ЛОКУС КОНТРОЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА АГРЕССИВНОСТИ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ
https://doi.org/10.17853/1994-56392018-8-28-45
Аннотация
Введение. В современных реалиях существует социальный и государственный запрос на поддержку одаренных детей и подростков как основного резерва интеллектуального потенциала развития общества. Одаренности, как правило, сопутствуют повышенная возбудимость нервной системы, крайняя чувствительность, внутренняя противоречивость, низкая стрессоустойчивость, которые могут воспрепятствовать формированию у растущей, неокрепшей личности правильной картины окружающего мира, умений выстроить с ним доверительные и гармоничные отношения. В связи с этим актуализируется поиск путей и способов нивелирования дезадаптивного поведения одаренных учащихся.
Цель представленного в статье исследования – выяснить, в какой мере тип локуса контроля личности детерминирует агрессивность и деструктивное поведение интеллектуально одаренных подростков.
Методология и методики. Работа выполнялась на основе системного и личностно-ориентированного подходов к изучению индивидуальных характеристик обучающихся. Типы локуса контроля школьников определялись с помощью методики Дж. Роттера в адаптации Е. Ф. Важина, С. А. Голынкиной и А. М. Эткинда. В качестве диагностического инструментария применялись методика измерения уровня личностной агрессивности и конфликтности, разработанная Е. П. Ильиным и П. А. Ковалевым, и опросник Басса – Дарки. При обработке результатов были задействованы сравнительный и статистический виды анализа с использованием критерия Краскела – Уоллиса, позволившего Локус контроля как детерминанта агрессивности при интеллектуальной одаренности подростков проверить средние значения показателей разных категорий учащихся, принявших участие в исследовании.
Результаты и научная новизна. Посредством комплексной программы идентификации интеллектуально одаренных подростков, включавшей валидные методы психодиагностики, экспертные оценки учителей и родителей, наблюдение и беседы, выборка испытуемых школьников была дифференцирована на четыре группы: интеллектуально одаренные экстерналы, интеллектуально одаренные интерналы, среднеинтеллектуальные экстерналы, среднеинтеллектуальные интерналы.
В ходе диагностики установлено, что доминированием экстернального (внешнего) или интернального (внутреннего) локуса контроля обусловлена специфика проявлений агрессивности интеллектуально одаренных подростков и их сверстников со средним уровнем развития интеллекта. У учащихся выделенных групп выявлены статистически значимые различия в показателях «физическая агрессия», «вспыльчивость», «неустойчивость» и «раздражение». Интернальный локус контроля у одаренной личности способствует снижению физической агрессии и раздражительности. Одаренные экстерналы более склонны к использованию в конфликтах физической силы, им свойственны отсутствие эмоционального самоконтроля, вспыльчивость, несдержанность в гневе, неустойчивость, нетерпимость, оппозиционные настроения и протестная манера поведения – от пассивного сопротивления до активной борьбы против не устраивающих их норм и законов.
Сделан общий вывод о том, что интеллектуально одаренные подростки с экстернальным локусом контроля – это «группа риска» в плане социально-психологической адаптации, которая более других школьников нуждается во внимании и психологической помощи. Организация психолого-педагогического сопровождения данной категории учащихся поможет минимизировать конфликты между субъектами учебного процесса – школьниками и учителями.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы в качестве информационного и рефлексивного материала в практике школьных психологов и педагогов, работающих с интеллектуально одаренными детьми и подростками.
Об авторах
Т. А. ВороноваРоссия
Воронова Татьяна Анатольевна – доктор психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики.
Иркутск.
С. В. Дубровина
Россия
Дубровина Светлана Валериевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии и педагогики.
Иркутск.
Ю. В. Чепурко
Россия
Чепурко Юлия Владиславовна – кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии.
Иркутск.
Список литературы
1. . 1. Дубровина С. В. Особенности типичных психических состояний у интеллектуально одаренных учащихся // Вестник Бурятского государственного университета. 2011. № 5. С. 203–206.
2. Климонтова Т. А. Психологические механизмы самоорганизации внутреннего мира интеллектуально одаренных старшеклассников // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 3. С. 32–41.
3. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира и психологические механизмы его становления у интеллектуально одаренных старшеклассников // Психология образования: состояние и перспективы: материалы научно-практической конференции психологов Сибири. Иркутск: ИГУ, 2011. С. 669–673.
4. Вrowder C. S. Metacognitive strategy research: results from a study with young (pre-school) children // K. A. Heller, A. Ziegler (Eds.). Munich studies of giftedness. Berlin: Lit Verlag, 2010. P. 67–84.
5. Климонтова Т. А. Особенности внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 3. С. 66–69.
6. Чепурко Ю. В. Рельеф психических состояний интеллектуально одаренных учащихся, занимающихся спортом // Личность, интеллект, метакогниции: исследовательские подходы и образовательные практики: материалы II Международной научно-практической конференции. Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского. 2017. С. 570–575.
7. Czerwińska-Jakimiuk E. Przestępczość m łodocianych. Interpretacja zjawiska w świetle ogólnej teorii napięcia Roberta Agnew. Wydaw. Uniwersytetu Pedagogicznego, Kraków, 2011.
8. Clark B. Growing up gifted: developing the potential of children at school and home. Boston: Pearson, 2012. 320 p.
9. Ениколопов С. Н., Кузнецова Ю. М., Чудова Н. В. Когнитивные факторы агрессии и каузальная атрибуция агрессивности // Прикладная юридическая психология. 2011. № 2. С. 43–58.
10. Боравова А. И. Взаимосвязь мотивации успеха и боязни неудачи с агрессивностью и уровнем постоянного потенциала головного мозга у подростков // Фундаментальные проблемы нейронаук. Функциональная асимметрия. Нейропластичность. Нейродегенерация: материалы Всероссийской научной конференции с международным участием / Российская академия наук, ФГБУ «Научный центр неврологии» РАМН, Научный совет РФ по неврологии. 2014. С. 47–55.
11. Попова С. А. Взаимосвязь между агрессивностью и самосознанием личности подростков // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2014. № 2. С. 51–53.
12. Сазонова В. Н., Люлина Е. И. Взаимосвязь между агрессивностью и самосознанием личности студентов подросткового возраста // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. 2013. № 3–4. С. 12–14.
13. Авдулова Т. П. Агрессивность в подростковом возрасте: практическое пособие. Москва, 2017. 147 с.
14. Александрова Л. А., Михайлова В. П., Корытченкова Н. И., Кувшинова Т. И. Связь механизмов психологических защит и совладания (coping) с акцентуациями характера, типом темперамента, эмоциональной компетентностью и агрессивностью // Вестник Кемеровского государственного университета. 2008. № 4 (36). С. 75–83.
15. Головина Е. В. Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью // Прикладная юридическая психология. 2014. № 4. С. 85–92.
16. Гайворонская А. А. Агрессивность и установка альтруизм/эгоизм в юношеском возрасте // Категория «социального» в современной педагогике и психологии: материалы 2-й научно-практической конференции (заочной) с международным участием: в 2 ч. 2014. С. 134–35.
17. Червинская-Якимюк Э. Ф. Взаимосвязь между социальной дезадаптацией, агрессивностью, чувством напряжения и самоэффективностью в группе студентов техникумов // Социодинамика. 2015. № 6. С. 20–38.
18. Franz Mönks en Irene Ypenburg. Hoogbegaafdheid bij kinderen. Uitgeveij Boom, Amsterdam, 2011. 210 с.
19. Czerwińska-Jakimiuk E. Przestępczość m łodocianych w okresie transformacji społeczno-ustrojowej w Polsce: analiza zjawiska w świetle ogólnej teorii napięcia Roberta Agnew, W: Identyfikacja i zarządzanie problemami społecznymi / pod red. Joanny Zameckiej. Warszawa: Instytut Profilaktyki Społecznej i Resocjalizacji Uniwersytetu Warszawskiego, Prace Katedry Socjologii Norm, Dewiacji i Kontroli Społecznej. 2011. t. 12.
20. Шестакова Е. Г., Дорфман Л. Я. Агрессивное поведение и агрессивность личности // Образование и наука. 2009. № 7. С. 51–66.
21. Хван А. А., Зайцев Ю. А., Кузнецова Ю. А. Стандартизация опросника А. Басса и А. Дарки // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 35–58.
Рецензия
Для цитирования:
Воронова Т.А., Дубровина С.В., Чепурко Ю.В. ЛОКУС КОНТРОЛЯ КАК ДЕТЕРМИНАНТА АГРЕССИВНОСТИ ПРИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ПОДРОСТКОВ. Образование и наука. 2018;20(8):28-45. https://doi.org/10.17853/1994-56392018-8-28-45
For citation:
Voronova T.A., Dubrovina S.V., Chepurko J.V. LOCUS OF CONTROL AS A DETERMINANT OF AGGRESSIVENESS IN INTELLECTUALLY GIFTED ADOLESCENTS. The Education and science journal. 2018;20(8):28-45. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-56392018-8-28-45