Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ РОЖДАЮТСЯ ИЛИ СТАНОВЯТСЯ? ЭФФЕКТИВНЫЕ АКАДЕМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-56-78

Texto completo:

Resumen

Введение. В условиях становления и развития постиндустриального общества, отличительными чертами которого являются инновационность, приоритет знаний, высокая степень конкуренции, а также занятость большой части населения в сфере услуг, насущной потребностью становится профессиональная подготовка людей, владеющих широким спектром предпринимательских компетенций и способных стать движущей силой устойчивого экономического роста в своей стране. Центральная роль в решении данной задачи отводится университетам, чья миссия заключается в обеспечении экономики знаний высококвалифицированными кадрами, обладающими значительным творческим и интеллектуальным потенциалом, необходимым, в частности, для осуществления различных бизнес-проектов. В связи с этим большой интерес вызывает сложившаяся в развитых странах практика формирования предпринимательской культуры и грамотности у выпускников высших учебных заведений.

Цель статьи – систематизация имеющегося в университетах США и Великобритании опыта организации предпринимательского образования, реализуемого на основе академических моделей, и поиск возможностей адаптации к российским реалиям наиболее перспективных концепций, технологий и продуктивных приемов обучения.

Методы и методики. В работе использовались методы сравнительного анализа и качественного анализа семантики понятий «предпринимательское образование» и «предпринимательские компетенции». Академические модели обучения предпринимательству в различных университетах рассматривались на основе метода «кейс-стади».

Результаты и научная новизна. Охарактеризованы и сопоставлены процессы и результаты обсуждаемого вида подготовки в американской и английской высшей школе. Описаны применяющиеся в ведущих университетах модели бизнес-образования, интегрирующие элементы междисциплинарного, практико-ориентированного, интерактивного, мультикультурного и личностно-центрированного подходов к формированию образцов (паттернов) предпринимательского поведения, ключевых и вариативных предпринимательских компетенций и «мягких» умений.

Вскрыты существующие в настоящее время проблемы и недостатки обучения предпринимательству в российских вузах: несоответствие между зафиксированными в учебных планах и востребованными на деле компетенциями, слабая разработанность методик и отсутствие системности в процессе овладения студентами теорией и практическими навыками эффективной предпринимательской деятельности.

Практическая значимость. Предложены рекомендации по совершенствованию предпринимательского образования в российской высшей школе. Обоснована необходимость внедрения практико-ориентированной модели профессиональной подготовки, позволяющей выпускникам вузов получить целостные, системные знания в сфере предпринимательства. 

De los autores

И. Плужник
Тюменский государственный университет
Russian Federation


Т. Ильницкая
Тюмень
Russian Federation


Ф. Луччи
Муниципальный колледж Квинсигамонд
Russian Federation


Referencias

1. Keith Herrmann. NESTA, NCGE and CIHE report. Developing Entrepreneurial Graduates: Putting Entrepreneurship at the Centre of Higher Education. London, England: NESTA, 2008. 40 p.

2. Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education. Entrepreneurship in American Higher Education: A Report from the Kauffman Panel on Entrepreneurship Curriculum in Higher Education [Internet]; Kansas City: Kauffman Foundation, 2008 [cited 2018 May 1]. 28 p. Available from: https://www.kauffman.org/-/media/kauffman_org/research-reports-and-covers/2008/07/entrep_high_ed_report.pdf.

3. Кирсанова О. Г. Профессиональная подготовка предпринимателей в условиях высшего образования [Электрон. ресурс] // Современное предпринимательское образование. Сборник ежегодной международной научно-практической конференции. Москва, 2018 г. С. 20–27. Режим доступа: http://ruaee.ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/ (дата обращения 15.05.2018 г.)

4. Никитина Н. Ю. Проблемы предпринимательского образования в эпоху развития цифровых технологий [Электрон. ресурс] // Современное предпринимательское образование. Сборник ежегодной международной научно-практической конференции. Москва, 2018 г. С. 63–66. Режим доступа: http://ruaee.ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/ (дата обращения 15.05.2018 г)

5. Любаненко А. В. О системе обучения предпринимательским компетенциям в Тюменском государственном университете [Электрон. ресурс] // Современное предпринимательское образование. Сборник ежегодной международной научно-практической конференции. Москва, 2018 г. С. 49–53. Режим доступа: http://ruaee.ru/projects/sovremennoe-predprinimatelskoe-obrazovanie-2018/ (дата обращения 15.05.2018 г.)

6. Wilson K. E. Entrepreneurship Education in Europe. European Foundation for Entrepreneurship Research. Chapter 5. OECD, 2008. 20 p.

7. Петросянц Д. В. Предпринимательский вуз: зарубежный опыт и Российская действительность // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 31. C. 41–48.

8. Карпов А. Современный университет как драйвер экономического роста: модели и миссии // Вопросы экономики. 2017. № 3. С. 58–76.

9. Коротков А. В., Фонотов А. Г. Сравнительный анализ предпринимательского образования в технических университетах России и США // Образование и инновации. 2015. № 10 (204). С. 58–76.

10. Heidi M. Neck and Andrew C. Corbett. The Scholarship of Teaching and Learning Entrepreneurship // Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol 1. Issue 1. P. 8–41.

11. Mwasalwiba E. S. Entrepreneurship Education: a review of its objectives, teaching methods, and impact indicators // Education and Training. 2010. № 52 (1). P. 20–47.

12. Colombo M. G. and Grilli L. Founders’ human capital and the growth of new technology-based firms: a competence-based view // Research Policy. 2005. Vol. 34. P. 795–816.

13. Nuthall P. L. Determining the important management skill competences: the case of family farm business in New Zealand // Agricultural Systems. 2006. Vol. 88 (2/3). P. 429–450.

14. Hytti U., Kuopusjärvi P. Three Perspectives to Evaluating Entrepreneurship Education: Evaluators, Programme Promoters and Policy Makers // European Foundation for Management Development, 34th Entrepreneurship, Innovation and Small Business Conference. 2004. Turku. Finland. 6 p.

15. Entrepreneurship in higher education, especially within non-business studies – Final Report of the Expert Group. Brussels: European Commission. Enterprise and Industry Directorate-General. 2008. 69 p. Available from: http://ec.europa.eu/DocsRoom /documents/2214/attachments/1/translations/en/renditions/native.

16. Chang J. and Rieple A. Assessing students’ entrepreneurial skills development in live projects // Journal of Small Business and Enterprise Development. 2003. № 20 (1). P. 225–241. Available from: https://dx.doi.org/ 10.1108/14626001311298501.

17. Fayolle A. Essay on the Nature of Entrepreneurship Education [Internet]. 2007 [cited 2015 Feb 2]. 18 p. Available from: https://www.kmuhsg.ch/rencontres/2006/Topics06/A/Rencontres_2006_Fayolle.pdf.

18. Developing entrepreneurship competencies // SME Ministerial Conference [Internet]. 2018 Feb. 22–23. Mexico City. OECD. 2018. 10 p. Available from: https://www.oecd.org/cfe/smes/ministerial/documents/2018-SME-MinisterialConference-Parallel-Session-3.pdf.

19. Harrison Helena et al. Case Study Research: Foundations and Methodological Orientations // Forum Qualitative Sozialforschung. 2017. V. 18, 1. Art. 19 [cited 2018 May 5]. Available from: http://www.qualitative-research.net/index.php/fqs/article/view/2655/4079.

20. Merriam-Webster Dictionary. Available from: https://www.merriamwebster.com/dictionary/case%20study%20method.

21. Mehta A., Yoon E., Kulkarni N., Finch D. An exploratory study of entrepreneurship education in multi-disciplinary and multicultural environment // Journal of Entrepreneurship Education. 2016. № 19 (2). P. 120–138.

22. Ward T., Baruah B. J., Enhancing intrapreneurial skills of students through entrepreneurship education a case study of an interdisciplinary Engineering Management Programme. // 13th International Conference on Information Technology based Higher Education and Training (ITHET) [Internet]; 11–13 Sep 2014. York. The University of York: IEEE. 2014 Sep. 13. P. 1–6. Available from: http://eprints.whiterose.ac.uk/84695/1/ithet2014_submission_34.pdf.

23. Noyes E. Teaching Entrepreneurial Action Through Prototyping: The Prototype-It Challenge // Entrepreneurship Education and Pedagogy. 2018. Vol. 1 (1). P. 118–134.

24. Kolb D. A. Experiential learning: experience as the source of learning and development. Englewood Cliffs, New Jersey: Prentice-Hal. 1984. 38 p.

25. 21st Century Knowledge and Skills in Educator Preparation. 2010. [cited 2018 May 6]. 40 p. Available from: http://www.p21.org/storage/documents/aacte_p21_whitepaper2010.pdf

26. Трухин Н. В. Основы предпринимательской деятельности. Учебно- методический комплекс. Рабочая программа для студентов. Тюменский Государственный Университет. 2014. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/ files/0000191297.pdf

27. Абакумова О. А. Основы организации собственного бизнеса. Учебно- методический комплекс. Рабочая программа для студентов. Тюменский Государственный Университет. 2016. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/ files/0000197761.pdf (дата обращения 15.05.2018 г.)

28. Трухин Н. В. Основы предпринимательской деятельности: учебно- методический комплекс. Рабочая программа для студентов. Тюменский Государственный Университет. 2017. Режим доступа: http://www.umk3plus.utmn.ru/ files/0000253767.pdf (дата обращения 15.05.2018 г.)

29. Drucker P. F. Innovation and Entrepreneurship. Harper Business; Reprint edition 2006. 285 p. Available from: http://businessnowllc.com/downloads/%5BDrucker,%201985%5D%20Innovation%20and%20Entrepreneurship.pdf.


Recensión

Para cita:


Pluzhnik I.L., Ilnitskaya T.O., Lucci F. ARE ENTREPRENEURS BORN OR MADE? EFFECTIVE ACADEMIC MODELS TO FOSTER ENTREPRENEURIAL GRADUATES. The Education and science journal. 2018;20(5):56-78. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-56-78

Número de consultas: 4947


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)