ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ


https://doi.org/10.17853/1994-56392018-8-46-65

Полный текст:


Аннотация

Введение. Динамичные процессы глобализации, научно-технического и технологического прогресса актуализируют потребность в качественном подборе кадров для различных сфер экономики и производства. Успешная подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных специалистов невозможна без наличия адекватной системы сопровождения профессионального самоопределения, охватывающей все уровни образовательной системы и реализующейся в виде эффективных профориентационных практик.

Цель изложенного в публикации исследования – изучение и научное осмысление аспектов современной профориентационной деятельности, направленной на выявление предрасположенности каждого обучающегося к конкретному роду трудовой занятости.

Методы и методики. На теоретическом этапе работы производились обзор и обобщение содержания научных источников, соответствующих заявленной теме и задачам исследования. В ходе эмпирического этапа изыскания использовался анкетный опрос, в котором приняли участие старшеклассники сельских, городских обычных и элитных школ Тюменской области (n = 1087). Применялся выборочный вторичный (сравнительный) анализ данных социологических исследований отечественных и зарубежных ученых.

Результаты и научная новизна. Обозначены мировые тенденции в области профориентации, рассмотрены реальные примеры положительного опыта, накопленного другими странами в этой сфере. Выделены наиболее острые проблемы осуществления профориентационной деятельности в российской системе образования. На основе социологического опроса установлены ведущие мотивы выбора профессии старшеклассниками, варьирующиеся в зависимости от статуса, типа и территории расположения учебного заведения, в котором они обучаются. Показаны отличия в степени удовлетворенности профориентационными мероприятиями учеников различных школ. Сделан вывод о том, что во избежание перекосов на рынке труда и многих других социальных проблем следует сосредоточить центр тяжести профориентационной работы на ступени общего образования, так как именно в этот период закладывается фундамент профессионального самоопределения человека. Подчеркивается необходимость смещения акцента профориентационных практик в школе с выявления способностей и предрасположенностей учащихся на их информирование о мире профессий и деятельное включение в него посредством участия в «трудовых пробах»; встреч с представителями различных специальностей и работодателями и иных форм и видов приближенной к реальной профориентации, осуществляемой как в стенах школы, так и за их пределами.

Для усиления профессиональной ориентации молодого поколения и оказания своевременной и полноценной адресной информационно-консультационной поддержки предлагается создание федеральной площадки на принципах добровольного взаимодействия всех заинтересованных сторон.

Практическая значимость. Материалы проведенного исследования и сделанные авторами выводы могут быть полезны для выработки обоснованных рекомендаций по усилению продуктивности профессиональной ориентации молодежи в системе образования. 


Об авторах

Г. Ф. Шафранов-Куцев
Тюменский государственный университет.
Россия
Шафранов-Куцев Геннадий Филиппович – доктор философских наук, профессор, академик РАО, научный руководитель.  SPIN-код 5920–4694,   AuthorID 496528.Тюмень.


Г. З. Ефимова
Тюменский государственный университет.
Россия

Ефимова Галина Зиновьевна – кандидат социологических наук, доцент, заведующий учебно-научной социологической лабораторией.  SPIN-код 6600–6604, AuthorID 571660.

Тюмень.



М. Ю. Семёнов
Тюменский государственный университет.
Россия

Семёнов Максим Юрьевич – ассистент кафедры общей и экономической социологии, младший научный сотрудник социологической лаборатории. SPIN-код 2176–0409, Author ID 810575.

Тюмень.



Список литературы

1. Мельник В. В. Новая индустриализация и конкурентоспособность молодежи // Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. 2017. № 3. С. 53–63.

2. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151–165.

3. Watts A. G., Sultana R. G., McCarthy J. The involvement of the European Union in career guidance policy: A brief history // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2010. 10 (2). P. 89–107. DOI: 10.1007/s10775–010–9177–9

4. Roberts K. Career guidance in England today: reform, accidental injury or attempted murder? // British journal of guidance & counselling. 2013. Vol. 41, № 3. P. 240–253.

5. Daniel Ch. P., Simpson P. A. Does personality matter? Applying Holland’s typology to analyze students’ self-selection into science, technology, engineering, and mathematics majors // Journal of Higher Education. 2015. Vol. 86. Issue 5. P. 725–750.

6. Van Praag L., Nouwen W., Van Caudenberg R., Clycq N., Timmerman Ch. Comparative perspectives on early school leaving in the European Union. Routlegde, 2018. 254 p.

7. Кравченко А. И. Выбор профессии как социологический феномен // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2017. № 23 (1). С. 49–68.

8. Gaxiola M. I. B., Armenta M. F. Factores que influyen en el desarrollo y rendimiento escolar de los jóvenes de bachillerato // Revista Colombiana de Psicologia. 2015. Vol. 25(1). P. 63–82.

9. Папкова Н. Е., Багрова Н. В. Знакомство с профессиями: комплексный подход в профессиональном ориентировании детей дошкольного и школьного возраста // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2017. Т. 16, № 6 (145). С. 151–160.

10. Hummel H., Boyle E., Einarsdóttir S., Pétursdóttir A., Graur A. Game-based career learning support for youth: effects of playing the Youth Work game on career adaptability // Interactive Learning Environments. 2018. Vol. 26. P. 745–749.

11. Hummel H., Nadolski R. J., Joosten-ten Brinke D., Baartman L. Content validity of game-based assessment: Case study of a serious game for ICT-managers in training // Technology, Pedagogy and Education. 2017. Vol. 26 (2). P. 225–240.

12. Hummel H., Geerts W., Slootmaker A., Kuipers D., Westera W. Collaboration scripts for mastership skills: online game about classroom dilemmas in teacher education // Interactive Learning Environments. 2013. Vol. 23. P. 1–13.

13. Tavares O., Cardoso S. Enrolment Choices in Portuguese Higher Education: Do Students Behave as Rational Consumers? // Higher Education. 2013. Vol. 66, № 3. P. 297–309.

14. Sun V., Yuen M. Towards a Model of Career Guidance and Counselling for University Students in China // International journal for the advancement of counselling. 2012. Vol. 34, № 3. P. 202–210.

15. Sun V. J., Yuen M., Hao D. F. Reflections on a university career center in Guangzhou, China // Asian Journal of Counselling. 2012. Vol. 19 (1–2). P. 97–114.

16. Liu Z., Liao C. Z. The comparison of university employment work between China and foreign countries // Career Horizon. 2011. Vol. 11. P. 101–103.

17. Меренков А. В. Особенности и проблемы формирования профессиональных ориентаций учащейся молодежи // Университетское управление: практика и анализ. 2009. № 6. С. 31–37.

18. Батырева М. В., Семенов М. Ю. К вопросу об эффективности профориентационной работы в современной общеобразовательной школе // Вестник Тюменского государственного университета. 2014. № 8. С. 50–56.

19. Сınkır S. Students' Opinions about the Effectiveness of Guidance and Orientation Module in Turkey // Revista de Cercetare si Interventie Sociala. 2015. № 49. 139–155.

20. Шилова М. И., Кашапова Н. В. Влияние профессиональных проб на выбор старшеклассниками сферы трудовой деятельности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2011. № 5. С. 52–57.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Шафранов-Куцев Г.Ф., Ефимова Г.З., Семёнов М.Ю. ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЕ ПРАКТИКИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ. Образование и наука. 2018;20(8):46-65. https://doi.org/10.17853/1994-56392018-8-46-65

For citation: Shafranov-Kutsev G.F., Efimova G.Z., Semenov M.Y. CAREER GUIDANCE PRACTICES UNDER THE CONDITIONS OF GLOBALISATION: A SOCIOLOGICAL ANALYSIS. The Education and science journal. 2018;20(8):46-65. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-56392018-8-46-65

Просмотров: 117

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)