МОНИТОРИНГ ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-176-197
Resumen
Введение. Увеличивающийся с каждым годом объем знаний, навыков и компетенций, которыми должен овладеть обучающийся, неизбежно порождает необходимость большей интенсивности аудиторных и самостоятельных занятий при требовании сохранения и приумножения качества подготовки. К наиболее важным факторам повышения эффективности образовательного процесса (ЭОП) относятся обеспечение его благоприятного психологического фона и поддержание активного рабочего состояния обучающегося. Особую значимость эти условия приобретают при организации обучения лиц с физическими недостатками, иностранных учащихся, а также субъектов, получающих образование по индивидуальным траекториям.
Цель представленного в публикации исследования – анализ возможностей и перспектив усиления ЭОП за счет осуществления непрерывного мониторинга и контроля текущего функционального и психоэмоционального состояния (ФПС) обучающихся непосредственно в ходе учебного процесса.
Методология и методы. В работе были реализованы системный подход к накоплению и систематизации индивидуальных биометрических данных, позволяющих достоверно оценивать и прогнозировать изменения ФПС обучающихся; принципы биологической обратной связи (БОС) и пассивных дистанционных неконтактных измерений биопараметров индивида, исключающих оказание на него каких-либо воздействий. Цифровая обработка сигналов в оптическом и акустическом спектрах естественного излучения человека
производилась с помощью информационных технологий.
Результаты и научная новизна. Описан и обоснован комплексный подход к планированию, организации и проведению учебных занятий, а также контрольных мероприятий, исходя из индивидуальных особенностей и потребностей каждого учащегося, выявляемых посредством современного цифрового оборудования.
Для определения уровня психофизиологической адаптации обучающихся к учебному процессу в целом, а также их реакции на сложность осваиваемого материала и контрольных заданий выделены системные параметры, характеризующие вариабельность сердечного ритма (ВСР). К таким параметрам относятся индекс вегетативного равновесия (ИВР), вегетативный показатель ритма (ВПР), показатель адекватности процессов регуляции (ПАПР), а также индекс напряжения регуляторных систем (ИН) – самый информативный среди индикаторов. Продемонстрирована возможность использования результатов анализа динамики изменения ИН для оценки текущего ФПС обучающихся. Экспериментально подтверждена целесообразность применения встраиваемых систем мониторинга – биомыши и биометрического кресла, которые являются универсальными средствами постоянного мониторинга ФПС обучающихся как в образовательном учреждении, так и в домашних условиях (или общежитии).
Практическая значимость. Разработанный методический и технический инструментарий, способствующий повышению ЭОП, представляет интерес для широкого круга работников образования, включая все его уровни: начальное, основное и среднее общее образование, среднее профессиональное и высшее образование, а также систему профессиональной подготовки и переподготовки специалистов.
De los autores
М. АлюшинRussian Federation
Л. Колобашкина
Russian Federation
Referencias
1. Viguer P., Cantero M. J., Bañuls R. Enhancing emotional intelligence at school: Evaluation of the effectiveness of a two-year intervention program in Spanish pre-adolescents // Personality and Individual Differences. 2017. № 113. P. 193–200.
2. Radu C. Emotional Intelligence – How do we motivate our students? // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014. № 141. Р. 271–274.
3. Wang N., Young T., Wilhite, S. C., Marczyk G. Assessing students’ emotional competence in higher education: Development and validation of the widener emotional learning scale // Journal of Psychoeducational Assessment. 2011. № 29 (1). Р. 47–62.
4. Maguire R., Egan A., Hyland P., Maguire P. Engaging students emotionally: the role of emotional intelligence in predicting cognitive and affective engagement in higher education // Higher Education Research & Development. 2017. № 36 (2). Р. 343–357.
5. Zysberg L., Orenshtein C., Gimmon E., Robinson R. Emotional intelligence, personality, stress, and burnout among educators // International Journal of Stress Management. 2017. № 24 (S1). Р. 1–16.
6. Tretyakova N. V., Fedorov V. A., Dorozhkin E. M., Komarova M. K., Sukhanova E. I. Student Readiness Formation for Activities Oriented to Health Saving // International Journal of Environmental and Science Education. 2016. Vol. 11. Issue 15. Р. 8281–8292.
7. Котомина О. В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. 2017. № 10. С. 91–105. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2017–10–91–105 (дата обращения: 27.11.2018)
8. Кисляков П. А., Шмелева Е. А., Толстов С. Н. Обеспечение социально-психологической безопасности субъектов образования // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 46–55.
9. Zotova O. Yu., Karapetyan L. V. Occupation as a factor of personality subjective wellbeing // Psychology in Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8. Issue 2. Р. 126–136 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.11621/pir.2015.0211. (дата обращения: 27.11.2018)
10. Абабкова М. Ю., Леонтьева В. Л. Исследование эмоционального состояния студентов на основе метода биологической обратной связи // Образование и наука. 2017. № 7. С. 60–76 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2017–7-60–76
11. Ревенко Е. М. Изменение критериев оценивания учащихся как условие повышения мотивации к урокам физической культуры // Образование и наука. 2016. № 1. С. 118–132 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2016–1-118–132. (дата обращения: 27.11.2018)
12. Зеер Э. Ф., Журлова Е. Ю. Навигационные средства как инструменты сопровождения освоения компетенций в условиях реализации индивидуальной образовательной траектории // Образование и наука. 2017. № 3. С. 77–93.
13. Зеер Э. Ф., Попова О. С. Психологическое сопровождение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в профессиональной школе // Образование и наука. 2015. № 4. С. 88–99 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2015–4-88–99. (дата обращения: 27.11.2018)
14. Хеннер Е. К. Высокоразвитая информационно-образовательная среда вуза как условие реформирования образования // Образование и наука. 2014. № 1. С. 54–72 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2014–1-54–72/(дата обращения: 27.11.2018)
15. Привалов А. Н., Богатырева Ю. И., Романов В. А. Методологические подходы к организации безопасной информационно-образовательной среды вуза // Образование и наука. 2017. № 4. С. 169–183.
16. Алюшин М. В., Колобашкина Л. В. Мониторинг биопараметров человека на основе дистанционных технологий // Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 135–144.
17. Алюшин М. В., Абрамова В. Н., Колобашкина Л. В. Психологический тренинг стрессоустойчивости на основе дистанционных неконтактных технологий регистрации биопараметров // Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 144–152.
18. Алюшин В. М. Диагностика психоэмоционального состояния на основе современных акустических технологий // Вопросы психологии. 2015. № 3. С. 145–152.
19. Alyushin M. V. Increase of stress level measurement reliability for dangerous object management operator in case of face vibraimage processing // Proceedings of the XXI International Conference on Soft Computing and Measurements (SCM – 2018), Russia, St. Petersburg, 23–25 May 2018.
20. Kolobashkina L. V., Filippova A. T. A person's face complex image processing in the visible and infrared ranges for current psycho-emotional and functional state monitoring systems // Proceedings of the IEEE Conference of Russian Young Researchers in Electrical and Electronic Engineering (EIConRus), Moscow, Russia, 29.01 – 01.02.2018. P. 1826–1830. DOI: 10.1109/EIConRus.2018.8317462
21. Тизенберг А. Г., Тизенберг Г. М. Новые подходы к профессиональной диагностике в целях оптимизации профессионального отбора и профессиональной ориентации // Известия Байкальского государственного университета. 2013. № 4 (90). С. 76–79.
22. Delaney J. P. A., Brodie D. A. Effects of short-term psychological stress on the time and frequency domains of heart-rate variability // Percept Mot Skills. 2000. № 91. P. 515–524.
23. Hjortskov N., Rissen D., Blangsted A. K., Fallentin N., Lundberg U., Søgaard K. The Effect of Mental Stress on Heart Rate Variability and Blood Pressure During Computer Work // Eur. J. Appl. Physiol. 2004. № 92. P. 84–89. DOI: 10.1007/s00421–004–1055-z
24. Castaldo R., Melillo P., Bracale U., Caserta M., Triassi M. and Pecchia L. Acute mental stress assessment via short term HRV analysis in healthy adults: a systematic review with meta-analysis // Biomedical Signal Processing and Control. 2015. № 18. P. 370–377. DOI: 10.1016/j.bspc.2015.02.012
25. Kim H. G., Cheon E. J., Bai D. S., Lee Y. H., Koo B. H. Stress and Heart Rate Variability: A Meta-Analysis and Review of the Literature // Psychiatry investigation. 2018. № 15 (3). P. 235–245. DOI: 10.30773/pi.2017.08.17
26. Alyushin M. V., Kolobashkina L. V. Education technology with continuous real time monitoring of the current functional and emotional students’ states // AIP Conference Proceedings, 2017. Vol. 1797. P. 020001–1–020001–8 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.1063/1.4972421 (дата обращения: 27.11.2018)
27. Alyushin M. V., Alyushin A. M., Kolobashkina L. V. Laboratory approbation of the algorithm for isolating people's faces on a thermal infrared image in the case of their quasistationary arrangement in a room // BICA 2017 Conference Proceedings, Procedia Computer Science. Elsevier 2018. Vol. 123. P. 12–17 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.1016/j.procs.2018.01.003 (дата обращения: 27.11.2018)
28. Бокерия Л. А., Бокерия О. Л., Волковская И. В. Вариабельность сердечного ритма: методы измерения, интерпретация, клиническое использование // Анналы аритмологии. 2009. № 4. С. 21–32.
29. Мыльникова И. В. Функциональное состояние организма юношей с различной интенсивностью физических нагрузок как отражение качества жизни (по данным вариабельности сердечного ритма) // Бюллетень ВСНЦ СО РАН. 2013. № 3 (91). Ч. 2. С. 104–108.
30. Сафонова В. Р., Шаламова Е. Ю. Параметры вариабельности сердечного ритма студенток северного медицинского вуза при экзаменационном стрессе // Экология человека. 2013. № 8. С. 11–16.
Recensión
Para cita:
Alyushin M.V., Kolobashkina L.V. MONITORING OF THE CURRENT STATUS OF STUDENTS AS A MEANS OF INCREASING THE EFFECTIVENESS OF EDUCATIONAL PROCESS. The Education and science journal. 2019;21(2):176-197. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-2-176-197