Самоорганизующиеся системы в контексте академической среды
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169
Аннотация
Введение. В эпоху глобализации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности в современном обществе: политическую, финансовую, научно-техническую, религиозную, культурную, в высшей школе заметно активизировались процессы интернационализации и академической миграции. Быстрые темпы роста мобильности высшего образования, когда студенты осваивают программы профессиональной подготовки за пределами страны, гражданами которой они являются, сопровождаются определенными проблемами, в том числе связанными с адаптацией обучающихся к условиям мало знакомой урбоэкологической среды. Устранению барьеров для успешного перехода студентов в иное, отличающееся от привычного социокультурное пространство может способствовать внедрение в вузовскую практику нового методического инструментария преподавания гуманитарных дисциплин.
Цели публикации – представить результаты экспериментальной работы, направленной на развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов на занятиях по иностранному языку, и раскрыть роль самоорганизующихся систем в университетской международной образовательной среде.
Методология и методики. Исследование осуществлялось с опорой на ключевые положения теории самоорганизующихся систем. При создании и апробации авторской технологии иноязычного обучения применялись опытно-экспериментальные методы и метод сравнительного анализа.
Результаты и научная новизна. Показано, что академическая миграция является самоорганизующейся системой, характеризующейся социокультурной нестабильностью. Описаны факторы перемещения человека из одной урбоэкологической ниши в другую, которое нередко нарушает равновесие социальных систем. Констатируется малый объем информации о данных процессах в теории и практике педагогики высшей школы. Установленный в ходе мониторинга недостаточный уровень межкультурной коммуникативной толерантности у российских (132 человека) и иностранных (40 человек) студентов, обучающихся в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург, Россия) в 2015 году, убеждает в необходимости ее планомерного целенаправленного формирования. Предложена технология поступательного развития этого вида толерантности в рамках курса иностранного языка в вузе. Апробация технологии продемонстрировала ее эффективность. Студенты не только приобрели требующиеся компетенции, но и научились самостоятельно приспосабливаться к новой академической обстановке, а также получили возможность непосредственно участвовать в разработке собственных индивидуальных программ обучения.
Практическая значимость. Проведенное исследование подтверждает продуктивность взаимоадаптации студентов, попадающих в незнакомое социокультурное образовательное пространство. Авторская технология развития межкультурной коммуникативной толерантности может использоваться для оптимизации педагогических условий сопровождения процессов интернационализации университетов и академической мобильности.
Ключевые слова
Об авторах
Т. В. КупринаРоссия
Куприна Тамара Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков и перевода
Екатеринбург
А. П. Бекетова
Россия
Бекетова Анна Павловна – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков и перевода
Екатеринбург
С. М. Минасян
Армения
Минасян Светлана Михайловна – PhD, доцент кафедры теории и истории педагогики
Ереван
Список литературы
1. Mebuke T. Multicultural problems in language teaching // The Art-Sanat Journal. 2016. Istanbul: Istanbul University. P. 609–614.
2. Красинец Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. Москва: Наука, 1997. 191 с.
3. Aumair S. Migration needs fair responsibility sharing based on EU-wide solidarity // 3rd Migration Forum (European Commission (EC) and the European Economic and Social Committee (EESC)) [Internet]. 2017. Available from: https://www.eesc.europa.eu/lt/node/46580 (дата обращения: 15.10.2018).
4. Общество как сложная самоорганизующаяся система [Электрон. ресурс] // Texts.news: сайт. Режим доступа: http://texts.news/struktura-stratifikatsiya-sotsialnaya/obschestvo-kak-slojnaya-29628.html (дата обращения: 06.08.2018)
5. Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность. Москва: Высшая школа экономики, 2012. 526 с.
6. Куценко О. Д. Общество и социологическая интервенция: от функциональных ролей к инверсии субъекта и объекта// Социологический журнал. 2009. №2. С. 97–103.
7. Spencer H. Education: Intellectual, Moral, and Physical [Internet]. New York: A. L. Burt Company, Publishers; 1981 [cited 2018 July 28]. 309 p. Available from: https://mises.org/library/education-intellectual-moral-and-physical
8. Dryden G., Vos J. The learning revolution. Moscow: Parvine, 2003. 666 p.
9. Fermin Torrano Montalvo, Maria Carmen Gonzalez Torres. Self-Regulated Learning: Current and Future Directions // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2004. №2 (1). P. 1–34.
10. Бугров Д. Мы учим ставить высокие цели и достигать их [Электрон. ресурс] // Уральский федеральный университет: сайт. Режим доступа: https://urfu.ru/ru/applicant/hr/ (дата обращения: 15.09.2018)
11. Капица С. Парадоксы роста: законы развития человечества. Москва: Альпина нон-фикшн, 2012. 204 с.
12. Wang Y., Li T., Noltemeyer A., Wang A., Zhang J., Shaw K. Cross-cultural adaptation of international college students in the United States // Journal of international students. 2018. Vol. 8, Issue 2. P. 821–842.
13. Kuprina T., Sergeeva L. Impact of Anthropogenic Factor on Urboecological Space Development // International conference on sustainable cities (ICSC 2016) [Internet]. 2016. Vol. 6. Available from: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2016/01/e3sconf_icsc2016_01005/e3sconf_icsc2016_01005.html
14. Koats D. Generational learning styles. Moscow: MAPDO, 2011. 121 p.
15. Гиренок Ф. И. Anthropological configurations of philosophy // Филосо-фия науки. 2002. Т. 8, №1. С. 408–426.
16. Beketova A. P., Kuprina T. V., Petrikova A. Development of students’ intercultural communicative tolerance in the university multilingual educational environment // Образование и наука. 2018. Т. 20, №2. С. 108–124. DOI:10.17853/1994–5639–2018–2-108–124
17. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности. Москва: Смысл, 2008. С. 60–65.
18. Бекетова А. П., Куприна Т. В. Five lessons for developing tolerance = Пять уроков развития толерантности: практикум. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 168 с.
19. Бочарникова А. С., Еремина А. С. Five lessons for developing tolerance. Пять уроков развития толерантности// Политическая лингвистика. 2017. №4 (64). С. 120–124.
20. Mesidor J. K., Sly K. F. Factors that Contribute to the Adjustment of International Students // Journal of international students. 2016. Vol. 6, Issue 1. P. 262–282.
Рецензия
Для цитирования:
Куприна Т.В., Бекетова А.П., Минасян С.М. Самоорганизующиеся системы в контексте академической среды. Образование и наука. 2019;21(1):150-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169
For citation:
Kuprina T.V., Beketova A.P., Minasyan S.M. Self-Organising Systems in the Context of Academic Environment. The Education and science journal. 2019;21(1):150-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169