Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ОБРАЗОВАНИЕ В «ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ» В РОССИИ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-156-175

Аннотация

Введение. В современном обществе по причине увеличения средней продолжительности жизни неуклонно растет численность людей старшего поколения, в связи с чем актуализируются вопросы сохранения их работоспособности, физического и психологического благополучия и поддержки у них высокого жизненного тонуса. В данной ситуации крайне востребованным становится институт образования «третьего возраста» как составного звена общего непрерывного образовательного процесса в течение всей жизни, предоставляющего возможность пожилым гражданам оставаться активными полноправными членами социума.

Цель статьи описание социально-педагогического исследования и обобщение опыта обучения людей «третьего возраста» в постсоветской России на рубеже XX–XXI вв.

Методология и методы. Работа проводилась с опорой на социокультурный подход к организации системы образования, положения философии объективного позитивизма, концепции непрерывного и неформального обучения через всю жизнь и теории сравнительной педагогики.

Результаты и научная новизна. На основе научных публикаций и документальных источников, многие из которых до сих пор оставались вне исследовательского поля, системно проанализирован начальный этап генезиса образования «третьего возраста» в России. Изучены его законодательная база, задачи, содержание программ и технологии; дана оценка целесообразности такого обучения. Представители «третьего возраста» охарактеризованы как субъекты образования – с точки зрения их социальной активности, уровня предшествующей образовательной подготовки, культурно-образовательных запросов, дифференциации по гендерной принадлежности. Отмечены свойственные данной категории лиц тяга к мировоззренческой генерализации, наставничеству и стремление избавиться от комплекса маргинализации после выхода на пенсию. Кратко изложены практика первых учебно-просветительских учреждений и проекты образования пожилых людей – создание ретро-клубов и отдельных групп слушателей в открытых университетах. На примере работы российских университетов «третьего возраста», функционировавших в Орле, Ставрополе и Челябинске, рассмотрены структура и учебные планы обсуждаемого вида образования. Обозначены социальные, педагогические, психологические и медико-оздоровительные задачи подобных учебных организаций; акцентированы гуманитарная направленность и практико-ориентированные установки их деятельности. Перечислены и ее недостатки: преувеличенный энциклопедизм программ, господство вербальной подачи материала, использование форм и методов, мало пригодных для «возрастных» слушателей; отсутствие фундированной правовой базы такого рода образования, достойного его финансирования и нехватка специальных преподавательских кадров. Однако, несмотря на недочеты и издержки, социальная польза обучения, рассчитанного на удовлетворение насущных нужд и интересов пожилых людей, очевидна. Результаты мониторингов и опросов, в частности, зафиксировали заметное укрепление физического и психологического здоровья учащихся, появление у них жизнеутверждающих стимулов, снижение межпоколенческих конфликтов в их семьях. Показаны сходство и различие идей и процессов становления и развития системы образования «третьего возраста» в России и за рубежом. Подчеркивается общемировая тенденция поворота общества к изменившимся потребностям пожилых людей.

Практическая значимость. Автор полагает, что материалы проведенного им исследования позволят успешнее справляться с новыми вызовами времени и более эффективно решать имеющиеся проблемы дополнительного образования, ориентированного на специфическую социальную страту – пожилых обучающихся, с учетом их особенностей и ожиданий.

Об авторе

А. Н. Джуринский
Московский педагогический государственный университет, Москва
Россия
Джуринский Александр Наумович – член-корреспондент Российской академии образования, академик Академии педагогических и социальных наук, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического и трудового воспитания младших школьников



Список литературы

1. Formosa M. Lifelong Learning in Later Life: The Universities of the Third Age // The LLI Review [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://www.academia.edu/2184214/Lifelong_learning_in_later_life_the_Universities_of_the_Third_Age (дата обращения: 21.10.2018)

2. Джуринский А. Н. Теория и методология истории педагогики и сравнительной педагогики. Актуальные проблемы. Москва: Прометей, 2014. 130 с.

3. Дубовик И. М. Становление и развитие неформального образования за рубежом // Педагогические науки. 2015. № 30/1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://novainfo.ru/article/2876 (дата обращения: 21.10.2018)

4. Васильчиков В. Социальная защита граждан третьего возраста в современной России // Новые знания. 1998. № 4. С. 14–16.

5. Ключарев Г. Образование в третьем возрасте как ресурс развития общества // Новые знания. 1998. № 4. С. 17–18.

6. Сухобская Г., Божко Н. Культура старения как социально-психологическая проблема // Новые знания. 1998. № 2. С. 12–16.

7. Анцыферова Л. И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека // Психологический журнал. 1980. Т. 1. № 2. С. 54–57.

8. Вершловский С. Андрагогика: этапы становления // Новые знания. 1998. № 2. С. 9–11.

9. Даринский А. В. Кого и как включать в систему образования взрослых // Педагогика. 1995. № 2. С. 61–64.

10. Марон А. Е., Монахова Л. Ю. Исследование адаптивных систем образования взрослых // Теория и практика модернизации отечественного образования РАО: академические чтения. С.-Петербург, 2002. С. 177–181.

11. Змеев С. И. Основы андрагогики. Москва: Флинта; Наука, 1999. 150 с.

12. Полутина С. П. Проблема качества технологий обучения взрослых: эффективность технологий и ее диагностика // Теоретико-методологические основы проектирования технологий обучения взрослых. С.-Петербург: ИОВ РАО, 2002. С. 110–128.

13. Окишева М., Седачева Н. Они нуждаются в нашем внимании // Новые знания. 1998. № 2. С. 17–18.

14. Кононыгина Т. Организационно-методические аспекты образования для «третьего возраста» // Новые знания. 1999. № 3. С. 39–41.

15. Топорков С. Нужно ли учиться пожилым? // Новые знания. 1999. № 3. С. 42.

16. Митина А. М. Дополнительное образование за рубежом. Москва: Наука, 2004. 304 с.

17. Philipson G. Reconstructing Old Age. London: Sage, 1998. 161 p.

18. Vellas P. Les Chances de troisieme age [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k48045317/f59.image.texteImage (дата обращения: 21.10.2018)

19. Universités de troisième age. Quest-ce-que-cest? [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://sante.lefigaro.fr/social/personnes-agees/universites-troisieme-age/quest-ce-que-cest (дата обращения: 21.10.2018)

20. Роботова А. C. Люди «третьего возраста» как субъекты непрерывного образования: методология и основные направления изучения // Непрерывное образование: XXI век. 2014. Вып. 4 (8). DOI: 10.15393/j5.art.2014.2643


Рецензия

Для цитирования:


Джуринский А.Н. ОБРАЗОВАНИЕ В «ТРЕТЬЕМ ВОЗРАСТЕ» В РОССИИ. Образование и наука. 2018;20(10):156-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-156-175

For citation:


Dzhurinskiy A.N. EDUCATION FOR PEOPLE OF THE “THIRD AGE” IN RUSSIA. The Education and science journal. 2018;20(10):156-175. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2018-10-156-175

Просмотров: 1811


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)