ОБРАЗОВАНИЕ VERSUS КРЕАТИВНОСТЬ: ИСТОКИ ДЕМИСТИФИКАЦИИ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-90-105

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена сравнению архаического и современного вариантов осмысления креативности. Сравнительный анализ осуществлен средствами теологии – одной из возможных форм проявления общественного самосознания. Исследуя проблему понимания творчества, автор обращается к наследию М. Лютера – яркого представителя теологического отражения деархизации социума и мировосприятия человеком, а также к трудам других мыслителей: Л. Шестова, Ж. Батай, М. Бубера, М. Бахтина, Э. Левинас, М. Бланшо, Г. Марселя, М. Фуко, З. Баумана, Дж. Аганбена, В. Подороги и др. В статье предложено авторское толкование детерминации творчества, опирающееся на его немистифицированные основания, прежде всего на то, что дает человеку образование. Вывод состоит в признании трансформации теологии в посттеологию, в преодолении общинной доминанты в организации социальной жизни, в переосмыслении соответствующей трактовки природы и предельных оснований человеческой креативности. Материал статьи может найти применение в дальнейших исследованиях особенностей современного социума иего мировоззренческих доминант, атакже послужить продолжением дискуссии о месте образования в современном социуме и жизни отдельного человека. 


Об авторе

А. Г. Кислов
Институт социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета, г. Екатеринбург
Россия

доктор философских наук, профессор кафедры образовательного права, заместитель директора Института социологии и права Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Аганбен Дж. Грядущее сообщество. М., 2008.

2. Андрюхина Л. М. Креативность, креативные практики, креативный капитал: контексты и философские смыслы XXI века // Философия творчества, дискурс креативности, современные креативные практики: материалы междунар. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 2010.

3. Батай Ж. Теория религии // Теория религии. Литература и зло. Минск, 2000.

4. Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

5. Бауман З. От паломника к туристу // Социол. журн. 1995. No 4.

6. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.

7. Бланшо М. Опыт-предел // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

8. Бубер М. Два образа веры. М., 1995.

9. Кампиц П. Хайдеггер и Витгенштейн: критика метафизики – критика техники – этика // Вопр. философии. 1998. No 5.

10. Керимов Т. Х. Социальная гетерология. Екатеринбург, 1999.

11. Левинас Э. Время и другой. Гуманизм другого человека. СПб., 1998.

12. Луман Н. Тавтология и парадокс в самоописании современного общества // Социо-логос. Общество и сферы смысла. М., 1991. Вып I.

13. Лютер М. О рабстве воли // Избр. произв. СПб., 1994.

14. Марсель Г. Против спасения // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

15. Махлин В.Л. Бахтин и Запад (Опыт обзорной ориентации) // Вопр. философии. 1993. No 1.

16. Мерсер Н. Постмодернизм и рационализм. Заключительные титры или просто рекламная пауза? // Страницы. 1998. Т. 3, Вып. 2.

17. Милош Ч. Шестов, или О чистоте отчаяния // Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992. С. IX.

18. Подорога В. А. Выражение и смысл. Ландшафтные миры философии: С. Киркегор, Ф. Ницше, М. Хайдеггер, М. Пруст, Ф. Каф- ка. М., 1995.

19. Сартр Ж.-П. Один новый мистик // Танатография Эроса: Жорж Батай и французская мысль середины XX века. СПб., 1994.

20. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: опыт адогматического мышления. Л., 1991.

21. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.

22. Шестов Л. На весах Иова // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 1.

23. Шестов Л. Potestas clavium (Власть ключей) // Соч.: в 2 т. М., 1993. Т. 1.

24. Morson G. S., Emerson C. Mikhail Bakhtin: Creation of Prosaics. Stanford (Calif.), 1990.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Кислов А.Г. ОБРАЗОВАНИЕ VERSUS КРЕАТИВНОСТЬ: ИСТОКИ ДЕМИСТИФИКАЦИИ. Образование и наука. 2012;1(9):90-105. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-90-105

For citation: Kislov A.G. Education Versus Creativity: the Origins of Demystification. The Education and science journal. 2012;1(9):90-105. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-90-105

Просмотров: 551

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)