и «предпринимательские компетенции». Академические модели обучения предпринимательству в различных университетах рассматривались на основе метода «кейс-стади».

Результаты и научная новизна. Охарактеризованы и сопоставлены процессы и результаты обсуждаемого вида подготовки в американской и английской высшей школе. Описаны применяющиеся в ведущих университетах модели бизнес-образования, интегрирующие элементы междисциплинарного, практико-ориентированного, интерактивного, мультикультурного и личностно-центрированного подходов к формированию образцов (паттернов) предпринимательского поведения, ключевых и вариативных предпринимательских компетенций и «мягких» умений.

Вскрыты существующие в настоящее время проблемы и недостатки обучения предпринимательству в российских вузах: несоответствие между зафиксированными в учебных планах и востребованными на деле компетенциями, слабая разработанность методик и отсутствие системности в процессе овладения студентами теорией и практическими навыками эффективной предпринимательской деятельности.

Практическая значимость. Предложены рекомендации по совершенствованию предпринимательского образования в российской высшей школе. Обоснована необходимость внедрения практико-ориентированной модели профессиональной подготовки, позволяющей выпускникам вузов получить целостные, системные знания в сфере предпринимательства. 

Об авторах

И. Л. Плужник
Тюменский государственный университет
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений,

Тюмень



Т. О. Ильницкая
Тюмень
Россия

старший преподаватель кафедры иностранных языков и межкультурной профессиональной коммуникации экономико-правовых направлений, магистр экономики,

Тюмень



Ф. Луччи
Муниципальный колледж Квинсигамонд
Россия

доктор делового администрирования (ДДА), профессор менеджмента и маркетинга Муниципального колледжа Квинсигамонд; визит-профессор программы Фулбрайт (весна, 2018),

Вустер (Массачусетс),



Список литературы

1. Keith Herrmann. NESTA, NCGE and CIHE report. Developing Entrepreneurial Graduates: Putting Entrepreneurship at the Centre of Higher Education. London, England: NESTA, 2008. 40 p.

2. Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education. Entrepreneurship in American Higher Education: A Report from the Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education [Internet]; Kansas City: Kauffman Foundation, 2008 [cited 2018 May 1]. 28 p. Available from: https://www.kauffman.org/-/media/kauffman_org/research-reports-and-covers/2008/07/entrep_high_ed_report.pdf.

3. Кирсанова О. Г. Профессиональная подготовка предпринимателей в условиях высшего образования [Электрон. ресурс] // Современное предпринимательское образование. Сборник ежегодной международной научно-практической конференции. Москва, 2018 г. С. 20–27. Режим доступа: http://ruaee.ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/ (дата обращения 15.05.2018 г.)

4. Никитина Н. Ю. Проблемы предпринимательского образования в эпоху развития цифровых технологий [Электрон. ресурс] // Современное предпринимательское образование. Сборник ежегодной международной научно-практической конференции. Москва, 2018 г. С. 63–66. Режим доступа: http://ruaee.ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/ (дата обращения 15.05.2018 г)

5. Любаненко А. В. О системе обучения предпринимательским компетенциям в Тюменском государственном университете [Электрон. ресурс] // Современное предпринимательское образование. Сборник ежегодной международной научно-практической конференции. Москва, 2018 г. С. 49–53. Режим доступа: http://ruaee.ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/ (дата обращения 15.05.2018 г.)

6. Wilson K. E. Entrepreneurship Education in Europe. European Foundation for Entrepreneurship Research. Chapter 5. OECD, 2008. 20 p.

7. Петросянц Д. В. Предпринимательский вуз: зарубежный опыт и Российская действительность // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 31. C. 41–48.

8. Карпов А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76.

9. Коротков А. В., Фонотов А. Г. Сравнительный анализ предпринимательского образования в технических университетах России и США // Образование и инновации. 2015. № 10 (204). С. 58–76.

10. Heidi M. Neck and Andrew C. Corbett. The Scholarship of Teaching and Learning Entrepreneurship // Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol 1. Issue 1. P. 8–41.

11. Mwasalwiba E. S. Entrepreneurship Education: a review of its objectives, teaching methods, and impact indicators // Education and Training. 2010. № 52 (1). P. 20–47.

12. Colombo M. G. and Grilli L. Founders’ human capital and the growth of new technology-based firms: a competence-based view // Research Policy. 2005. Vol. 34. P. 795–816.

13. Nuthall P. L. Determining the important management skill competences: the case of family farm business in New Zealand // Agricultural Systems. 2006. Vol. 88 (2/3). P. 429–450.

14. Hytti U., Kuopusjärvi P. Three Perspectives to Evaluating Entrepreneurship Education: Evaluators, Programme Promoters and Policy Makers // European Foundation for Management Development, 34th Entrepreneurship, Innovation and Small Business Conference. 2004. Turku. Finland. 6 p.

15. Entrepreneurship in higher education, especially within non-business studies – Final Report of the Expert Group. Brussels: European Commission. Enterprise and Industry Directorate-General. 2008. 69 p. Available from: http://ec.europa.eu/DocsRoom /documents/2214/attachments/1/translations/en/renditions/native.

16. Chang J. and Rieple A. Assessing students’ entrepreneurial skills development in live projects // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2003. № 20 (1). P. 225–241. Available from: https://dx.doi.org/ 10.1108/14626001311298501.

17. Fayolle A. Essay on the Nature of Entrepreneurship Education [Internet]. 2007 [cited 2015 Feb 2]. 18 p. Available from: https://www.kmuhsg.ch/rencontres/2006/Topics06/A/Rencontres_2006_Fayolle.pdf.

18. Developing entrepreneurship competencies // SME Ministerial Conference [Internet]. 2018 Feb. 22–23. Mexico City. OECD. 2018. 10 p. Available from: https://www.oecd.org/cfe/smes/ministerial/documents/2018-SME-MinisterialConference-Parallel-Session-3.pdf.

19. Harrison Helena et al. Case Study Research: Foundations and Methodological Orientations // Forum Qualitative Sozialforschung. 2017. V. 18, 1. Art. 19 [cited 2018 May 5]. Available from: http://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/2655/4079.

20. Merriam-Webster Dictionary. Available from: https://www.merriamwebster.com/dictionary/case%20study%20method.

21. Mehta A., Yoon E., Kulkarni N., Finch D. An exploratory study of entrepreneurship education in multi-disciplinary and multicultural environment // Journal of Entrepreneurship Education. 2016. № 19 (2). P. 120–138.

22. Ward T., Baruah B. J., Enhancing intrapreneurial skills of students through entrepreneurship education a case study of an interdisciplinary Engineering Management Programme. // 13th International Conference on Information Technology based Higher Education and Training (ITHET) [Internet]; 11–13 Sep 2014. York. The University of York: IEEE. 2014 Sep. 13. P. 1–6. Available from: http://eprints.whiterose.ac.uk/84695/1/ithet2014_submission_34.pdf.

23. Noyes E. Teaching Entrepreneurial Action Through Prototyping: The Prototype-It Challenge // Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol. 1 (1). P. 118–134.

24. Kolb D. A. Experiential learning: experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hal. 1984. 38 p.

25. 21st Century Knowledge and Skills in Educator Preparation. 2010. [cited 2018 May 6]. 40 p. Available from: http://www.p21.org/storage/documents/aacte_p21_whitepaper2010.pdf

26. Трухин Н. В. Основы предпринимательской деятельности. Учебно- методический комплекс. Рабочая программа для студентов. Тюменский Государственный Университет. 2014. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/ files/0000191297.pdf

27. Абакумова О. А. Основы организации собственного бизнеса. Учебно- методический комплекс. Рабочая программа для студентов. Тюменский Государственный Университет. 2016. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/ files/0000197761.pdf (дата обращения 15.05.2018 г.)

28. Трухин Н. В. Основы предпринимательской деятельности: учебно- методический комплекс. Рабочая программа для студентов. Тюменский Государственный Университет. 2017. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/ files/0000253767.pdf (дата обращения 15.05.2018 г.)

29. Drucker P. F. Innovation and Entrepreneurship. Harper Business; Reprint edition 2006. 285 p. Available from: http://businessnowllc.com/downloads/%5BDrucker,%201985%5D%20Innovation%20and%20Entrepreneurship.pdf.


Рецензия

Для цитирования:


Плужник И.Л., Ильницкая Т.О., Луччи Ф. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ? ЭФФЕКТИВНЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ. Образование и наука. 2018;20(5):56-78. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-56-78

For citation:


Pluzhnik I.L., Ilnitskaya T.O., Lucci F. ARE ENTREPRENEURS BORN OR MADE? EFFECTIVE ACADEMIC MODELS TO FOSTER ENTREPRENEURIAL GRADUATES. The Education and science journal. 2018;20(5):56-78. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-56-78

Просмотров: 4259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)