Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ С ПОЗИЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-9-27

Texto completo:

Resumen

Введение. Известно, что на современном этапе большая часть новых научных знаний возникает на стыке разных, иногда достаточно далеких друг от друга дисциплин. Рост количества междисциплинарных исследовательских работ и проектов обусловлен логикой развития науки – от узкоспециального изучения предметов и явлений к интеграции сведений о них из различных научных сфер, позволяющей получить новое знание.

В статье описывается продолжение опубликованного в одном из предшествующих номеров журнала «Образование и наука»1 исследования тенденций эволюции концептуальных положений дидактики за счет расширения ее экспериментального поля посредством включения в него достижений смежных с педагогикой областей знания: психодидактики, когнитивной дидактики, социодидактики, лингводидактики и др.

Цель очередного этапа исследования – выяснить, каким образом результаты междисциплинарных изысканий воздействуют на динамику представлений о процессе обучения.

Методология и методики. В ходе работы производились анализ научной литературы о феномене междисциплинарности в образовании, сравнение и обобщение итогов соответствующих междисциплинарных исследований, выводы которых были сопоставлены со сложившимися концептуальными подходами к процессу обучения.

Результаты и научная новизна. С опорой на выделенные и сформулированные авторами признаки междисциплинарного исследования, приложимые к области образования, в качестве примера рассмотрена разработанная М. А. Холодной и Э. Г. Гельфман «обогащающая модель» обучения, в которой интегрируются психология, дидактика и методика преподавания математики в 5–9-х классах. Показано, что междисциплинарное исследование не просто задействует элементы, сведения и открытия из разных научных сфер, но, используя понятийный аппарат, методологическую базу и инструментарий интегрирующихся в междисциплинарном пространстве научных отраслей, как бы заново «открывает» имеющиеся знания и обнаруживает новые зоны их теоретического и практического применения. Продемонстрирована ценность взаимодействия дидактики и когнитивистики. Благодаря использованию знаний о когнитивных структурах и формах их репрезентации, обеспечивающих передачу знаний; о нейронной активности мозга при осуществлении познавательных действий; биолого-физиологических ограничениях когнитивных процессов и пр. дидактика получает качественно новые научные основания для проектирования и конструирования отвечающих вызовам времени моделей процесса обучения.

Сделан вывод о том, что, несмотря на начальную стадию становления многих пограничных с дидактикой научных направлений, они уже оказывают существенное влияние на понимание процесса обучения, его функций и структурных компонентов. Данный процесс видится более полно и объемно в контексте развития когнитивных механизмов познания, формирования языковой картины мира и с точки зрения социальной поддержки обучающихся.

Практическая значимость. Анализ содержания и результатов междисциплинарных исследований в области педагогики указывает на их перспективность и потенциал для развития в русле как классической, так и неклассической и постнеклассической научных парадигм всей системы образования в целом и ее неотъемлемой части – дидактики. Кроме прочего подобные исследования дают возможность аргументированно, строго научными методами, с позиций не только дидактики, но и смежных наук провести экспертизу и спрогнозировать эффективность разрабатываемых моделей обучения.

De los autores

И. Осмоловская
Институт стратегии развития образования РАО.
Russian Federation


Л. Краснова
Институт стратегии развития образования РАО.
Russian Federation


Referencias

1. Степин В. С. О философских основаниях синергетики // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. Москва: Прогресс-Традиция, 2007. С. 96–102.

2. Krasnova L. A., Mamchenko A. A., Osmolovskaya I. M., Zakhlebniyv A. N. Interdisciplinary Researches of the Process of Training // International Conference «Education Environment for the Information Age» (EEIA-2017), Moscow, Russia, June 7–8, 2017. P. 388–396. DOI: dx.doi.org/10.15405/epsbs.2017.08.46

3. Куровская Ю. Г. Языковая картина мира в современном учебнике: когнитивно-лингвистический подход к изучению: монография. Москва: АНОО «ИЭТ», 2017. 268 с.

4. Холодная М. А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и дополн. С.-Петербург: Питер, 2002. 384 с.

5. Гибельгауз О. С. Психодидактические пакетные технологии обучения // Вестник Алтайской государственной педагогической академии. 2014. № 20. С. 44–46.

6. Крутский А. Н. Психодидактика среднего образования: монография. Барнаул: БГПУ, 2008. 254 с.

7. Гибельгауз О. С., Крутский А. Н. Психодидактические пакетные технологии обучения: монография. Барнаул: АлтГПУ, 2016. 179 с.

8. Лебедева В. П. Психодидактика – предмет научного интереса // Журнал научно-педагогической информации [Электрон. ресурс]. 2011. № 7. Режим доступа: http://www.paedagogia.ru/2011/68–07/223-lebedeva (дата обращения: 19.06.2018)

9. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика. С.-Петербург: Питер, 2007. 352 с.

10. Рахимов А. З. Психодидактика: монография. Уфа, 2005. 328 с.

11. Рахимов А. З. Принципы психодидактики: методическое пособие. Уфа, 2007. 160 с.

12. Савенков А. И. Психодидактика. Москва: Национальный книжный центр, 2012. 360 с.

13. Гельфман Э. Г., Холодная О. В. Математика: учебник для 5-го класса: в 2 ч. 3-е изд. Москва: БИНОМ; Лаборатория знаний, 2014. Ч. 1. 152 c.

14. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. С.-Петербург: Питер, 2006. 384 с.

15. Локалова Н. П. 120 уроков психологического развития младших школьников: психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I–IV классов: в 2 ч. 4-е изд. Москва, 2008. 130 с.

16. Sternberg R. J. (Guest Ed.), Hessels M. G. P. (Ed.). What is Cognitive Education? // Journal of Cognitive Education and Psychology. 2013. Vol. 12. № 1. P. 3–124.

17. Robb B. E. A Paradigm Shift in Classroom Learning Practices to Propose Methods Aligned with a Neuroeducation Conceptual Framework. Theses and Dissertations. Paper 2. Portland: University of Portland, 2016. P. 120.

18. Apaydin M., Hossary M. Achieving metacognition through cognitive strategy instruction // International Journal of Educational Management. 2017. Vol. 31, Issue 6. P. 696–717. Available from: https://doi.org/10.1108/IJEM-05– 2016–0130 (дата обращения: 19.06.2018)

19. Костромина С. Н., Бордовская Н. В., Искра Н. Н., Чувгунова О. А., Гнедых Д. С., Курмакаева Д. М. Нейронаука, психология и образование: проблемы и перспективы междисциплинарных исследований // Психологический журнал. 2015. Т. 36, № 4. С. 61–70.

20. Кубрякова Е. С. Язык и знание: На пути получения знаний о языке. Части речи с когнитивной точки зрения. Роль языка в познании мира / РАН ИЯ. Москва: Языки славянской культуры, 2004. 560 c.

21. Фрэнкин Р. Мотивация поведения: биологические, когнитивные и социальные аспекты: 5-е изд. С.-Петербург: Питер, 2003. 651 с.

22. Ахметова Л. В. Методы когнитивного обучения: психолого-дидактический подход // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. Вып. 7 (85). С. 48–52.


Recensión

Para cita:


Osmolovskaya I.M., Krasnova L.A. THE LEARNING PROCESS FROM THE PERSPECTIVE OF INTERDISCIPLINARY RESEARCH. The Education and science journal. 2018;20(8):9-27. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-9-27

Número de consultas: 1792


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)