СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-136-152
Аннотация
В статье говорится об увеличивающихся темпах и масштабах трудовой миграции в северных регионах России и нарастающем, несмотря на предпринимаемые меры, оттоке талантливой молодежи из Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) – Югры. Данные процессы обостряют проблему подготовки и воспитания специалистов, которые бы могли поддерживать, развивать и модернизировать экономику регио- на, бережно относясь при этом к ценностям и традициям северян, соблюдая интересы нынешних и будущих поколений.
Анализируются особенности формирования «Я-концепции» у учащихся в условиях севера, а также социальные и психологические трудности, причиной которых являются интенсивные миграционные процессы. Для формирования у школьников-северян положительного образа своего будущего в родном регионе предлагается использовать конструктивный витагенный опыт, учитывающий северные самосознание и идентификацию. По мнению автора статьи, следует прежде всего стимулировать познавательную активность учащихся, которая будет определять вектор их социально-личностного самоопределения.
Описывается авторская методика витагенного обучения, включающая целый комплекс приемов: актуализацию и анализ жизненного опыта учащихся, творческое моделирование идеальных образовательных объектов, сравнение статистических данных основных показателей социальной сферы региона и России в целом и др. Приводятся результаты экспериментального применения методики в Югорском физико-математическом лицее и в одной из гимназий г. Ханты-Мансийска. Положительный опыт автора и материалы проведенного исследования могут быть использованы педагогами, работающими в неблагоприятных природно-климатических зонах.
Об авторе
Ю. В. ШаркуноваРоссия
аспирант кафедры педагогики и психологии Югорского государственного университета, Ханты-Мансийск
Список литературы
1. Белкин А. С., Свинина Н. Г. Витагенный опыт ивитагенный принцип – категории педагогической антропологии // Пед. образование. 2007. No 1.
2. Дерябина С. В., Коротких С. М., Биктимиров Т. З. К вопросу об этнопсихологических особенностях малых коренных народов Крайнего Севера // Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития: сб. материалов 2-й всерос. на- уч.-практ. конф. 21–22 нояб. 2008 г. М., 2008. С. 195–196.
3. Лобова В. А. Характеристика темпа психической деятельности в разных этнических общностях Крайнего Севера // Экология человека. 2007. No 12. С. 41–44.
4. Осипова Т. А. Социально-личностное самоопределение учащихся в условиях художественно-эстетической образовательной среды: дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2006. 188 с.
5. Павлов С. М., Мухина В. С. Психология этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера // Развитие личности. 2001. No 3–4.
6. Пояснительная записка к прогнозу ежегодной потребности рынка труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в кадрах всех уровней профессионального образования в разрезе 27 видов экономической деятельности на период до 2020 года.
7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре. [Электрон. ресурс]. URL: http://khmstat.gks.ru/munstat/ default.aspx.
8. Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения / под ред. В. А. Караковского, Л. И. Новиковой, Н. Л. Селивановой, Е. И. Соколовой. М.: Пед. о-во России, 1999. 264 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шаркунова Ю.В. СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА. Образование и наука. 2012;1(8):136-152. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-136-152
For citation:
Sharkunova V.A. Socio-Personal Self-Determination of School- children in a Northern Region. The Education and science journal. 2012;1(8):136-152. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8-136-152