РАЗВИТИЕ АКСИОСФЕРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-32-67
Аннотация
Введение. Вектор развития системы образования, выбор его содержания, качество и результаты обучения, стиль и дух взаимоотношений его субъектов, степень их познавательной активности, интеллектуального и культурного роста обусловлены в первую очередь ценностными установками участников образовательного процесса. Особенно важно, носителем и транслятором каких ценностей является педагог, одна из главных функций которого – воспитание подрастающего поколения, приобщение обучающихся к морально-этическому национальному и общечеловеческому опыту. В связи с этим подготовка будущих учителей должна в обязательном порядке включать целенаправленное формирование у них системы внутренних, эмоционально освоенных ценностей, которые помогут им справиться со сложными социокультурными проблемами в предстоящей профессиональной деятельности.
Цель публикации заключается в изложении исследования диалогового пространства образования как фактора и среды становления и совершенствования аксиологической сферы будущего педагога, соответствующей современным мировоззренческим, социальным, экономическим, технологическим и иным прогрессивным цивилизационным тенденциям.
Методология и методы. В работе был задействован комплекс основополагающих идей научных подходов к образованию: гуманистического – свободного и творческого развития личности; диалогического – плюрализма мнений и разнообразия позиций субъектов образования; аксиологического – ценностного отношения человека к окружающему миру, другим людям и самому себе; деятельностного – активного присвоения личностью социального опыта для позитивных деятельных перемен существующих реалий и собственного «Я». Использовались методы анализа, синтеза и обобщения теории и практики моделирования и организации диалогового пространства.
Результаты и научная новизна. Обозначены стратегические направления развития образования, определяющие его перспективы благодаря насыщению образовательной среды аксиологическими смыслами: оптимизация социального сотрудничества и партнерства, использование потенциала педагогического миротворчества, укрепление межличностных и межгрупповых отношений, духовно-нравственное воспитание детей как общенациональный приоритет. Эмпирическим путем выявлена и описана система ценностей, которыми должен обладать учитель, способный квалифицированно и ответственно выполнять свои профессиональные обязанности наставника, тьютора и фасилитатора учебного процесса. Уточнено понятие аксиологической сферы учителя, которая трактуется как совокупность личных, профессионально-педагогических и социально-культурных ценностей, детерминирующих содержание и характер образовательной деятельности, регулирующих взаимодействие ее субъектов, стимулирующих их личностное самовыражение, непосредственно влияющих на эффективность и результативность образования.
С опорой на теоретико-методологические философские, психологические и педагогические положения трудов ведущих ученых сконструирована концептуальная модель диалогового пространства образования как зоны формирования аксиосферы педагога. Идентифицированы ресурсы данного пространства, представлены и обоснованы его структурные компоненты, осмысленная последовательная реализация которых в высшем учебном заведении может создать особый контекст гуманитарной подготовки будущего учителя, предоставит возможность интерактивного развития у студентов общекультурных, коммуникативных и специальных компетенций, повысит их мотивацию к педагогической деятельности, поиску новых смыслов обучения, инновациям и профессиональному самообразованию. Продемонстрированы типология ценностных ориентаций и тактики их присвоения студентами на уровне диалога.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы в практике высшего педагогического образования для повышения качества подготовки выпускников посредством обогащения аксиологической сферы их личности. Предлагаемая модель формирования в диалоговом образовательном пространстве системы ценностей у будущих учителей позволит обеспечить условия для индивидуализации маршрутов их обучения с учетом разных подходов к организации жизнедеятельности субъектов образования и особенностей их саморазвития.
Об авторах
Н. А. АсташоваРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогики,
Брянск
С. К. Бондырева
Россия
доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, ректор,
Москва
А. П. Сманцер
Беларусь
доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и проблем развития образования,
действительный член Белорусской академии образования,
Минск
Список литературы
1. Асташова Н. А. Аксиологические основания модернизации современного отечественного образования // Непрерывное образование. 2014. № 3 (9). С. 54–56.
2. Асташова Н. А. Аксиологические основы современного образования: монография. Брянск: ГК «Десяточка», 2009. 282 с.
3. Wegerif R. Dialogic, education and technology. Expanding the space of learning. University of Exeter, 2015 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/248663573_Dialogic_Education_and_Technology_Expanding_the_space_of_learning (дата обращения: 15.04.2018)
4. Astashova N. A., Bondyreva S. K., Malkina O. V. Strategic guidelines of the educational interactive environment as a basis to develop the axiosphere of a future teacher // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9, № 75. ISSN 112–9867
5. Слободчиков В. И., Громыко Ю. В. Российское образование: перспективы развития // Директор школы. 2000. № 2. С. 3–12. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru /text/18420453/(дата обращения: 15.04.2018)
6. Загвязинский В. И. Современная образовательная ситуация и задачи модернизации российского образования // Народное образование. 2012. № 5. С. 11–16.
7. Загвязинский В. И. Образовательная стратегия и образовательная политика // Образование и наука. 2005. № 2 (32). С. 3–8.
8. Сманцер А. П., Ханалыев Т. А. Формирование у студентов ценностного отношения к образованию в процессе обучения. Минск: БГУ, 2009. 303 с.
9. Ерофеева А. В., Перфильева Е. И. Педагогический диалог в вузе: теория, позиции, практика: монография. Н. Новгород, 2012. 135 с.
10. Лузина Л. М. Входящему в школьный класс (приглашение к диалогу). Псков: ПГПИ им. С. М. Кирова, 2000. 244 с.
11. Асташова Н. А., Макарова Е. А. Концептуальная модель развития профессиональных ценностей будущих учителей // Дискуссия: ежемесячный научный журнал. Екатеринбург. 2015. № 1. С. 87–96.
12. Асташова Н. А. Феномен диалогового пространства образования и подготовка современного учителя // Стратегия и тактика подготовки современного педагога в условиях диалогового пространства образования: сборник научных статей / науч. ред. и сост. Н. А. Асташова, Н. В. Матяш. Брянск: РИО БГУ; Новый проект, 2017. С. 95–102.
13. Сенько Ю. В. Гуманитарные основы педагогического образования: учебное пособие / Российская академия образования; Московский психологосоциальный университет. Москва: МПСУ, 2015. 252 с.
14. Каган М. С. О педагогическом аспекте теории диалога // Диалог в образовании: сборник материалов конференции. Серия «Symposium». Вып. 22. С.-Петербург: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. 350 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://anthropology.ru/ru/text/kagan-ms/o-pedagogicheskom-aspekte-teorii-dialoga (дата обращения: 15.04.2018)
15. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2003. 384 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sdo.mgaps.ru/books/KP1/M4/file/2.pdf (дата обращения: 15.04.2018)
16. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. Москва: ИЭТ, 2013. 268 с. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.anovikov.ru/dict/ped_sl.htm (дата обращения: 15.04.2018)
17. Иванова С. В. Образовательное пространство и образовательная среда: в поисках отличий // Ценности и смыслы. 2015. № 6. С. 23–28.
18. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. Москва: Институт психологии РАН, 2006. 623 с.
19. Библер В. С. Основы программы «Школы диалога культур» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.culturedialogue.org/drupal/ru/node/2124 (дата обращения: 15.04.2018)
20. Асташова Н. А., Карбанович О. В., Лупоядова Л. Ю., Макарова Е. А., Малькина О. В. Социальное сотрудничество в современном образовательном пространстве // Школа будущего. 2016. № 4. С. 39–47.
21. Асташова Н. А., Бондырева С. К. Педагогическое миротворчество: грани единения разных народов в воспитательном пространстве // Известия Российской академии образования. 2016. № 2 (38). С. 14–31.
22. Асташова Н. А. Концептуальные основы педагогической аксиологии // Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография / под ред. Н. А. Асташовой. Серия «Научные школы». Брянск: ГК «Десяточка», 2013. С. 26–37.
23. Асташова Н. А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2000. 272 с.
24. Бондырева С. К., Мурашов А. А. Коммуникация: от диалога межличностного к диалогу межкультурному: учебное пособие. Москва; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2007. 384 с.
25. Alexander R. Dialogic teaching essentials. National Institute of Education, Singapore. 2010 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.nie.edu.sg/docs/default-source/event-document/final-dialogic-teaching-essentials.pdf (дата обращения: 15.04.2018)
26. Богуславский М. В. и др. Педагогическая аксиология: ценностные доминанты современности: коллективная монография / под ред. Н. А. Асташовой. Серия «Научные школы». Брянск: ГК «Десяточка», 2013. 300 с.
Рецензия
Для цитирования:
Асташова Н.А., Бондырева С.К., Сманцер А.П. РАЗВИТИЕ АКСИОСФЕРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ДИАЛОГОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2018;20(7):32-67. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-32-67
For citation:
Astashova N.A., Bondyreva S.K., Smantser A.P. DEVELOPMENT OF THE AXIOSPHERE OF THE FUTURE TEACHER IN THE DIALOGUE SPACE OF MODERN EDUCATION. The Education and science journal. 2018;20(7):32-67. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-7-32-67