Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Самоорганизующиеся системы в контексте академической среды

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169

Полный текст:

Аннотация

Введение. В эпоху глобализации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности в современном обществе: политическую, финансовую, научно-техническую, религиозную, культурную, в высшей школе заметно активизировались процессы интернационализации и академической миграции. Быстрые темпы роста мобильности высшего образования, когда студенты осваивают программы профессиональной подготовки за пределами страны, гражданами которой они являются, сопровождаются определенными проблемами, в том числе связанными с адаптацией обучающихся к условиям мало знакомой урбоэкологической среды. Устранению барьеров для успешного перехода студентов в иное, отличающееся от привычного социокультурное пространство может способствовать внедрение в вузовскую практику нового методического инструментария преподавания гуманитарных дисциплин.

Цели публикации – представить результаты экспериментальной работы, направленной на развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов на занятиях по иностранному языку, и раскрыть роль самоорганизующихся систем в университетской международной образовательной среде.

Методология и методики. Исследование осуществлялось с опорой на ключевые положения теории самоорганизующихся систем. При создании и апробации авторской технологии иноязычного обучения применялись опытно-экспериментальные методы и метод сравнительного анализа.

Результаты и научная новизна. Показано, что академическая миграция является самоорганизующейся системой, характеризующейся социокультурной нестабильностью. Описаны факторы перемещения человека из одной урбоэкологической ниши в другую, которое нередко нарушает равновесие социальных систем. Констатируется малый объем информации о данных процессах в теории и практике педагогики высшей школы. Установленный в ходе мониторинга недостаточный уровень межкультурной коммуникативной толерантности у российских (132 человека) и иностранных (40 человек) студентов, обучающихся в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург, Россия) в 2015 году, убеждает в необходимости ее планомерного целенаправленного формирования. Предложена технология поступательного развития этого вида толерантности в рамках курса иностранного языка в вузе. Апробация технологии продемонстрировала ее эффективность. Студенты не только приобрели требующиеся компетенции, но и научились самостоятельно приспосабливаться к новой академической обстановке, а также получили возможность непосредственно участвовать в разработке собственных индивидуальных программ обучения.

Практическая значимость. Проведенное исследование подтверждает продуктивность взаимоадаптации студентов, попадающих в незнакомое социокультурное образовательное пространство. Авторская технология развития межкультурной коммуникативной толерантности может использоваться для оптимизации педагогических условий сопровождения процессов интернационализации университетов и академической мобильности.

Об авторах

Т. В. Куприна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Куприна Тамара Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода

Екатеринбург



А. П. Бекетова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия

Бекетова Анна Павловна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода

Екатеринбург



С. М. Минасян
Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна
Армения

Минасян Светлана Михайловна –  PhD, доцент кафедры теории и истории педагогики

Ереван



Список литературы

1. Mebuke T. Multicultural problems in language teaching // The Art-Sanat Journal. 2016. Istanbul: Istanbul University. P. 609–614.

2. Красинец Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. Москва: Наука, 1997. 191 с.

3. Aumair S. Migration needs fair responsibility sharing based on EU-wide solidarity // 3rd Migration Forum (European Commission (EC) and the European Economic and Social Committee (EESC)) [Internet]. 2017. Available from: https://www.eesc.europa.eu/lt/node/46580 (дата обращения: 15.10.2018).

4. Общество как сложная самоорганизующаяся система [Электрон. ресурс] // Texts.news: сайт. Режим доступа: http://texts.news/struktura-stratifikatsiya-sotsialnaya/obschestvo-kak-slojnaya-29628.html (дата обращения: 06.08.2018)

5. Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность. Москва: Высшая школа экономики, 2012. 526 с.

6. Куценко О. Д. Общество и социологическая интервенция: от функциональных ролей к инверсии субъекта и объекта// Социологический журнал. 2009. №2. С. 97–103.

7. Spencer H. Education: Intellectual, Moral, and Physical [Internet]. New York: A. L. Burt Company, Publishers; 1981 [cited 2018 July 28]. 309 p. Available from: https://mises.org/library/education-intellectual-moral-and-physical

8. Dryden G., Vos J. The learning revolution. Moscow: Parvine, 2003. 666 p.

9. Fermin Torrano Montalvo, Maria Carmen Gonzalez Torres. Self-Regulated Learning: Current and Future Directions // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2004. №2 (1). P. 1–34.

10. Бугров Д. Мы учим ставить высокие цели и достигать их [Электрон. ресурс] // Уральский федеральный университет: сайт. Режим доступа: https://urfu.ru/ru/applicant/hr/ (дата обращения: 15.09.2018)

11. Капица С. Парадоксы роста: законы развития человечества. Москва: Альпина нон-фикшн, 2012. 204 с.

12. Wang Y., Li T., Noltemeyer A., Wang A., Zhang J., Shaw K. Cross-cultural adaptation of international college students in the United States // Journal of international students. 2018. Vol. 8, Issue 2. P. 821–842.

13. Kuprina T., Sergeeva L. Impact of Anthropogenic Factor on Urboecological Space Development // International conference on sustainable cities (ICSC 2016) [Internet]. 2016. Vol. 6. Available from: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2016/01/e3sconf_icsc2016_01005/e3sconf_icsc2016_01005.html

14. Koats D. Generational learning styles. Moscow: MAPDO, 2011. 121 p.

15. Гиренок Ф. И. Anthropological configurations of philosophy // Филосо-фия науки. 2002. Т. 8, №1. С. 408–426.

16. Beketova A. P., Kuprina T. V., Petrikova A. Development of students’ intercultural communicative tolerance in the university multilingual educational environment // Образование и наука. 2018. Т. 20, №2. С. 108–124. DOI:10.17853/1994–5639–2018–2-108–124

17. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности. Москва: Смысл, 2008. С. 60–65.

18. Бекетова А. П., Куприна Т. В. Five lessons for developing tolerance = Пять уроков развития толерантности: практикум. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 168 с.

19. Бочарникова А. С., Еремина А. С. Five lessons for developing tolerance. Пять уроков развития толерантности// Политическая лингвистика. 2017. №4 (64). С. 120–124.

20. Mesidor J. K., Sly K. F. Factors that Contribute to the Adjustment of International Students // Journal of international students. 2016. Vol. 6, Issue 1. P. 262–282.


Рецензия

Для цитирования:


Куприна Т.В., Бекетова А.П., Минасян С.М. Самоорганизующиеся системы в контексте академической среды. Образование и наука. 2019;21(1):150-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169

For citation:


Kuprina T.V., Beketova A.P., Minasyan S.M. Self-Organising Systems in the Context of Academic Environment. The Education and science journal. 2019;21(1):150-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169

Просмотров: 950


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)