Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-165-184

Полный текст:

Аннотация

Введение. Сегодня повышение качества жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их успешная социализация во многом зависят от получения ими качественного высшего образования, однако существующие ограничения в системе инклюзивного обучения затрудняют процесс профессиональной самореализации данной категории граждан и обретения ими своего места в обществе.

Цель публикации – поиск ответа на вопрос, как устранить барьеры, препятствующие реализации инклюзивного образования в российских вузах.

Методология и методы. Основой исследования ввиду его проблематики стал инклюзивный подход к образованию, позволяющий адаптировать вузовскую систему подготовки к индивидуальным образовательным потребностям студентов. Был произведен анализ литературы соответствующей тематики; изучен и обобщен опыт организации инклюзивного образования в зарубежных и российских вузах.

Результаты и научная новизна. Выделены и детально охарактеризованы оценочный, физический и академический барьеры, мешающие внедрению и эффективному осуществлению инклюзивного высшего образования. Предложена методика последовательной ликвидации этих барьеров, включающая предварительно-оценочный, подготовительный, заключительно-оценочный и деятельностный этапы. Раскрыты цели устранения каждого из барьеров. Преодоление физического барьера (посредством перепланировки зданий, аудиторий, их технического оснащения) предполагает создание инклюзивной инфраструктурной среды для максимально комфортного обучения и коммуницирования студентов с особыми образовательными потребностями. Полный академический доступ к качественному образованию означает наличие адаптированных образовательных программ, индивидуальный подход к обучению студентов-инвалидов и учащихся с ОВЗ, их психолого-педагогическую поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава и других работников вуза. Форсирование оценочного барьера подразумевает социально-реабилитационное и коррекционное сопровождение, а также комплекс мероприятий по социализации обучающихся и развитию их межличностного общения. Акцентирование автором необходимости преодоления оценочного барьера, который мало освещается отечественными исследователями, обусловлено задачами постоянного самосовершенствования студентов с особыми потребностями и развития их конкурентоспособности. Кроме того, данный барьер существенно влияет на физические и академические ограничения.

Практическая значимость. Описанная в публикации система мер по содействию свободного доступа инвалидов и лиц с ОВЗ к качественным образовательным услугам обеспечит в будущем личную экономическую независимость данной категории граждан, поможет им успешно социализироваться и профессионально самореализоваться. Материалы статьи могут быть адаптированы ко всем уровням профессиональной подготовки по различным направлениям и специальностям. 

Об авторе

Е. Е. Зорина
Санкт-Петербургский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры общественных наук и физической культуры,

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Парамонова В. А. Понятие «инвалид»: социокультурный анализ // Социально-гуманитарный вестник Прикаспия. 2016. № 1 (4). С. 11–15.

2. Любавина Н. В. Профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: особенности организации образовательной деятельности // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего. 2015. № 6 (28). С. 126–131.

3. Лебедева С. С. Непрерывное образование инвалидов как социальной группы // Непрерывное образование: ХХI век. 2014. № 1 (5). С. 1–14.

4. Бахарев А. В. Разработка модели инклюзивного образования: международный опыт // Знание. Понимание. Умение. 2014. № 2. С. 330–335.

5. Liasidou A. Inclusive education and critical pedagogy at the intersection of disability, race, gender and class // Journal for Critical Education Policy Studies. 2012. Vol. 10. № 1. P. 168–184. Available at: http://www.jceps.com/wp-content/uploads/PDFs/10–1-12.pdf (Accessed 14 February 2018).

6. Molina V. M., Rodriguez H. P., Aguilar N. M., Fernández A. C., Moriňa A. The role of lecturers and inclusive education // Journal of Research in Special Educational Needs. 2016. Vol. 16 (s1). P. 1046–1049. Available at: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1111/1471–3802.12361/full (Accessed 14 February 2018).

7. Strnadová I., Hájková V., Květoňová L. Voices of university students with disabilities: Inclusive education on the tertiary level – a reality or a distant dream? // International Journal of Inclusive Education. 2015. Vol. 19. № 10. P. 1080– 1095. Available at: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/13603116.2015.1037868 (Accessed 14 February 2018).

8. Барнаш А. В., Плотникова О. А., Чаплыгина М. Л. Инклюзивный подход к образованию // Электронный научно-методический журнал «Концепт». 2015. № 13. С. 2041–2045. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2015/85409.htm (дата обращения 14.02.2018).

9. Евтушенко И. В., Готовцев Н. Г., Слепцов А. И., Сергеев В. М. Проблемы формирования толерантного отношения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями глазами инвалидов // Современные наукоемкие технологии. 2015. № 12. С. 492–496.

10. Лукьянова Н. А., Щукина Н. И., Фелл Е. В. Инклюзия в корпоративной культуре вуза: подходы к пониманию и направления изменения // Вестник науки Сибири. 2016. № 1 (20). С. 101–110.

11. Хуторянская Т. В. Психологическая помощь родителям, имеющим детей-инвалидов // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2016. № 2. С. 168–171.

12. Симонян Р. З., Зеленова И. В. Особенности организации (интегрированного) инклюзивного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательных организациях // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12 (5). С. 623–625.

13. Нигматов З. Г., Ахметова Д. З., Челнокова Т. А. Инклюзивное образование: история, теория, технология. Казань, 2014. 220 с.

14. Коренева В. О., Чернышева Н. С., Акимова О. И. Доступность высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в рамках инклюзии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 50. С. 45–51. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/ 76654.htm (дата обращения 14.02.2018).

15. Романенкова Д. Ф., Романович Н. А. Организация инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013. 115 с.

16. Tomlinson S. Is a sociology of special and inclusive education possible? // Educational Review. 2015. Vol. 67. № 3. P. 273–281. Available at: http://www.tandfonline.com/doi/pdf/10.1080/00131911.2015.1021764 (Accessed 14 February 2018).

17. Haider G., Raza A., Khan T. N. Special education teachers’ efficacy: Implementation of inclusive education program // Turkish International Journal of Special Education and Guidance & Counseling. 2016. Vol. 5. № 1. P. 1–21. Available at: http://www.ijtase.net/ojs/index.php/IJSEG/article/view/494/594 (Accessed 14 February 2018).

18. Щипанкина Е. С. Организация обучения студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья в пространстве университета: проблемы и перспективные решения // Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: материалы международного образовательного форума (20– 22 окт. 2015 г.): в 3 т. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2015. С. 169–173.

19. Зорина Е. Е. Необходимость формирования единой образовательной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: материалы VII международной научной Конференции, 9–10 нояб. 2017 г. / отв. ред. доц. М. И. Морозова. Санкт-Петербург: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2017. С. 242–245.

20. Халиуллова А. Н. Особенности профессиональной самодетерминации студентов с ОВЗ // Психология психических состояний: сборник материалов по итогам IX Международной зимней школы по психологии состояний. Казань, 2015. С. 168–171.

21. Симонов А. П., Евтушенко И. В. Модель профессиональной ориентации обучающихся с ОВЗ со сложным дефектом в условиях Северо-Востока России (на примере Магаданской области) // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 5(3). С. 595–599.

22. Щипанкина Е. С. Организация обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в пространстве университета: предложения по усовершенствованию процесса // Образование для будущего, или будущее образования: взгляд молодежи: материалы Всероссийской молодежной Конференции. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2015. С. 165–169.


Для цитирования:


Зорина Е.Е. ПРЕОДОЛЕНИЕ БАРЬЕРОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ. Образование и наука. 2018;20(5):165-184. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-165-184

For citation:


Zorina E.E. ERADICATING THE BARRIERS TO INCLUSIVE HIGHER EDUCATION. The Education and science journal. 2018;20(5):165-184. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-5-165-184

Просмотров: 306


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)