РАБОТА С КОРПУСАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-66-87
Аннотация
Введение. Умение трудиться самостоятельно, готовность собственными силами проектировать и реализовывать индивидуальную траекторию обучения становятся сегодня ключевым условиями конкурентоспособности выпускников высшей школы. Однако в связи с тем, что в большинстве российских профессиональных учебных заведений образовательный процесс во время аудиторных занятий по-прежнему строится как односторонняя трансляция знаний педагогом, студенты не приобретают должных развитых навыков автономной учебной деятельности, которые весьма актуальны еще на стадии подготовки специалиста по причине возрастающей доли самостоятельной работы в программах вузов. Наиболее остро указанная проблема ощущается при изучении иностранных языков на продвинутом этапе, на котором трудности восприятия и запоминания иноязычной информации усугубляются в случае опоры студента исключительно на ресурсы родного языка. Цель публикации – продемонстрировать потенциал корпусов английского языка для его освоения в качестве иностранного и раскрыть возможности применения данных баз текстов для развития автономии обучающихся и повышения их лингвистической компетенции.
Методология и методы. На начальном этапе работы был произведен широкомасштабный обзор научной литературы, касающейся темы изыскания. Методология корпусной лингвистики, систематизация, анализ и обобщение практики применения соответствующих этому прикладному направлению языкознания технологий и методов стали основой разработки авторской методики обучения иностранным языкам, которая, в свою очередь, послужила инструментарием экспериментальной части исследования.
Результаты и научная новизна. Обозначены факторы формирования учебной автономии студентов и роль педагога-фасилитатора в этом процессе. Сконструирована и описана система заданий, сочетающая традиционные аудирование, интенсивное и экстенсивное чтение с корпусными лингвистическими задачами, предназначенными для самостоятельной работы студентов. Предлагаемая методика была апробирована в ходе педагогического эксперимента, проводившегося в течение пяти месяцев в Институте иностранных языков Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург). Итоги инновационного обучения одной из академических групп (n = 13 человек) и сравнение их с обычными показателями подготовки, осуществляющейся привычными, давно укоренившимися средствами, убедительно доказывают эффективность нового подхода к преподаванию дисциплины «Иностранный язык» и прямую зависимость уровня лингвистической компетенции от уровня учебной автономии студентов. Выполнение корпусных заданий, способствуя становлению и совершенствованию субъектности студентов, значительно повышает их мотивацию и успеваемость.
Практическая значимость. Автор надеется, что материалы статьи будут полезны преподавателям иностранных языков на любой ступени системы образования. Полученные результаты могут стать базой для продолжения теоретического и эмпирического изучения условий развития автономии обучающихся, а также влияния различных форм самостоятельной и аудиторной работы на данный процесс. Дополнительный интерес представляет опыт использования в эксперименте интернет-корпуса GloWbE, пока мало известного в России.
Об авторе
А. Н. ОвешковаРоссия
Овешкова Анна Николаевна – кандидат филологических наук, доцент, старший научный сотрудник сектора теоретической лингвистики и академических коммуникаций ; доцент кафедры иностранных языков и перевода.
Екатеринбург.
Список литературы
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 1367 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры» [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/12/obr-dok.html (дата обращения: 19.01.2017)
2. North B., Goodier T., Piccardo E. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, Teaching, assessment. Companion volume with new descriptors [Internet]. Council of Europe; 2018 [cited 2018 Apr 10]. 235 p. Available from: https://rm.coe.int/cefr-companion-volume-with-new-descriptors2018/1680787989
3. Legenhausen L. Arguments for learner autonomy: analysing linguistic developments. In: Learner Autonomy: What does the Future Hold [Internet]. Alexandria: Teachers of English to Speakers of Other Languages, Inc; 2008 [cited 2018 Apr 10]. Р. 33–48. Available from: http://www.tesol.org/docs/default-source/new-resource-library/symposium-on-learner-autonomy.pdf? sfvrsn=0
4. Blin F. CALL and the development of learner autonomy: Towards an activity-theoretical perspective. ReCALL. 2004. № 16 (2). Р. 377–395.
5. Borg S., Al-Busaidi S. Learner autonomy: English language teachers’ beliefs and practices [Internet]. London: British Council; 2012 [cited 2017 Nov 3]. 45 p. Available from: http://www.teachingenglish.org.uk/sites/teacheng/files/b459%20ELTRP%20Report%20Busaidi_final.pdf
6. Gardner D. Fostering autonomy in language learning [Internet]. Gaziantep: Zirve University; 2011 [cited 2017 Jan 14]. 279 p. Available from: https://www.researchgate.net/publication/259368185_Fostering_autonomy_in_ language_learning
7. Macaskill A., Denovan A. Developing autonomous learning in first year university students using perspectives from positive psychology // Studies in Higher Education. 2013. № 38 (1). Р. 124–142.
8. Römer U. Corpora and language teaching. In: Ludeling A., Kyto M., editors. Corpus linguistics. An international handbook. Berlin: Mouton de Gruyter, 2008. Р. 112–130.
9. Römer U. Using general and specialized corpora in English language teaching: past, present and future. In: Campoy-Cubillo M. C., Bellés-Fortuño B., Gea-Valor M. L., ed. Corpus-based approaches to English language teaching. London; New York: Continuum, 2010. Р. 18–35.
10. Godwin-Jones R. Emerging technologies: autonomous language learning // Language Learning and Technology. 2011. № 15 (3). Р. 4–11.
11. Bennett G. R. Using CORPORA in the learning classroom: Corpus Linguistics for Teachers. The University of Michigan Press: Ann Arbor, 2010. 144 p.
12. Bernardini S. Exploring new directions for discovery learning. In: Ketterman B., Marko G., editors. Teaching and learning by doing corpus analysis. Proceedings of the fourth international conference on teaching and language corpora, Graz; 2000 Jul 19–24. Amsterdam: Rodopi, 2002. Р. 165–182.
13. Kübler N. Corpora and LSP translation. In: Zanettin F., Bernardini S., Stewart D., ed. Corpora in translator education [Internet]. Manchester: St Jerome Publishing, 2003 [cited 2017 Nov 6]. Available from: https://www.academia.edu/4145310/Corpora_and_LSP_translation
14. Koyama Y., Tanaka S., Miyazaki Y., Fujieda M. Development of a corpus-assisted writing system for research papers by science and technology students. In: Hobbs M., Dofs K., ed. Autonomy in a networked world. ILAC selections. Independent learning association. Rutherford House: Victoria University of Wellington, 2013. Р. 65–67.
15. Levchenko V. Use of Corpus-based classroom activities in developing academic awareness in doctoral students // The New Educational Review. 2017. № 48 (2). Р. 28–40. DOI: 10.15804/tner.2017.48.2.02
16. Yoon C. Concordancing in L2 writing class: An overview of research and issues // Journal of English for Academic Purposes. 2011. № 10 (3). Р. 130–139.
17. Zanettin F. Corpus-based translation activities for language learners // The Interpreter and Translator Trainer. 2009. № 3 (2). Р. 209–224.
18. Xiao R., McEnery T. Collocation, semantic prosody, and near synonymy: a cross-linguistic perspective // Applied Linguistics. 2006. № 27 (1). Р. 103–129.
19. Zuo Q. Using corpora in autonomous study of English vocabulary: a case study of STORM. In: Proceedings of the 16th conference of Pan-Pacific association of applied linguistics [Internet]. 2011 [cited 2017 Nov 19]. Available from: http:// www.paaljapan.org/conference2011/ProcNewest2011/pdf/graduate/G1–1.pdf
20. Van Lier L. Action-based teaching, autonomy and identity // Innovation in Language Learning and Teaching. 2007. № 1 (1). Р. 46–65. DOI: 10.2167/illt42.0
21. Trim J. L. M., Coste D., North B., Sheils J. Common European Framework of Reference for Languages: Learning, teaching, assessment [Internet]. Cambridge: Cambridge University Press; 2001 [cited 2018 Apr 10]. 260 p. Available from: https://www.coe.int/t/DG4/linguistic/Source/CECR_EN.pdf
22. Gavioli L., Aston G. Enriching reality: language corpora in language pedagogy // ELT Journal. 2001. № 55 (3). Р. 238–246.
23. Braun S. Designing and exploiting small multimedia corpora for autonomous learning and teaching. In: Hidalgo E., Quereda L., Santana J., ed. Corpora in the foreign language classroom. Selected papers from TaLC6 [Internet]. Amsterdam: Rodopi; 2008 [cited 2017 Jan 31]. Р. 31–46. Available from: http://epubs.surrey.ac.uk/1298/1/fulltext.pdf
24. Davies M. The corpus of contemporary American English as the first reliable monitor corpus of English // Literary and Linguistic Computing. 2011. № 25. Р. 447–465. DOI: 10.1093/llc/fqq018
25. Davis M., Fuchs R. Expanding horizons in the study of World Englishes with the 1.9 billion word Global Web-based English Corpus (GloWbE) // English World-Wide. 2015. № 36 (1). Р. 1–28. DOI 10.1075/eww.36.1.01dav
26. Cammarata L. Foreign language teachers’ struggle to learn content-based instruction // L2 Journal. 2010. № 2 (1). Р. 89–118.
27. Lain S. Content-based instruction understood in terms of connectionism and constructivism // L2 Journal. 2016. № 8 (1). Р. 18–31.
28. Horn B. The future is now: preparing a new generation of CBI teachers // English Teaching Forum. 2011. № 3 (49). Р. 2–9.
29. Mertler C. A. Designing scoring rubrics for your classroom // Practical Assessment, Research & Evaluation [Internet]. 2001 [cited 2017 Dec 19]. № 7 (25). Available from: http://PAREonline.net/getvn.asp? v=7&n=25
Рецензия
Для цитирования:
Овешкова А.Н. РАБОТА С КОРПУСАМИ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ. Образование и наука. 2018;20(8):66-87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-66-87
For citation:
Oveshkova A.N. WORK WITH ENGLISH CORPORA AS A MEANS OF PROMOTING LEARNER AUTONOMY. The Education and science journal. 2018;20(8):66-87. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-66-87