Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175

Полный текст:

Аннотация

Введение. Воспитание, в том числе патриотическое, является стратегическим ориентиром российского образования. Однако в современной социокультурной ситуации, характеризующейся разноплановостью, противоречивостью, многовекторностью развития общества и полистилистичностью культуры, необходим пересмотр его форм, с тем чтобы привести их в максимальное соответствие с потребностями и ментальными особенностями нового юного поколения – так называемого поколения Z, заметно  отличающегося от предшествующих генераций сверстников.
Цели работы – обозначить перспективы и векторы патриотического воспитания, продемонстрировать его ресурсы и выявить наиболее актуальные, адекватные сегодняшним реалиям способы и возможности его реализации.
Методология и методы. В качестве ведущего метода работы применялся дискурсивный анализ, позволяющий установить зависимость использующихся форм и видов воспитания патриотизма от быстро меняющихся условий жизнедеятельности и социально-психологических качеств современных подростков и молодежи. Кроме того, при выполнении исследования были задействованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, систематизации и классификации.
Результаты и научная новизна. Уточнены понятийно-категориальный аппарат патриотического воспитания и его структура. Рассмотрена сущность патриотизма как важнейшего компонента ценностно-нормативной системы личности, в основе которого лежит положительная культурная идентичность. Подчеркивается деятельный характер патриотизма, выражающийся в готовности и способности преобразовывать чувства, испытываемые человеком к Родине, в дела и поступки ради ее блага. С учетом результатов анализа и обобщения практик и содержания патриотического воспитания в разных странах выделены два его основополагающих направления – гражданско-патриотическое и военно-патриотическое, которые выступают взаимодополняющими составляющими целостной системы. Гражданско-патриотическое направление трактуется как целенаправленный, сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и управления деятельностью обучающихся по овладению социально-культурным, социально-политическим, экономическим, морально-этическим опытом демократических отношений посредством участия в социально одобряемых проектах, гражданско-правовых акциях, благотворительных мероприятиях, укрепляющих толерантность к разным категориям сограждан, и через получение медиаобразования. Военно-патриотический аспект  воспитания подразумевает прежде всего формирование качеств и навыков, которые нужны для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных сил Российской Федерации; а также осмысление и осознание молодыми людьми своей роли и места в служении Отечеству. Данное направление включает воспитание на воинских традициях, музейную педагогику, участие в исторических реконструкциях и специальных компьютерных играх военно-патриотической тематики. Перечень воспитательных практик, о которых идет речь в публикации, не претендует на полноту и исчерпанность. Задача авторов состояла в поиске и выборе тех практик, которые, с одной стороны, наполняют идеологический конструкт «патриотизм» живым содержанием, привлекательны для подростков и молодежи, а с другой стороны, отвечают запросам общества на воспитание социально ответственной личности с устойчивой ценностной системой.
Практическая значимость исследования определяется целесообразностью внедрения в педагогическую практику и эффективностью описанных авторами форм и методов воспитательной работы.

Об авторах

И. Я. Мурзина
Институт образовательных стратегий, Екатеринбург
Россия

доктор культурологии, профессор, директор

 



С. В. Казакова
Уральский государственный педагогический университет, Екатеринбург
Россия

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры художественного образования



Список литературы

1. Howe N., Strauss W. Generations: The History of America’s Future, 1584 to 2069. New York: William Morrow & Company, 1991.

2. Исаева М. А. Поколения кризиса и подъема в теории В. Штрауса и Н. Хоува // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 290–295 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.zpu-journal.ru/zpu/contents/2011/3/Isaeva_Crisis-and-Rise-Generations/index.php? sphrase_id=93366 (дата обращения: 20.09.2017)

3. Шамис Е. В каких условиях растет поколение Миллениум и Z и что станет их ценностями [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://rugenerations.su/2009/05/21/в-каких-условиях-растет-поколение-мил/ (дата обращения: 20.09.2017)

4. Корм М. М. Сколько лет патриотизму? // Родина. 1994. № 10. С. 16–21. 5. Фан И. Б. Дискурс патриотизма: от многообразия к монополии // Дискурс-Пи. 2013. Вып. 1–2 (Т. 10). С. 147–154.

5. Одинцов М. И. Православные воззрения на отечество и патриотизм [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://rusoir.ru/president/presidentworks/president-works-121 (дата обращения: 17.01.2017)

6. Ахметшина Г. Х. О формировании гражданской идентичности учащейся молодежи // Образование и саморазвитие. 2014. № 3 (41). С. 83–85.

7. Кузнецова А. В., Кублицкая Е. А. Гражданский патриотизм – основа формирования новой российской идентичности. Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 2005.

8. Монастырский Д. В. Патриотическое воспитание как фактор формирования гражданской идентичности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2017. № 9 (3/1). С. 87–91. DOI:10.17748/2075–9908–2017–9-3/1–87–91

9. Мурзина И. Я. Гражданско-патриотическое воспитание: к вопросу о формировании культурной идентичности на основе национальных традиций // Педагогическое образование в России. 2017. № 5. С. 140–147.

10. Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: методическое пособие для педагогов. Екатеринбург: Школьный формат, 2016.

11. Сафонова Т. М. Основы гражданского воспитания и образования // Вопросы гуманитарных наук. 2006. № 5. С. 204–205.

12. Сиволобова Н. А., Котлова Е. П. Гражданско-патриотическое воспитание учащихся в современном российском обществе // Образование личности. 2014. № 1. С. 63–67.

13. Ланцева А. М. Философский смысл концепта патриотизм в России и Чехии // Вестник славянских культур. 2013. № 3 (29). С. 5–11.

14. Haynes B. Introduction to Special Issue: Patriotism and citizenship education // Educational philosophy and theory. 2009. Vol. 41. № 4. August. P. 365–377.

15. Лаврова Т. Б. Интеркультурное образование в Германии // Образование и наука. 2006. № 5 (41). С. 95–96.

16. Таруми М. П. Воспитание межкультурной толерантности школьников в Японии на основах интернационализации общества // Известия Уральского государственного университета. Серия 1. Проблемы образования, науки и культуры. 2010. № 6 (85), ч. 2. С. 89–94.

17. Антонова Е. С. Гражданское воспитание в современной школе Франции // Известия ВГПУ. 2008. № 9. С. 194–197.

18. Дацишина М. В. Идеологическая мобилизация молодежи: опыт нацистской Германии // Alma mater (Вестник высшей школы). 2011. № 5 (июнь). С. 81–96.

19. Westheimer J. Should Social Studies Be Patriotic? Social Education. 2009. № 73 (7). Р. 316–320.

20. Симбирцева Н. А. Медиаактивность как личностное качество человека постиндустриальной культуры: на пути решения проблемы // Человек и культура. 2016. № 4. С. 1–8. DOI: 10.7256/2409–8744.2016.4.19826 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-notabene.ru/ca/article_19826.html (дата обращения: 19.04.2018)

21. Мурзина И. Я. Патриотическое воспитание: стратегические ориентиры и актуальные практики: учебно-методическое пособие для педагогов (с электронным приложением). Екатеринбург: Периодика, 2017.

22. Крутилин Д. С. Об укладе военной службы по призыву в современных Вооруженных Силах России // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2013. № 6 (118). С. 101–112.

23. Образцов И. В. Формы проявления неуставных отношений // Социологические исследования. 1996. № 2. С. 63–72.

24. Суркова И. Ю. Удовлетворенность воинской службой в российской армии: факторы и прогнозы // Социологические исследования. 2012. № 3. С. 96–103.

25. Богомолова Н. Н. Социальная психология массовой коммуникации. Москва: Аспект-Пресс, 2008.

26. Гофман А. Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. 4-е изд., испр. и доп. Москва: КДУ, 2010.

27. Калинина Н. В. Социально-психологические механизмы моды в распространении интернет-рисков среди подростков // Симбирский научный вестник. 2017. Т. 28. № 2. С. 31–34.

28. Поплевина В. А. Научные исследования моды как социально-культурного явления // Социально-экономические явления и процессы. 2015. Т. 10. № 6. С. 162–170.

29. Чалдини Р. Психология влияния. Новосибирск: Наука, 2003.


Для цитирования:


Мурзина И.Я., Казакова С.В. ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ. Образование и наука. 2019;21(2):155-175. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175

For citation:


Murzina I.Y., Kazakova S.V. PERSPECTIVE DIRECTIONS OF PATRIOTIC EDUCATION. The Education and science journal. 2019;21(2):155-175. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-155-175

Просмотров: 403


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)