Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 20, № 8 (2018)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8

ПРОБЛЕМЫ МЕТОДОЛОГИИ

9-27 171
Аннотация

Введение. Известно, что на современном этапе большая часть новых научных знаний возникает на стыке разных, иногда достаточно далеких друг от друга дисциплин. Рост количества междисциплинарных исследовательских работ и проектов обусловлен логикой развития науки – от узкоспециального изучения предметов и явлений к интеграции сведений о них из различных научных сфер, позволяющей получить новое знание.

В статье описывается продолжение опубликованного в одном из предшествующих номеров журнала «Образование и наука»1 исследования тенденций эволюции концептуальных положений дидактики за счет расширения ее экспериментального поля посредством включения в него достижений смежных с педагогикой областей знания: психодидактики, когнитивной дидактики, социодидактики, лингводидактики и др.

Цель очередного этапа исследования – выяснить, каким образом результаты междисциплинарных изысканий воздействуют на динамику представлений о процессе обучения.

Методология и методики. В ходе работы производились анализ научной литературы о феномене междисциплинарности в образовании, сравнение и обобщение итогов соответствующих междисциплинарных исследований, выводы которых были сопоставлены со сложившимися концептуальными подходами к процессу обучения.

Результаты и научная новизна. С опорой на выделенные и сформулированные авторами признаки междисциплинарного исследования, приложимые к области образования, в качестве примера рассмотрена разработанная М. А. Холодной и Э. Г. Гельфман «обогащающая модель» обучения, в которой интегрируются психология, дидактика и методика преподавания математики в 5–9-х классах. Показано, что междисциплинарное исследование не просто задействует элементы, сведения и открытия из разных научных сфер, но, используя понятийный аппарат, методологическую базу и инструментарий интегрирующихся в междисциплинарном пространстве научных отраслей, как бы заново «открывает» имеющиеся знания и обнаруживает новые зоны их теоретического и практического применения. Продемонстрирована ценность взаимодействия дидактики и когнитивистики. Благодаря использованию знаний о когнитивных структурах и формах их репрезентации, обеспечивающих передачу знаний; о нейронной активности мозга при осуществлении познавательных действий; биолого-физиологических ограничениях когнитивных процессов и пр. дидактика получает качественно новые научные основания для проектирования и конструирования отвечающих вызовам времени моделей процесса обучения.

Сделан вывод о том, что, несмотря на начальную стадию становления многих пограничных с дидактикой научных направлений, они уже оказывают существенное влияние на понимание процесса обучения, его функций и структурных компонентов. Данный процесс видится более полно и объемно в контексте развития когнитивных механизмов познания, формирования языковой картины мира и с точки зрения социальной поддержки обучающихся.

Практическая значимость. Анализ содержания и результатов междисциплинарных исследований в области педагогики указывает на их перспективность и потенциал для развития в русле как классической, так и неклассической и постнеклассической научных парадигм всей системы образования в целом и ее неотъемлемой части – дидактики. Кроме прочего подобные исследования дают возможность аргументированно, строго научными методами, с позиций не только дидактики, но и смежных наук провести экспертизу и спрогнозировать эффективность разрабатываемых моделей обучения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

28-45 118
Аннотация

Введение. В современных реалиях существует социальный и государственный запрос на поддержку одаренных детей и подростков как основного резерва интеллектуального потенциала развития общества. Одаренности, как правило, сопутствуют повышенная возбудимость нервной системы, крайняя чувствительность, внутренняя противоречивость, низкая стрессоустойчивость, которые могут воспрепятствовать формированию у растущей, неокрепшей личности правильной картины окружающего мира, умений выстроить с ним доверительные и гармоничные отношения. В связи с этим актуализируется поиск путей и способов нивелирования дезадаптивного поведения одаренных учащихся.

Цель представленного в статье исследования – выяснить, в какой мере тип локуса контроля личности детерминирует агрессивность и деструктивное поведение интеллектуально одаренных подростков.

Методология и методики. Работа выполнялась на основе системного и личностно-ориентированного подходов к изучению индивидуальных характеристик обучающихся. Типы локуса контроля школьников определялись с помощью методики Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Важина, С. А. Голынкиной и А. М. Эткинда. В качестве диагностического инструментария применялись методика измерения уровня личностной агрессивности и конфликтности, разработанная Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым, и опросник Басса – Дарки. При обработке результатов были задействованы сравнительный и статистический виды анализа с использованием критерия Краскела – Уоллиса, позволившего Локус контроля как детерминанта агрессивности при интеллектуальной одаренности подростков проверить средние значения показателей разных категорий учащихся, принявших участие в исследовании.

Результаты и научная новизна. Посредством комплексной программы идентификации интеллектуально одаренных подростков, включавшей валидные методы психодиагностики, экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение и беседы, выборка испытуемых школьников была дифференцирована на четыре группы: интеллектуально одаренные экстерналы, интеллектуально одаренные интерналы, среднеинтеллектуальные экстерналы, среднеинтеллектуальные интерналы.

В ходе диагностики установлено, что доминированием экстернального (внешнего) или интернального (внутреннего) локуса контроля обусловлена специфика проявлений агрессивности интеллектуально одаренных подростков и их сверстников со средним уровнем развития интеллекта. У учащихся выделенных групп выявлены статистически значимые различия в показателях «физическая агрессия», «вспыльчивость», «неустойчивость» и «раздражение». Интернальный локус контроля у одаренной личности способствует снижению физической агрессии и раздражительности. Одаренные экстерналы более склонны к использованию в конфликтах физической силы, им свойственны отсутствие эмоционального самоконтроля, вспыльчивость, несдержанность в гневе, неустойчивость, нетерпимость, оппозиционные настроения и протестная манера поведения – от пассивного сопротивления до активной борьбы против не устраивающих их норм и законов.

Сделан общий вывод о том, что интеллектуально одаренные подростки с экстернальным локусом контроля – это «группа риска» в плане социально-психологической адаптации, которая более других школьников нуждается во внимании и психологической помощи. Организация психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся поможет минимизировать конфликты между субъектами учебного процесса – школьниками и учителями.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в качестве информационного и рефлексивного материала в практике школьных психологов и педагогов, работающих с интеллектуально одаренными детьми и подростками.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

46-65 169
Аннотация

Введение. Динамичные процессы глобализации, научно-технического и технологического прогресса актуализируют потребность в качественном подборе кадров для различных сфер экономики и производства. Успешная подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов невозможна без наличия адекватной системы сопровождения профессионального самоопределения, охватывающей все уровни образовательной системы и реализующейся в виде эффективных профориентационных практик.

Цель изложенного в публикации исследования – изучение и научное осмысление аспектов современной профориентационной деятельности, направленной на выявление предрасположенности каждого обучающегося к конкретному роду трудовой занятости.

Методы и методики. На теоретическом этапе работы производились обзор и обобщение содержания научных источников, соответствующих заявленной теме и задачам исследования. В ходе эмпирического этапа изыскания использовался анкетный опрос, в котором приняли участие старшеклассники сельских, городских обычных и элитных школ Тюменской области (n = 1087). Применялся выборочный вторичный (сравнительный) анализ данных социологических исследований отечественных и зарубежных ученых.

Результаты и научная новизна. Обозначены мировые тенденции в области профориентации, рассмотрены реальные примеры положительного опыта, накопленного другими странами в этой сфере. Выделены наиболее острые проблемы осуществления профориентационной деятельности в российской системе образования. На основе социологического опроса установлены ведущие мотивы выбора профессии старшеклассниками, варьирующиеся в зависимости от статуса, типа и территории расположения учебного заведения, в котором они обучаются. Показаны отличия в степени удовлетворенности профориентационными мероприятиями учеников различных школ. Сделан вывод о том, что во избежание перекосов на рынке труда и многих других социальных проблем следует сосредоточить центр тяжести профориентационной работы на ступени общего образования, так как именно в этот период закладывается фундамент профессионального самоопределения человека. Подчеркивается необходимость смещения акцента профориентационных практик в школе с выявления способностей и предрасположенностей учащихся на их информирование о мире профессий и деятельное включение в него посредством участия в «трудовых пробах»; встреч с представителями различных специальностей и работодателями и иных форм и видов приближенной к реальной профориентации, осуществляемой как в стенах школы, так и за их пределами.

Для усиления профессиональной ориентации молодого поколения и оказания своевременной и полноценной адресной информационно-консультационной поддержки предлагается создание федеральной площадки на принципах добровольного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Практическая значимость. Материалы проведенного исследования и сделанные авторами выводы могут быть полезны для выработки обоснованных рекомендаций по усилению продуктивности профессиональной ориентации молодежи в системе образования. 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

66-87 95
Аннотация

Введение. Умение трудиться самостоятельно, готовность собственными силами проектировать и реализовывать индивидуальную траекторию обучения становятся сегодня ключевым условиями конкурентоспособности выпускников высшей школы. Однако в связи с тем, что в большинстве российских профессиональных учебных заведений образовательный процесс во время аудиторных занятий по-прежнему строится как односторонняя трансляция знаний педагогом, студенты не приобретают должных развитых навыков автономной учебной деятельности, которые весьма актуальны еще на стадии подготовки специалиста по причине возрастающей доли самостоятельной работы в программах вузов. Наиболее остро указанная проблема ощущается при изучении иностранных языков на продвинутом этапе, на котором трудности восприятия и запоминания иноязычной информации усугубляются в случае опоры студента исключительно на ресурсы родного языка. Цель публикации – продемонстрировать потенциал корпусов английского языка для его освоения в качестве иностранного и раскрыть возможности применения данных баз текстов для развития автономии обучающихся и повышения их лингвистической компетенции.

Методология и методы. На начальном этапе работы был произведен широкомасштабный обзор научной литературы, касающейся темы изыскания. Методология корпусной лингвистики, систематизация, анализ и обобщение практики применения соответствующих этому прикладному направлению языкознания технологий и методов стали основой разработки авторской методики обучения иностранным языкам, которая, в свою очередь, послужила инструментарием экспериментальной части исследования.

Результаты и научная новизна. Обозначены факторы формирования учебной автономии студентов и роль педагога-фасилитатора в этом процессе. Сконструирована и описана система заданий, сочетающая традиционные аудирование, интенсивное и экстенсивное чтение с корпусными лингвистическими задачами, предназначенными для самостоятельной работы студентов. Предлагаемая методика была апробирована в ходе педагогического эксперимента, проводившегося в течение пяти месяцев в Институте иностранных языков Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург). Итоги инновационного обучения одной из академических групп (n = 13 человек) и сравнение их с обычными показателями подготовки, осуществляющейся привычными, давно укоренившимися средствами, убедительно доказывают эффективность нового подхода к преподаванию дисциплины «Иностранный язык» и прямую зависимость уровня лингвистической компетенции от уровня учебной автономии студентов. Выполнение корпусных заданий, способствуя становлению и совершенствованию субъектности студентов, значительно повышает их мотивацию и успеваемость.

Практическая значимость. Автор надеется, что материалы статьи будут полезны преподавателям иностранных языков на любой ступени системы образования. Полученные результаты могут стать базой для продолжения теоретического и эмпирического изучения условий развития автономии обучающихся, а также влияния различных форм самостоятельной и аудиторной работы на данный процесс. Дополнительный интерес представляет опыт использования в эксперименте интернет-корпуса GloWbE, пока мало известного в России. 

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

88-111 353
Аннотация

Введение. Уровень и специфика организационной культуры педагогического коллектива дошкольного образования учреждения (ДОУ) влияют на степень психологического комфорта среды, в которой воспитываются и развиваются дети младшего возраста. Актуальность изложенного в статье исследования связана с необходимостью повышения качества дошкольного образования через создание эмоционально благоприятных условий для формирования личности воспитанников и сохранения их здоровья, а также посредством обновления содержания методической работы с сотрудниками детских садов в соответствии с новыми, зафиксированными в федеральном государственном образовательном стандарте требованиями к выстраиванию взаимодействия воспитателя, ребенка и его родителей.

Цель работы – выявить особенности этического выбора педагогов при решении профессиональных проблем в зависимости от типа организационной (шире – корпоративной) культуры, сложившейся в коллективе ДОУ.

Методология и методики. В ходе исследования проводились анонимный онлайн-опрос педагогов и анкетирование. Для очного опроса был разработан опросник, включающий кейсы со штатными трудными профессиональными ситуациями и параметры, позволяющие составить профиль корпоративной культуры организации. Полученные данные обрабатывались качественным и количественным способами, с помощью методов контент-анализа, однофакторного дисперсионного анализа ANOVA и метода взаимного пересечения доверительных интервалов, рассчитанных с помощью стандартной процедуры на языке R.

Результаты и научная новизна. Сконструирована модель дифференциации типов организационных культур в системе образования. На ее основе выделены и охарактеризованы «демократическая», «лидерская», «попустительская» и «бюрократическая» разновидности корпоративных культур ДОУ (названия условны и не обладают оценочными значениями).

Уточнены принципиально важные для предпринятого исследования понятия «этическая дилемма» и «трудная ситуация, требующая прямого профессионального действия». Первое подразумевает противоречие между двумя равнозначными ценностями, второе – противоборство новых, прогрессивных подходов к осуществлению профессиональных обязанностей с укоренившимися в педагогической практике стереотипами и традициями. С помощью диагностики установлено, что вариант разрешения педагогом проблемной ситуации или этической дилеммы может быть обусловлен разными ценностями, превалирующими в коллективах с различными типами организационных культур.

Практическая значимость. Сделан вывод о том, что для обеспечения перманентного совершенствования дошкольного образования, в частности повышения эффективности взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, при методическом сопровождении педагогов важно опираться не столько на их формальные характеристики, сколько на базовые, часто неявные представления, обнаружить которые поможет предлагаемый диагностический инструментарий, а также совместная интерпретация полученных результатов всеми членами коллектива с участием приглашенных экспертов и родителей. 

ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

112-128 119
Аннотация

Введение. Важнейший фактор эффективности занятий физической культурой – мотивация учащихся. Сформировать у воспитанников устойчивое желание и потребность выполнять регулярно, добровольно, осознанно и в перспективе преимущественно самостоятельно физические упражнения – одна из основных задач преподавателя физкультуры.

Цель статьи – продемонстрировать влияние различных подходов к организации спортивных занятий на мотивацию к двигательной активности юношей 16–18-летнего возраста.

Методология и методики. Методологической базой исследования были положения личностно-ориентированной концепции обучения, а также дифференцированного и кинезиологического подходов к физическому воспитанию. Поэтапная работа проводилась методами «погодичных» и «продольных» (лонгитюдных) срезов. Уровни общего интеллекта испытуемых оценивались посредством теста Р. Амтхауэра в адаптации Л. А. Ясюковой. Формально-динамические свойства индивидуальности учащихся определялись с помощью методики В. М. Русалова. При выявлении уровня мотивации респондентов применялся авторский опросник. Для статистической обработки первичного экспериментального материала были задействованы программы SPSS Statistics 22 и Microsoft Excel. 

Результаты и научная новизна. На основе сравнительного анализа личностных характеристик старшеклассников общеобразовательной школы и студентов 1-х курсов вуза, совокупная выборка которых составила 177 человек, установлен гетерохронизм в развитии кондиционных двигательных и интеллектуальных способностей молодых людей. Доказывается, что отсутствием синхронности в становлении отдельных функциональных систем организма обусловлено разное отношение школьников к занятиям физкультурой, организованных на основе комплексного программно-нормативного подхода, не учитывающего индивидуальные особенности юношей. Мотивация к занятиям изначально выше у учащихся с более высокими двигательными показателями и менее низким, в сравнении со сверстниками, уровнем сформированности общего интеллекта, что объясняется их потенциальной успешностью выполнения широкого комплекса требований программы по физической культуре. Однако при свободном выборе спортивной специализации в вузе у молодых людей, отстающих в физической подготовке, но опережающих ровесников в интеллектуальном развитии, мотивация к спортивным занятиям существенно возрастает.

Практическая значимость. Итоги исследования могут служить научным обоснованием внедрения в учебный процесс спортивно-ориентированного подхода к физвоспитанию, принимающего во внимание предпочтения и интересы каждого обучающегося и предоставляющего свободный выбор наиболее привлекательных для него видов деятельности, выполнение которых дает чувство удовлетворенности и уверенности в собственных силах, а следовательно, усиливает мотивацию к физическому самосовершенствованию и посещению спортивных залов и площадок, что, в свою очередь, является залогом поддержки крепкого здоровья.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

129-147 73
Аннотация

Введение. В системе дошкольного образования родители являются полноправными участниками процесса воспитания. Обеспечить эффективность образовательного процесса без включения в него родителей особенно проблематично, если речь идет о ребенке младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) вообще вряд ли возможно без участия самых близких и родных им людей, от психологического состояния которых и способности оказывать необходимую ребенку помощь напрямую зависит будущее растущего человека. Несмотря на это, большинство профилактических мер по социализации «особенных» детей и адаптации их в обществе не затрагивает личностных проблем взрослых членов их семей.

Цель публикации – представить результаты психолого-педагогического эксперимента, направленного на преобразование компонентов личностного потенциала родителей дошкольников с диагнозом НОДА в период их подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Методология и методики исследования. В ходе исследования для сбора эмпирических данных использовались опросник Н. П. Фетискина «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии»; «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым; тест «Адаптивные стратегии поведения» Н. Н. Мельниковой; экспресс-диагностика состояния стресса К. Шрайнер. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Statistica 12.0, с применением U-критерия Манна – Уитни и T-критерия Вилкоксона.

Результаты и научная новизна. Выделены мотивационный, поведенческий и эмоциональный компоненты личностного потенциала родителей, имеющих детей с НОДА. На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента было установлено, что такие родители, как правило, выбирают дезадаптивные стратегии поведения. Большинство из них испытывает постоянное чувство переутомления и эмоциональное истощение, у многих слабо выражена потребность в саморазвитии. Нередко семьи, где есть дети с НОДА, находятся в ситуации стигматизации, которая заметно обостряется и усиливается на этапе подготовки к обучению в школе. Для оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим дошкольников с НОДА, на основе средств и методов адаптивной физической культуры разработана технология, позволяющая оптимизировать компоненты личностного потенциала родителей и способствующая достижению оптимального уровня социально-психологической адаптированности всей семьи при поступлении ребенка в общеобразовательную школу. Апробация технологии показала значительные позитивные изменения у родителей экспериментальной группы в выборе стратегий поведения и отношения к ребенку, а также существенные положительные трансформации мотивационного и эмоционального компонентов личностного потенциала большей части взрослых участников эксперимента.

Практическая значимость. Полученные результаты исследования и сделанные авторами выводы будут весьма полезны для построения психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Внедрение в практику предлагаемого психодиагностического комплекса поможет разработать научно обоснованные методики и рекомендации взаимодействия педагогов и психологов с взрослыми членами семьи ребенка с НОДА на этапе его подготовки к школе. 

ДИСКУССИИ

148-163 94
Аннотация

 Введение. С появлением такой формы аттестации выпускников школ, как ЕГЭ, широкий размах в нашей стране приобрело репетиторство. Для подготовки к единому экзамену, по разным оценкам, к индивидуальным урокам с педагогами-предметниками прибегают от четверти до половины выпускников школ. Вместе с тем вопрос об эффективности подобных занятий остается открытым и дискуссионным. В последнее время в профессиональной периодике и средствах массовой информации стали появляться статьи, подвергающие сомнению пользу репетиторства. Их авторами являются специалисты авторитетной организации – Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ). Согласно предпринятым ими изысканиям дополнительные занятия при подготовке к ЕГЭ, в том числе с репетиторами, имеют крайне незначительный эффект.

Цель данной работы – критика и обсуждение обоснованности и правомерности утверждений сотрудников НИУ ВШЭ о низкой продуктивности деятельности репетиторов.

Методология и методики. В ходе изучения вопроса о степени влияния внешкольных занятий на результаты ЕГЭ применялась методология комплексного исследования, включающая методы сравнительного и статистического анализа научных и информационных материалов, размещенных в открытом доступе НИУ ВШЭ, Федеральным институтом педагогических измерений (ФИПИ) и Федеральным центром тестирования.

Результаты и научная новизна. Дан обзор статистических и научных источников указанной проблематики. Рассмотрено содержание соответствующих публикаций, изданных специалистами НИУ ВШЭ. Доказано, что заключения о слабой связи между качеством дополнительных занятий при подготовке к ЕГЭ и результатами аттестационных экзаменов являются несостоятельными, так как произведенные расчеты содержат грубые методические ошибки. Вопервых, неверно выбраны ориентиры при определении исходного уровня знаний учащихся до начала занятий с репетитором: вместо итоговых школьных оценок по основным дисциплинам (обязательным для сдачи ЕГЭ русскому языку и математике) в качестве исходной позиции принимался средний балл аттестата. Во-вторых, проигнорирован факт отсутствия в настоящий момент в школе итоговой оценки «два» («неудовлетворительно»): продвижение от аттестационной «тройки», выставляемой школьным учителем, до «тройки» на выпускном экзаменационном испытании (ЕГЭ) не может быть четко зафиксировано, а значит, не способно продемонстрировать прогресс в обучении школьника. В-третьих, выяснение значимости репетиторских занятий для успешного тестирования на ЕГЭ проводилось без учета специфики работы преподавателей разных предметов. Таким образом, увлечение формальными математическими процедурами в ущерб содержательному анализу проблемы привело специалистов НИУ ВШЭ к скоропалительным выводам, не отражающим истинного положения дел.

Практическая значимость. Авторы статьи полагают, что высказанные ими замечания помогут специалистам скорректировать подходы при определении реальной эффективности дополнительных занятий при подготовке выпускников школ к ЕГЭ. 

КОНСУЛЬТАЦИИ

164-187 133
Аннотация

Введение. Методы интегрированного предметно-языкового обучения, которые в мировой педагогической литературе получили название CLIL – Content and Language Integrated Learning, стали применяться в системе образования не так давно, но круг их сторонников стремительно расширяется, охватывая самые разные страны. Сущность данных методов состоит в одновременном использовании иностранного языка как объекта изучения и как инструмента овладения содержанием других предметов. Появление CLIL было обусловлено широким распространением в социуме билингвизма и потребностью справляться с сопутствующими этому процессу проблемами, в том числе с необходимостью элиминации межнациональных конфликтов; укрепления консолидации общества как фактора его социального благополучия; поддержки конкурентоспособного рынка труда и др.

Несмотря на рост популярности во всем мире и присвоение Европейским Союзом CLIL статуса одного из ведущих эффективных средств осуществления международной языковой политики мультилингвизма, механизмы и формы организации подобного обучения пока не находят должного понимания среди части представителей профессорско-преподавательского состава российской высшей школы, что в значительной мере связано с национальными особенностями и традициями. Тем не менее в глобализирующемся мировом пространстве CLIL-дидактика становится перспективным направлением высшего образования и действенным способом приобретения и совершенствования языковой и коммуникативной компетенций, обеспечивающих дальнейшую успешную профессионализацию обучающихся и облегчающих им карьерное продвижение в избранной сфере деятельности.

Цель статьи – подытожить и обсудить локальный опыт, накопленный в Томском политехническом университете (ТПУ) по внедрению учебных курсов на основе CLIL-подхода.

Методология и методы. Методологической базой экспериментальной работы по поиску оптимальных вариантов освоения иностранного языка студентами инженерных специальностей являлась концепция практико-ориентированной профессиональной подготовки. В ходе исследования были задействованы такие методы, как сравнительный анализ, синтез, обобщение, прогнозирование, проектирование, моделирование, пролонгированный мониторинг результатов обучения, наблюдение и анкетный опрос.

Результаты и научная новизна. Сформулированы и обоснованы причины актуализации в российском вузовском образовании CLIL-подхода. Представлен краткий исторический очерк дидактических концептов и временных вызовов, которые предшествовали закреплению в учебном процессе ТПУ CLIL-методик и введению в программу вуза на 3–4-м курсах дисциплины «Профессиональная подготовка на иностранном языке». Рассмотрены этапы эволюционирования преподавания иностранного языка в университете: англофикация инженерной подготовки, трансформировавшаяся в ее многопрофильную модель (ESP); создание «педагогических тандемов» – организация курсов с «двойными агентами»; и, наконец, CLIL-обучение, ключевой характеристикой и основным преимуществом которого выступает когнитивная компонента. Произведена ревизия имеющихся на сегодняшний день в ТПУ достижений и неудач в области CLIL-обучения. Описаны и разобраны примеры частных практик его реализации. Сделаны выводы о рациональности использования различных прикладных вариаций CLIL-технологии.

Практическая значимость. Результаты исследования позволили скорректировать не только основные образовательные программы вуза, но и внутренние программы повышения квалификации преподавателей. Несмотря на то, что изложенный в публикации многолетний эксперимент в одном отдельно взятом вузе не претендует на универсальность и массовое тиражирование, авторы полагают, что материалы эксперимента внесут свою лепту в органичное встраивание CLIL-курсов в целостную систему подготовки специалистов. 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)