Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
№ 8 (2012)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-8

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

5-24 567
Аннотация

В статье отмечается противоречие между острой потребностью подготовки педагогических кадров к освоению ФГОС нового поколения и недостаточной разработанностью мер и программ повышения квалификации, которые могли бы помочь в этом школьным учителям. Автором статьи был проведен констатирующий эксперимент, выявивший степень готовности педагогов к инновационной деятельности, предусмотренной новым образовательным стандартом. Выяснилось, что 97% педагогов либо испытывают трудности в реализации стандарта, либо вообще не принимают его.

В предпринятом после констатирующего эксперимента исследовании была выдвинута гипотеза о том, что основная причина массовых негативных настроений и нежелания осваивать нововведения связана с отсутствием у педагогов личностной мотивации. В теоретической части работы мотив рассмотрен как цель, потребность, намерение и как устойчивое свойство личности, которое можно развить. Ключевой идеей исследования стало развитие мотивации достижения результатов. Автором статьи предлагается методика, которая запускает механизмы мотивации достижений. Основа данной методики – проектная технология, положительно влияющая на развитие целеполагания педагогов, их умений постановки индивидуально- значимых профессиональных задач деятельностного характера. Представлены соответствующие методике модули программы повышения квалификации учителей, описаны результаты обучения педагогов. 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

25-37 550
Аннотация

В статье поднимаются актуальные для современного образования проблемы формирования творческого мышления, соотношения подражания, с которого начинаются обучение и воспитание, и создания нового знания. Чтобы показать, насколько тесно связаны творчество и коммуникационные процессы, автор совершает экскурс в теорию коммуникации, в проблемном поле которой существуют два основных подхо- да к изучению коммуникативных отношений – процессно-информационный и семиотический. Обзор и анализ различных исследований, начиная с формулы Г. Лассвелла до семиотической системы Ю. М. Лотмана, дока- зывают, что категория коммуникативности оказывает непосредственное влияние на логику развития и становления личности.

Особое внимание уделяется теории Ю. Хабермаса, в которой одно из центральных мест занимает понятие рациональной процедуры коммуникации, а усвоение новых знаний происходит посредством морального сознания. Ученый выделяет шесть ступеней морального суждения: две преконвенциональных (управляемая авторитетом интеракция и управляемое интересами сотрудничество); две конвенциональных (ролевое действие и руководствующаяся нормами интеракция); постконвенциональную и дискурс. Движение по этим ступеням и есть обучение, результат творческой переработки и присвоения имеющихся концептуальных схем (знаний).

Делается вывод о том, что сегодня творчество и креативность базируются не только на оригинальности результата творческой деятельности, как это было в классической парадигме, но и на взаимодействии автора и потребителя творческого продукта, писателя и читателя, учителя и ученика, преподавателя и студента. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как для дальнейшего изучения коммуникативных отношений в области образования, так и в практической педагогической деятельности. 

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

38-54 671
Аннотация

В статье рассматриваются концептуально-методологические подходы к организации самостоятельной работы курсантов в военных вузах. Отмечаются противоречия между сложившейся системой самостоятельной учебной деятельности курсантов и новыми требованиями к образовательному процессу, предполагающими его личностную ориентацию, расширение вариативности обучения, усиление креативной направленности познавательной деятельности. Перечислены общие препятствия, мешающие эффективному осуществлению самостоятельной работы учащихся, и проблемы, специфические для сферы военного образования. Описаны ресурсы, использование которых помогло бы исправить существующее положение дел и которыми в достаточной мере обладают учебные заведения высшей военной профессиональной подготовки.

Для повышения продуктивности самостоятельной работы курсантов авторы предлагают системный, синергетический ипроблемный подходы. Подчеркивается необходимость обновления содержания и организации самостоятельной учебной работы будущих офицеров, расширения ее территориальных границ и снятия жестких временных рамок. Показаны возможности информационного и аналитического обеспечения, способствующего укреплению межпредметных связей в обучении и освоению учащимися разнообразных компетенций, необходимых для предстоящей профессиональной деятельности. Материал статьи может быть интересен преподавателям высшей школы и организаторам самостоятельной деятельности учащихся вузов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

55-68 526
Аннотация

В статье предложены различные подходы к определению понятия «качество образования». На основе анализа работ зарубежных и отечественных авторов подробно рассматриваются социологические аспекты качества. Как ключевую проблему автор выделяет несовпадение интересов различных социальных групп в процессе реформирования образования. Преобразования последнего времени показаны в контексте реорганизации высшей школы. На основании эмпирического исследования, проведенного в семи вузах Екатеринбурга, делается вывод о том, что отрицание реформы образования носит системный характер, а не является случайным набором отдельных мнений, а позиция представителей образовательного сообщества, выступающего против изменений, выглядит достаточно устойчивой. Профессорско-преподавательский со- став и студенчество, выступающие против спускаемых сверху мер, не перестанут им противодействовать до тех пор, пока в реформу не будут внесены коррективы по целому ряду направлений. Причем основное бес- покойство у образовательного сообщества вызывают изменения качества и ценностей высшего профессионального образования: постепенная трансформация классического фундаментального обучения, нацеленного на развитие личности, и усиление акцента на практической составляющей образования, якобы ведущее к повышению конкурентоспособности выпускников. Вероятный вариант продолжения преобразований без учета мнения работников образовательной сферы и потребителей ее услуг (учащихся, студентов) грозит либо еще большим замедлением темпов реализации реформы либо полным ее провалом. 

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

69-80 584
Аннотация

Цель статьи – обоснование концептуально детерминированной (реализующей конкретный педагогический подход) обучающей компьютерной системы субагентного типа, основанной на дидактической многомерной технологии. Методологической базой исследования явились системно-деятельностный подход, элементы теории искусственного интеллекта, теория и технология инструментальной дидактики, разрабатывающиеся Научно-экспериментальной лабораторией Башкирского государственного педагогического университета им М. Акмуллы.

Спроектированная обучающая компьютерная система субагентного типа «DMT_DESIGN (SA).1» («Дидактическая многомерная технология_Дизайн (СубАгентная).1») предназначается для самостоятельного повышения технологической компетентности и творческого саморазвития педагогов общего и профессионального образования. Структура учебной деятельности при ее использовании определяется инвариантными социокультурными и антропологическим основаниями, а в процессе обучения используется логико-смысловое моделирование учебного материала. Результаты работы будут полезны людям, занимающимся совершенствованием образовательных информационных технологий, практикующим педагогам, аспирантам и соискателям при поисковых исследованиях и внедрении прикладных результатов работы. 

ОБРАЗОВАНИЕ ЗА РУБЕЖОМ

81-95 1009
Аннотация

В статье дается обзор последних зарубежных исследований, посвященных влиянию билингвизма на социо-когнитивное развитие личности. Экспериментальные научные изыскания, предпринятые в последнее время, не только разрушили миф о вреде двуязычного развития детей, но и показали, что оно дает намного больше, чем просто знание двух языков. На основе сравнительного анализа показаны преимущества детей и взрослых, с рождения находящихся в билингвальной среде. Данные преимущества заключаются в наличии металингвистических способностей, позволяющих, в частности, увеличить скорость обучения; в более лучшем, чем у сверстников-монолингвов, развитии исполнительных функций (исполнительного контроля, внимания, умения планировать действия, концентрации, подавления несущественной информации), важных не только для выполнения вербальных задач, но и для управления любой деятельностью. Показано также влияние билингвизма на когнитивную децентрацию, способность к изучению других языков, на формирование высокой степени социальной чуткости, относящейся как к вербальной, так и к невербальной коммуникации (интерпретация мимики, жестов, интонации) и выражающейся в наиболее адекватной реак- ции на речь и коммуникативное поведение окружающих.

Автор статьи делает вывод: билингвизм стимулирует творчество, способствует развитию дивергентного мышления, позволяющего рассматривать множество возможных решений одной и той же проблемы и вырабатывать, таким образом, креативные идеи. Знание двух языков расширяет ментальные границы ребенка, который, с культурной и лингвистической точек зрения, будет лучше подготовлен к вступлению в жизнь, чем его ровесники. 

ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

96-121 541
Аннотация

В статье дан обзор основных версий идеи, миссии, предназначения и сущности университета (высшей школы вообще), представленных в контексте различных исторических эпох. Исследование потребовало обращения к философскому и педагогическому наследию выдающихся мыслителей прошлого и настоящего, ученых различных стран, втом числе иРоссии. Рассмотрены основные вехи эволюции высшей школы вплоть до сегодняшних дней. Подчеркивается, что многообразие вариантов идеи университета (высшей школы) обусловлено их конкретно- историческими и биографическими особенностями. Объединяет же все существующие версии идеалистическая (платонистская, эссенциалистская) позиция тех, кто их выдвигает. Однако более продуктивным авторы считают историко-релятивистский подход, согласно которому высшая школа – явление гибкое и адаптирующееся к требованиям той или иной эпохи. Декларация идеи университета меняется в соответствии с обновлениями запросов общества. Учет этих запросов, конструирование и реконструкция функционального ответа высшей школы на них видится наиболее перспективным направлением выхода из кризиса, в котором пребывает высшее образование, – в этом состоит общий вывод статьи. Результаты работы могут найти применение при анализе состояния высшей школы и прогнозировании ее дальнейшего развития. 

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ В ОБРАЗОВАНИИ

122-135 412
Аннотация

Язык имеет много пластов, один из них – стереотипный, являющийся составляющей структуры языкового (или «лингвокультурного») сознания, – подробно рассмотрен в данной статье. Автор на основании метода статистического анализа доказывает рефлекторную природу стереотипных высказываний и дает им социо- и психолингвистическое обоснование.

Описывается процесс возникновения стереотипных выражений, обусловленнный прагматикой языка, его направленностью на общение, рождающей потребность в стандарте. Механизм образования стереотипных высказываний заключается в множественном повторении в однотипных речевых ситуациях, вследствие чего коммуникативные единицы, типизированно обслуживающие такие ситуации, воспринимаются как «связанные» устойчивые формулы.

Речевые стереотипы, как и всякие стандарты, менее информативны, чем нестереотипные. Однако это не уменьшает значимости их изучения, ибо они являются результатом аккумуляции общественно-исторического опыта и знаний.

В условиях массовой коммуникации выявление и фиксирование повторяющихся жизненных (бытовых и эмоциональных), а следовательно, иречевых ситуаций важно ицелесообразно, так как наличие перечня/списка речевых единиц, обслуживающих подобные ситуации, поможет преподавателю-практику при обучении любому языку как иностранному. 

РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

136-152 467
Аннотация

В статье говорится об увеличивающихся темпах и масштабах трудовой миграции в северных регионах России и нарастающем, несмотря на предпринимаемые меры, оттоке талантливой молодежи из Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) – Югры. Данные процессы обостряют проблему подготовки и воспитания специалистов, которые бы могли поддерживать, развивать и модернизировать экономику регио- на, бережно относясь при этом к ценностям и традициям северян, соблюдая интересы нынешних и будущих поколений.

Анализируются особенности формирования «Я-концепции» у учащихся в условиях севера, а также социальные и психологические трудности, причиной которых являются интенсивные миграционные процессы. Для формирования у школьников-северян положительного образа своего будущего в родном регионе предлагается использовать конструктивный витагенный опыт, учитывающий северные самосознание и идентификацию. По мнению автора статьи, следует прежде всего стимулировать познавательную активность учащихся, которая будет определять вектор их социально-личностного самоопределения.

Описывается авторская методика витагенного обучения, включающая целый комплекс приемов: актуализацию и анализ жизненного опыта учащихся, творческое моделирование идеальных образовательных объектов, сравнение статистических данных основных показателей социальной сферы региона и России в целом и др. Приводятся результаты экспериментального применения методики в Югорском физико-математическом лицее и в одной из гимназий г. Ханты-Мансийска. Положительный опыт автора и материалы проведенного исследования могут быть использованы педагогами, работающими в неблагоприятных природно-климатических зонах. 

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

153-164 608
Аннотация

В статье говорится о необходимости становления новой, личностно-ориентированной парадигмы физического воспитания, в которой формы, средства, методы и условия обучения должны соответствовать индивидуально-психологическим особенностям человека, а выбор спортивной специализации определяться личностным склонностями и способностями конкретного человека. Для авторов очевидно, что в области массовой физической подготовки детей, подростков, юношества и молодежи давно назрела потребность перехода от нормативного к спортивно-ориентированному подходу.

В работе в качестве предмета изучения выступает процесс формирования физкультурно-активной личности с учетом ее психологических и возрастных особенностей. Цель исследования – совершенствование системы физического воспитания, приведение ее в соответствие изменившимся требованиям к здоровьеформирующей и здоровьесберегающей функциям образования. Методологическая основа исследования – системный и личностно-ориентированный подходы.

Описаны личностные различия студентов, избравших для занятий по физическому воспитанию определенные виды спорта. Показана взаимосвязь индивидуальных качеств учащихся с особенностями их физического развития. Представленный материал позволит более целесообразно формировать программу физического воспитания на разных уровнях образовательного процесса и реализовать инновационный тезис: «Не образование на всю жизнь, а образование в процессе всей жизни». 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)