Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОПТИМИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОДИТЕЛЕЙ КАК АСПЕКТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-129-147

Полный текст:

Аннотация

Введение. В системе дошкольного образования родители являются полноправными участниками процесса воспитания. Обеспечить эффективность образовательного процесса без включения в него родителей особенно проблематично, если речь идет о ребенке младшего возраста с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Успешное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) вообще вряд ли возможно без участия самых близких и родных им людей, от психологического состояния которых и способности оказывать необходимую ребенку помощь напрямую зависит будущее растущего человека. Несмотря на это, большинство профилактических мер по социализации «особенных» детей и адаптации их в обществе не затрагивает личностных проблем взрослых членов их семей.

Цель публикации – представить результаты психолого-педагогического эксперимента, направленного на преобразование компонентов личностного потенциала родителей дошкольников с диагнозом НОДА в период их подготовки к обучению в общеобразовательной школе.

Методология и методики исследования. В ходе исследования для сбора эмпирических данных использовались опросник Н. П. Фетискина «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии»; «Тест жизнестойкости» С. Мадди, адаптированный Д. А. Леонтьевым; тест «Адаптивные стратегии поведения» Н. Н. Мельниковой; экспресс-диагностика состояния стресса К. Шрайнер. Математическая обработка полученных данных проводилась с помощью программы Statistica 12.0, с применением U-критерия Манна – Уитни и T-критерия Вилкоксона.

Результаты и научная новизна. Выделены мотивационный, поведенческий и эмоциональный компоненты личностного потенциала родителей, имеющих детей с НОДА. На констатирующем этапе психолого-педагогического эксперимента было установлено, что такие родители, как правило, выбирают дезадаптивные стратегии поведения. Большинство из них испытывает постоянное чувство переутомления и эмоциональное истощение, у многих слабо выражена потребность в саморазвитии. Нередко семьи, где есть дети с НОДА, находятся в ситуации стигматизации, которая заметно обостряется и усиливается на этапе подготовки к обучению в школе. Для оказания психолого-педагогической поддержки семьям, воспитывающим дошкольников с НОДА, на основе средств и методов адаптивной физической культуры разработана технология, позволяющая оптимизировать компоненты личностного потенциала родителей и способствующая достижению оптимального уровня социально-психологической адаптированности всей семьи при поступлении ребенка в общеобразовательную школу. Апробация технологии показала значительные позитивные изменения у родителей экспериментальной группы в выборе стратегий поведения и отношения к ребенку, а также существенные положительные трансформации мотивационного и эмоционального компонентов личностного потенциала большей части взрослых участников эксперимента.

Практическая значимость. Полученные результаты исследования и сделанные авторами выводы будут весьма полезны для построения психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Внедрение в практику предлагаемого психодиагностического комплекса поможет разработать научно обоснованные методики и рекомендации взаимодействия педагогов и психологов с взрослыми членами семьи ребенка с НОДА на этапе его подготовки к школе. 

Об авторах

Н. А. Дубровина
Уральский федеральный университет.
Россия

Дубровина Нина Александровна – аспирант Уральского федерального университета им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, старший преподаватель Института физической культуры, спорта и молодежной политики Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина.

Екатеринбург.



Е. С. Набойченко
Уральский государственный медицинский университет.
Россия

Набойченко Евгения Сергеевна – профессор, доктор психологических наук, заведующая кафедрой клинической психологии, декан факультета психолого-социальной работы и высшего сестринского образования Уральского государственного медицинского университета.

Екатеринбург.



Список литературы

1. Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры: учебное пособие. Москва: Советский спорт, 2004. 464 с.

2. Смирнов А. В. Самоизоляция личности в критической жизненной ситуации физической инвалидности. Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2004. 142 с.

3. Ткачева В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование. Москва: Книголюб, 2008. 144 с.

4. Устинова Е. В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями // Дефектология. 2005. № 1. С. 52–57.

5. Manuel J., Naughton M. J., Balkrishnan R., Smith B., Koman L. A. Stress and adaptation in mothers of children with cerebral palsy // Journal of Pediatric Psychology. 2003. № 28 (3). P. 197–201.

6. Набойченко Е. С. Семья как социально-психологический аттрактор формирования дезадаптации у детей школьного возраста с атипичной внешностью // Педагогическое образование в России. 2012. № 2. С. 55–57.

7. Tracy L. J., Ronald J. Prinz Potential roles of parental self-efficacy in parent and child adjustment // Clinical Psychology Review. 2005. Vol. 25, issue 3. P. 341–363.

8. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен: учебное пособие. Москва: Московский психолого-социальный институт, 2006. 496 с.

9. Ткачева В. В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в развитии: учебное пособие. Москва: АСТ; Астрель, 2007. 318 с.

10. Chiarello L. A., Palisano R. J., Maggs J. M., Orlin M. N., Almasri N., Kang L. J., et al. Family priorities for activity and participation of children and youth with cerebral palsy // Physical Therapy. 2010. Sep; Vol. 90 (9). P. 1254–1264.

11. Murphy N. A., Carbone P. S. Promoting the participation of children with disabilities in sports, recreation, and physical activities // American Academy of Pediatrics Council on Children with Disabilities. Pediatrics. 2008 May; Vol. 121 (5). P. 1057–1061.

12. Kang L. J., Palisano R. J., King G. A., Chiarello L. A. A multidimensional model of optimal participation of children with physical disabilities // Disability and Rehabilitation. 2014. Vol. 36 (20). P. 1735–1741.

13. Акопян М. А. Роль семейного воспитания в становлении личности // Современные проблемы психологии семьи: феномены, методы, концепции. Вып. 2. С.-Петербург: ИПП, 2008. C. 9–15.

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. Москва: Институт психотерапии, 2002. 490 с.

15. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. Москва: Смысл, 2006. 63 с.

16. Мельникова Н. Н. Диагностика социально-психологической адаптации личности: учебное пособие. Челябинск: ЮУрГУ, 2004. 57 с.

17. Дмитриев М. Г., Белов В. Г., Парфенов Ю. А. Психолого-педагогическая диагностика делинквентного поведения у трудных подростков. С.-Петербург: ПОНИ, 2010. 316 с.

18. Немов Р. С. Психология: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. 4-е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. Москва: ВЛАДОС, 2001. 640 с.

19. Топоркова Н. А. Мониторинг формирования двигательных навыков детей дошкольного возраста с детским церебральным параличом // Адаптивная физическая культура: ежеквартальный журнал. С.-Петербург. 2012. № 3 (51). C. 24–25.

20. Полетаева Н. А., Серова Н. Б. Педагогическое сопровождение семей как средство реабилитации детей дошкольного возраста с ДЦП // Развитие технологий здоровьесбережения в современном обществе: материалы международной студенческой научно-практической конференции. Екатеринбург, 3–4 июня 2015 г. Екатеринбург: Уральский университет, 2015. С. 143–162.


Для цитирования:


Дубровина Н.А., Набойченко Е.С. ОПТИМИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РОДИТЕЛЕЙ КАК АСПЕКТ СОПРОВОЖДЕНИЯ СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА. Образование и наука. 2018;20(8):129-147. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-129-147

For citation:


Dubrovina N.A., Naboichenko E.S. THE OPTIMISATION OF PARENTING PERSONAL POTENTIAL AS AN ASPECT OF SUPPORT FOR FAMILIES OF CHILDREN WITH MOVEMENT DISORDERS. The Education and science journal. 2018;20(8):129-147. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-8-129-147

Просмотров: 113


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)