Preview

EDUCACIÓN Y CIENCIA

Búsqueda avanzada

Самоорганизующиеся системы в контексте академической среды

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169

Texto completo:

Resumen

Введение. В эпоху глобализации, затрагивающей все сферы жизнедеятельности в современном обществе: политическую, финансовую, научно-техническую, религиозную, культурную, в высшей школе заметно активизировались процессы интернационализации и академической миграции. Быстрые темпы роста мобильности высшего образования, когда студенты осваивают программы профессиональной подготовки за пределами страны, гражданами которой они являются, сопровождаются определенными проблемами, в том числе связанными с адаптацией обучающихся к условиям мало знакомой урбоэкологической среды. Устранению барьеров для успешного перехода студентов в иное, отличающееся от привычного социокультурное пространство может способствовать внедрение в вузовскую практику нового методического инструментария преподавания гуманитарных дисциплин.

Цели публикации – представить результаты экспериментальной работы, направленной на развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов на занятиях по иностранному языку, и раскрыть роль самоорганизующихся систем в университетской международной образовательной среде.

Методология и методики. Исследование осуществлялось с опорой на ключевые положения теории самоорганизующихся систем. При создании и апробации авторской технологии иноязычного обучения применялись опытно-экспериментальные методы и метод сравнительного анализа.

Результаты и научная новизна. Показано, что академическая миграция является самоорганизующейся системой, характеризующейся социокультурной нестабильностью. Описаны факторы перемещения человека из одной урбоэкологической ниши в другую, которое нередко нарушает равновесие социальных систем. Констатируется малый объем информации о данных процессах в теории и практике педагогики высшей школы. Установленный в ходе мониторинга недостаточный уровень межкультурной коммуникативной толерантности у российских (132 человека) и иностранных (40 человек) студентов, обучающихся в Уральском федеральном университете (г. Екатеринбург, Россия) в 2015 году, убеждает в необходимости ее планомерного целенаправленного формирования. Предложена технология поступательного развития этого вида толерантности в рамках курса иностранного языка в вузе. Апробация технологии продемонстрировала ее эффективность. Студенты не только приобрели требующиеся компетенции, но и научились самостоятельно приспосабливаться к новой академической обстановке, а также получили возможность непосредственно участвовать в разработке собственных индивидуальных программ обучения.

Практическая значимость. Проведенное исследование подтверждает продуктивность взаимоадаптации студентов, попадающих в незнакомое социокультурное образовательное пространство. Авторская технология развития межкультурной коммуникативной толерантности может использоваться для оптимизации педагогических условий сопровождения процессов интернационализации университетов и академической мобильности.

De los autores

Т. Куприна
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


А. Бекетова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Russian Federation


С. Минасян
Армянский государственный педагогический университет им. Х. Абовяна
Armenia


Referencias

1. Mebuke T. Multicultural problems in language teaching // The Art-Sanat Journal. 2016. Istanbul: Istanbul University. P. 609–614.

2. Красинец Е. С. Международная миграция населения в России в условиях перехода к рынку. Москва: Наука, 1997. 191 с.

3. Aumair S. Migration needs fair responsibility sharing based on EU-wide solidarity // 3rd Migration Forum (European Commission (EC) and the European Economic and Social Committee (EESC)) [Internet]. 2017. Available from: https://www.eesc.europa.eu/lt/node/46580 (дата обращения: 15.10.2018).

4. Общество как сложная самоорганизующаяся система [Электрон. ресурс] // Texts.news: сайт. Режим доступа: http://texts.news/struktura-stratifikatsiya-sotsialnaya/obschestvo-kak-slojnaya-29628.html (дата обращения: 06.08.2018)

5. Шкаратан О. И. Социология неравенства. Теория и реальность. Москва: Высшая школа экономики, 2012. 526 с.

6. Куценко О. Д. Общество и социологическая интервенция: от функциональных ролей к инверсии субъекта и объекта// Социологический журнал. 2009. №2. С. 97–103.

7. Spencer H. Education: Intellectual, Moral, and Physical [Internet]. New York: A. L. Burt Company, Publishers; 1981 [cited 2018 July 28]. 309 p. Available from: https://mises.org/library/education-intellectual-moral-and-physical

8. Dryden G., Vos J. The learning revolution. Moscow: Parvine, 2003. 666 p.

9. Fermin Torrano Montalvo, Maria Carmen Gonzalez Torres. Self-Regulated Learning: Current and Future Directions // Electronic Journal of Research in Educational Psychology. 2004. №2 (1). P. 1–34.

10. Бугров Д. Мы учим ставить высокие цели и достигать их [Электрон. ресурс] // Уральский федеральный университет: сайт. Режим доступа: https://urfu.ru/ru/applicant/hr/ (дата обращения: 15.09.2018)

11. Капица С. Парадоксы роста: законы развития человечества. Москва: Альпина нон-фикшн, 2012. 204 с.

12. Wang Y., Li T., Noltemeyer A., Wang A., Zhang J., Shaw K. Cross-cultural adaptation of international college students in the United States // Journal of international students. 2018. Vol. 8, Issue 2. P. 821–842.

13. Kuprina T., Sergeeva L. Impact of Anthropogenic Factor on Urboecological Space Development // International conference on sustainable cities (ICSC 2016) [Internet]. 2016. Vol. 6. Available from: https://www.e3s-conferences.org/articles/e3sconf/abs/2016/01/e3sconf_icsc2016_01005/e3sconf_icsc2016_01005.html

14. Koats D. Generational learning styles. Moscow: MAPDO, 2011. 121 p.

15. Гиренок Ф. И. Anthropological configurations of philosophy // Филосо-фия науки. 2002. Т. 8, №1. С. 408–426.

16. Beketova A. P., Kuprina T. V., Petrikova A. Development of students’ intercultural communicative tolerance in the university multilingual educational environment // Образование и наука. 2018. Т. 20, №2. С. 108–124. DOI:10.17853/1994–5639–2018–2-108–124

17. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. Психодиагностика толерантности личности. Москва: Смысл, 2008. С. 60–65.

18. Бекетова А. П., Куприна Т. В. Five lessons for developing tolerance = Пять уроков развития толерантности: практикум. Екатеринбург: УрФУ, 2016. 168 с.

19. Бочарникова А. С., Еремина А. С. Five lessons for developing tolerance. Пять уроков развития толерантности// Политическая лингвистика. 2017. №4 (64). С. 120–124.

20. Mesidor J. K., Sly K. F. Factors that Contribute to the Adjustment of International Students // Journal of international students. 2016. Vol. 6, Issue 1. P. 262–282.


Recensión

Para cita:


Kuprina T.V., Beketova A.P., Minasyan S.M. Self-Organising Systems in the Context of Academic Environment. The Education and science journal. 2019;21(1):150-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-1-150-169

Número de consultas: 1234


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)