Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-117-128

Аннотация

В статье рассматривается европейский опыт развития гражданского образования – важной составляющей внутренней политики большинства государств. Данное образование понимается как воспитание демократической гражданственности: формирование у населения лояльного отношения к разнообразию ценностных приоритетов в обществе, социальной ответственности и активной гражданской позиции, знания своих демократических прав, умения реализовывать и защищать их.

Продемонстрированы изменения, которые претерпела концепция воспитания гражданственности за последние три десятилетия. Если ранее она представляла собой обществоведческое образование (Civics education), т. е. обретение сведений в сфере истории, политологии, права и т. п., то в настоящее время в центре ее находится прежде всего формирование гражданских качеств (Citizenship education).

С использованием методов сравнительного и структурно-функционального анализа показаны различные подходы к воспитанию демократической гражданственности в ряде государств, в том числе некоторых пост- советских. Констатируется, что в странах как Западной, так и Восточной Европы для распространения иподдержки гражданского образования, с которым связывается дальнейшее устойчивое демократическое развитие, прилагается много усилий. Изучение зарубежного опыта по включению ипрочному закреплению гражданского образования вгосударственных программах начальной, средней и высшей школы весьма полезно как для исследователей системы образования, так и для практиков (преподавателей вузов, учителей, руководителей и специалистов муниципальных и региональных органов управления), тем более что данные программы постоянно модернизируются с учетом вызовов современности. 

Об авторе

А. Б. Суслов
Пермский государственный педагогический университет, г. Пермь
Россия

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой новой и новейшей истории России Пермского государственного педагогического университета



Список литературы

1. Образование детей и молодежи правам человека в Польше: достижения, выводы и перспективы. Краткий обзор и анализ отдельных проблем / сост. З. Колодзей. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009.

2. Образование в сфере прав человека в Литве: краткий обзор / сост. Т. Тамошюнас, И. Тарасевич. Варшава: ОБСЕ/БДИПЧ, 2009.

3. Суслов А. Б. Европейский опыт развития гражданского образования // Науч. вестн. Урал. академии гос. службы. 2011. Вып. 17.

4. Aims and Values in Primary Education: England and Other Countries. Primary Review Research Survey 1/2. The University of Cambridge. 2008.

5. Citizenship: Programme of study for key stage 3 and attainment target (extract from National Curriculum 2007) // Сайт начального и среднего образования Великобритании [Электрон. ресурс]. URL: http://curriculum.qcda.gov.uk/uploads/QCA-07–3329-pCitizenship3_ tcm8–396.pdf.

6. Duerr K. Concepts of Citizenship Education in // Официальный сайт университета Биелефелда (Bielefeld University) Europe. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.uni-bielefeld.de/soz/ag/hedtke/ pdf/Concepts-of-CE-in-Europe_Karlheinz-Duerr.pdf.

7. Kerr D. Education for Active Citizenship // Образовательный сайт «education2010.be». [Электрон. ресурс]. URL: http://www.education 2010.be/wp-content/uploads/David-Kerr_Education-for-Active-Citizenship- Defi-nitions-Developments-and.pdf.

8. Kerr D., Keating A. and Ireland E. Pupil Assessment in Citizenship Education: Purposes, Practices and Possibilities. Report of a CIDREE Collaborative Project. NFER/CIDREE. 2009.

9. What is Education for Democratic Citizenship and Human Rights? // Официальный сайт Совета Европы. [Электрон. ресурс]. URL: http://www.coe.int/t/dg4/education/edc/1_What_is_EDC_HRE/ What_%20is_EDC_en.asp.


Рецензия

Для цитирования:


Суслов А.Б. РАЗВИТИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ. Образование и наука. 2012;1(9):117-128. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-117-128

For citation:


Suslov A.V. Citizenship Education Development: European Experience. The Education and science journal. 2012;1(9):117-128. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-9-117-128

Просмотров: 1447


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)