Preview

Образование и наука

Расширенный поиск
Том 21, № 1 (2019)
Скачать выпуск PDF
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ

9-36 222
Аннотация

Введение. Кризис современной высшей школы и процессы ее модернизации сопровождаются кризисом институционального, межобщностного и межличностного доверия, которое на протяжении очень долгого времени оставалось фундаментальной основой вузовской системы профессиональной подготовки. Необходимость сохранения доверия как источника развития российского высшего образования требует изучения его структурных характеристик и понимания его потенциала представителями образовательных общностей.

Цели статьи – с позиций социологии обосновать актуализацию в сфере высшего образования сложившихся традиционных ресурсных свойств доверия; зафиксировать появившиеся и спрогнозировать новые его качества в связи с переходом системы к нелинейной модели.

Методология и методика. Теоретико-эмпирическое исследование реализовано с опорой на положения и методологические принципы общностного и ресурсного подходов, а также теорию нелинейного развития общества. Работа выполнялась на основе микс-стратегии, сочетающей количественные и качественные методы, экспертный опрос, полуформализованное интервью, фокус-группы, контент-анализ и метод вторичного анализа социологических данных.

Результаты и научная новизна. Впервые в теорию и социологию высшего образования вводятся понятия «старого» и «нового» доверия и дается их авторская интерпретация. Новизна состоит и в том, что феномен доверия рассмотрен не только в рамках «образовательной» проблематики, но и в широком контексте социальных и социокультурных трансформаций «текучего» общества постмодерна. Показаны мобилизационные возможности доверия для конструктивного разрешения противоречий, существующих на уровнях институциональных и межобщностных отношений и взаимодействий в вузах. Практическая значимость. Результаты исследования имеют значение не только для обогащения теории высшего образования и социального знания о нематериальных ресурсах его развития. Они важны для конструирования различных академических практик, направленных на использование ресурсных свойств доверия с целью развития социального и человеческого капитала вузовских общностей, а также разработки новых социальных технологий управления процессами формирования доверия в вузе.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

37-58 155
Аннотация

Введение. К наиболее актуальным, касающимся функционирования высшей школы темам, широко обсуждающимся как в российском, так и в зарубежном научном сообществе, относятся аспекты освоения будущими специалистами исследовательских компетенций. Одной из острых проблем в данном тематическом блоке является диагностика такого рода компетенций, без которой невозможно их успешное развитие. В настоящее время наблюдается несоразмерность между огромным числом представленных в научных источниках методов и технологий формирования у студентов исследовательской компетентности и ограниченностью ее критериев и показателей, а также отсутствием адекватного методического инструментария, позволяющего объективно оценивать уровень и качество научной грамотности и степень исследовательской активности обучающихся.

Цель изложенной в публикации работы – определить содержание комплексной диагностики компонентов исследовательской компетенции у студентов педагогических направлений подготовки и обосновать выбор методик ее измерения.

Методология и методы. Исследование, в ходе которого использовались методы анализа, синтеза, обобщения и моделирования, выполнено с опорой на системный подход, базирующийся на положениях множественности, целостности и структуризации.

Результаты и научная новизна. Описана авторская модель формирования практико-ориентированной исследовательской компетенции студентов педагогических специальностей. Составляющие модель знаниевый, ценностный и практический компоненты соотнесены с методами психолого-педагогического мониторинга, релевантными содержанию этих компонентов. Сконструирован комплекс конкретных методик для всесторонней, максимально точной и полной оценки исследовательской компетенции будущих педагогов. Комплексность измерительного инструментария обеспечивается гомогенностью между теоретическим конструктом(исследовательской компетенцией) и операционализированными конструктами(психологическими феноменами, оцениваемыми в диагностических методиках). Совокупное применение отобранных диагностических процедур и техник позволяет сопоставлять объективные и субъективные показатели сформированности исследовательских умений, навыков и способностей; определять мотивацию и готовность студентов к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности с учетом социального и профессионального контекстов ее реализации.

Практическая значимость. Внедрение в практику высшей школы предлагаемых авторами подходов к содержанию, структуре и организации психологической диагностики уровня исследовательской компетенции обучающихся даст возможность не только проводить в учебных заведениях внутренний регулярный полноценный мониторинг сформированности одной из ключевых характеристик личности современного специалиста, но и оптимизировать процесс многоуровневой вузовской подготовки, наладив работу по оперативному выявлению его проблем и кризисных этапов для своевременного принятия эффективных коррекционных мер.

59-81 118
Аннотация

Введение. Сегодня системе среднего профессионального образования (СПО) приходится решать многофакторную задачу – готовить квалифицированных специалистов, ориентируясь на утвержденные федеральные унифицированные нормативы, учитывать часто несовпадающие с этими нормативами требования потенциальных работодателей выпускников и оперативно реагировать на непрерывные изменения конъюнктуры рынка труда – запросы на новое, повышенное качество кадрового состава региональных производственных кластеров и холдингов, а также многочисленных малых предприятий.

Цель изложенного в публикации исследования состояла в разработке методики анализа профессионально-образовательной проблематики, предназначенной для дифференциации, детализации и обоснования актуальных специализированных компетенций, дополняющих зафиксированные в образовательных стандартах универсальные и общепрофессиональные компетенции.

Методология и методики. Работа выполнялась с опорой на каузальный, или причинно-следственный, подход, воплощенный в форме многомерно-матричного поэтапного анализа, связывающего производственные потребности в квалифицированных кадрах (специалистах, обладающих необходимыми компетенциями) с педагогическими условиями их подготовки (формирования у обучающихся этих необходимых компетенций).

Результаты и научная новизна. Исходя из основных факторов ключевой для СПО задачи, предложена концепция совершенствования организации и содержания подготовки специалистов посредством планомерного выявления и оценки многоаспектных варьирующихся нужд регионального производственного сектора в обученных кадрах и проецирования результатов данного мониторинга на образовательные программы и способы их усвоения. Описаны и визуально представлены структура и алгоритм многомерно-матричного анализа, проведение которого предусматривает поэтапное наложение обнаруживаемых у отраслевых предприятий проблем на перманентно уточняющиеся компетенции выпускников СПО, что позволяет эффективно выстраивать и своевременно корректировать процесс подготовки действительно востребованных, конкурентоспособных специалистов, готовых претворять в жизнь инновационные проекты, осваивать и создавать новую технику, т. е. поддерживать успешное функционирование и развитие производства и экономики региона и страны в целом. Сконструирована логико-смысловая модель формирования транспрофессиональных компетенций, объединяющих технологические, информационные, нормативно-правовые и коммуникативно-межпрофессиональные компоненты. Модель, состоящая из восьми координатных осей («Структура пакетных задач», «Значимые факторы», «Компоненты», «Теоретические основы», «Практическая реализация», «Критерии сформированности компетенций», «Результат», «Стратегические партнеры»), отражает внутренние взаимосвязи между всеми элементами процесса профессиональной подготовки.

Практическая значимость. Материалы исследования и его результаты дополняют теорию и практику профессионального образования, с одной стороны, новым инструментарием для разработки федеральных и иных стандартов, с другой – методическими средствами рационального выбора и обоснования введения в программы СПО конкретного профиля вариативных профессиональных компетенций. Предложенные авторами методические и графические решения обсуждаемых в статье проблем и подготовленные на их основе рекомендации могут быть массово использованы в организациях профессионального образования.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

82-96 155
Аннотация

Введение. Нестабильность современного мира с его стремительно преображающимися социальными и экономическими реалиями требует готовности человека к самоизменению. По этой причине высшее образование помимо профессионального обучения должно включать программы, формирующие у будущих специалистов умения и навыки профессионального саморазвития, успешность которого зависит от многих обстоятельств, в том числе от отношения индивида к самому себе.

Цель представленного в статье исследования – обозначить роль самоотношения в личностном и профессиональном саморазвитии студентов в период их обучения в вузе.

Методы и методики. Работа выполнялась при помощи эмпирических методов. Использовался комплекс психодиагностических методик: тест-опросник cамоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантилеева; тесты: смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева, «Шкала общей самоэффективности» М. Ерусалема, В. Ромека и Р. Шварцера, «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдера; опросники: личностной ориентации А. Шострома, «Способность к саморазвитию» И. В. Зверевой, «Готовность к самопознанию и саморазвитию» Т. А. Ратановой и Н. Ф. Шляхта, определения уровня развития рефлексивности А. В. Карпова, «Стиль саморегуляции поведения студентов» В. И. Моросановой. Для обработки ответов респондентов (n = 110) применялись методы математической статистики – корреляционный и кластерный виды анализа.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены различные теоретические подходы к проблеме самоотношения, освещенные в научной литературе. Особо выделены аффективные и когнитивные составляющие данного феномена. Обследование выборки студентов-психологов, обучающихся на 2–4-м курсах Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева, обнаружило значимые корреляционные взаимосвязи между характеристиками самоотношения и мотивационной готовностью к самопознанию и саморазвитию. Этот факт, очевидно, объясняется тем, что отношение студентов к себе во многом определяется уровнем сформированности их рефлексивных и регулятивных качеств, осознанием цели и смысла жизни, уверенностью в своей профессиональной успешности, которые служат стимулом к самоизменению и самосовершенствованию. Проведенный кластерный анализ позволил распределить участников опросов на группы в зависимости от их уровня самоотношения и профессионального саморазвития (очень высокого, высокого среднего и стагнирующего). Описана специфика каждой группы. Сделан вывод о том, что позитивное самоотношение является одним из решающих факторов профессионального роста индивида, поскольку осознание собственной ценности побуждает человека рефлексировать по поводу карьерных перспектив и стремиться к осуществлению своих планов, создает предпосылки для творческой самореализации.

Практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы преподавателями высших учебных заведений для организации психолого-педагогического сопровождения процессов личностного и профессионального развития студентов.

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

97-123 230
Аннотация

Введение. Привлекательность крупных городов как наиболее предпочтительных мест проживания, где имеется широкий спектр возможностей для удовлетворения насущных потребностей современного человека, сегодня становится одним из определяющих факторов интенсификации территориальной мобильности молодежи. Образ города и образ «будущего» оказываются тесно связаны в сознании молодых людей и сливаются в целостный образ, в котором мегаполис, как высокоресурсная территория, выступает особым пространством для реализации жизненных планов. Потенциальным драйвером развития территории (города, региона, страны) является студенчество, поэтому, создавая привлекательную городскую среду, следует особое внимание уделять интересам этой самой активной и креативной социальной группы.

Цель публикации – опираясь на результаты социологического исследования, проанализировать аспекты привлекательности городской среды с точки зрения студенческой молодежи и определить влияние данных представлений студентов на их гипотетические и реальные территориальные перемещения.

Методология и методики. Эмпирическую базу исследования составили полустандартизированный анкетный опрос студентов девяти вузов г. Екатеринбурга (n = 200) и глубинные интервью с представителями разных типов ориентаций на территориальную миграцию (n = 8). Собранные материалы обрабатывались с помощью метода тематических сетей.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены факторы, обеспечивающие, по мнению респондентов, комфортность жизни в городе; охарактеризованы конкурентные преимущества и недостатки среды мегаполиса; показано, как ее специфика отражается на жизненных планах студентов. Выделены два варианта идеализированных представлений о городе как месте для жизни: 1) «комфортный» город для повседневных практик, открытый для инноваций и творчества; 2) «инструментальный» город – площадка для карьерного роста и материального благополучия, которая может быть эмоционально непривлекательна, но функционально эффективна. Обнаружено, что основным фактором, сдерживающими мобильность молодежи, выступают сложившиеся и воспроизводящиеся в пространстве постоянного проживания социальные связи и отношения. Большинство испытуемых откладывает или отвергает решение о миграции из-за очевидных существенных рисков. Однако 42% респондентов заявили, что планируют переезд в другой российский город либо за рубеж. В мотивационной структуре территориальной мобильности лидирующие позиции занимают стремление к самостоятельности, сформировавшийся идеализированный образ города и несоответствие этому образу и личным актуальным потребностям условий, в которых в настоящее время пребывают молодые люди. Сделан вывод о том, что стратегическим направлением в проектировании городского пространства должно быть повышение социокультурной, экономической, экологической устойчивости территории. Административным структурам как агентам, инициирующим, внедряющим и регулирующим комплексные стратегии повышения привлекательности территории, необходимо учитывать не только территориальный капитал, которым располагает мегаполис, но и типичные нужды и интересы целевых для развития города социальных групп, особенно относящихся к креативному классу.

Практическая значимость. Представленные в публикации материалы и выводы авторов могут быть полезны при определении приоритетных направлений развития городской среды, разработке внутригородской молодежной политики и программ формирования у студентов компетенций, связанных с жизненным планированием и готовностью к мобильности.

ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

124-149 123
Аннотация

Введение. Заметно увеличившаяся в последнее время интенсивность образовательного процесса в вузе нередко становится причиной ухудшения здоровья студентов. Призванная поддерживать хорошее самочувствие обучающихся традиционная система физического воспитания в новых условиях не справляется с поставленной задачей. Очевидно, что сохранению и укреплению здоровья человека способствуют адекватные его психофизиологическим характеристикам физические нагрузки, которые должны рассчитываться индивидуально. Данные расчеты могут производиться разными способами и на основе разных параметров, среди которых ключевыми являются вариабильность сердечного ритма и вегетативная регуляция, выступающие индикаторами адаптационно-приспособительной деятельности целостного организма.

Цель изложенного в статье исследования – определение посредством информационных технологий оптимальных индивидуальных нагрузок на занятиях физкультурой и спортом для студентов с разными режимами двигательной активности.

Методология и методики. Работа выполнялась с опорой на здравоохранительный и дифференцированный подходы к организации физического воспитания и на ведущий для этих подходов принцип здоровьесбережения. Были задействованы такие эмпирические методы исследования, как контент-анализ, сравнительный анализ, синтез и обобщение. Обследование выборки студентов и обработка экспериментальных данных проводились с помощью аппаратно-программного комплекса (АПК).

Результаты и научная новизна. Зафиксированы и изучены взаимосвязи показателей вариабельности сердечного ритма у студентов с учетом их возрастных, половых, двигательных особенностей и принадлежности к медицинским группам. Согласно этим показателям предложена дифференциация степени напряжения регуляторных систем организма. На основе непараметрических алгоритмов автоматической классификации, распознавания образцов и теоремы проверки статистических гипотез выделены критерии определения вегетативного тонуса студентов (эйтония, ваготония, симпатикотония), зная который преподаватель физвоспитания может планомерно повышать адаптационный потенциал обучающихся за счет включения в учебный курс корригирующих и реабилитационных программ. Научно обоснована целесообразность и эффективность применения информационных технологий в физкультурно-оздоровительной деятельности. Диагностика на базе АПК, который включает фильтрацию данных, определение параметров выборки гистограммы, графическое отображение результатов спектрограммы, позволяет комплексно, достоверно и оперативно, в режиме реального времени оценивать работу сердечно-сосудистой системы человека и адаптационно-компенсаторные возможности механизмов вегетативной регуляции, выявлять на донозологическом уровне различные нарушения ритма сердца (слабость синусового узла, мерцательную аритмию и др.) и исходя из этого подбирать варианты индивидуальных физических и тренировочных нагрузок.

Практическая значимость. Предлагаемый авторами научно-методологический подход к организации спортивных занятий поднимает предмет физической культуры в высших учебных заведениях на качественно иной уровень: благодаря компьютерным технологиям он становится действенным инструментом здоровьесберегающей деятельности, которая является приоритетным направлением в физическом воспитании студенческой молодежи. Результаты исследования могут быть использованы в практике образовательных учреждений различного типа.

КОНСУЛЬТАЦИИ

150-169 124
Аннотация

Введение. В эпоху глобализации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности в современном обществе: политическую, финансовую, научно-техническую, религиозную, культурную, в высшей школе заметно активизировались процессы интернационализации и академической миграции. Быстрые темпы роста мобильности высшего образования, когда студенты осваивают программы профессиональной подготовки за пределами страны, гражданами которой они являются, сопровождаются определенными проблемами, в том числе связанными с адаптацией обучающихся к условиям мало знакомой урбоэкологической среды. Устранению барьеров для успешного перехода студентов в иное, отличающееся от привычного социокультурное пространство может способствовать внедрение в вузовскую практику нового методического инструментария преподавания гуманитарных дисциплин.

Цели публикации – представить результаты экспериментальной работы, направленной на развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов на занятиях по иностранному языку, и раскрыть роль самоорганизующихся систем в университетской международной образовательной среде.

Методология и методики. Исследование осуществлялось с опорой на ключевые положения теории самоорганизующихся систем. При создании и апробации авторской технологии иноязычного обучения применялись опытно-экспериментальные методы и метод сравнительного анализа.

Результаты и научная новизна. Показано, что академическая миграция является самоорганизующейся системой, характеризующейся социокультурной нестабильностью. Описаны факторы перемещения человека из одной урбоэкологической ниши в другую, которое нередко нарушает равновесие социальных систем. Констатируется малый объем информации о данных процессах в теории и практике педагогики высшей школы. Установленный в ходе мониторинга недостаточный уровень межкультурной коммуникативной толерантности у российских (132 человека) и иностранных (40 человек) студентов, обучающихся в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург, Россия) в 2015 году, убеждает в необходимости ее планомерного целенаправленного формирования. Предложена технология поступательного развития этого вида толерантности в рамках курса иностранного языка в вузе. Апробация технологии продемонстрировала ее эффективность. Студенты не только приобрели требующиеся компетенции, но и научились самостоятельно приспосабливаться к новой академической обстановке, а также получили возможность непосредственно участвовать в разработке собственных индивидуальных программ обучения.

Практическая значимость. Проведенное исследование подтверждает продуктивность взаимоадаптации студентов, попадающих в незнакомое социокультурное образовательное пространство. Авторская технология развития межкультурной коммуникативной толерантности может использоваться для оптимизации педагогических условий сопровождения процессов интернационализации университетов и академической мобильности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)