ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87
Аннотация
В статье говорится об особенностях профессиональной идентичности в контексте социально обусловленных конфликтующих реальностей. Важное значение в становлении данной идентичности имеет социальное положение личности в системе отношений. Поэтому авторами было предпринято исследование профессионального самоопределения студентов в зависимости от их социометрического статуса в учебной группе. При этом межличностные отношения рассматривались в качестве конфликтогенов, порождающих конфликтующие реальности профессионального самоопределения студентов.
Теоретической основой исследования выступила концепция профессионального становления личности, смыслообразующим фактором этого процесса стало самоопределение человека в ситуациях конфликтующих реальностей. При построении методики исследования использовались диагностика профессиональной идентичности и методы социометрии.
Обобщение и анализ полученных эмпирических данных позволили выявить различия в степени выраженности компонентов профессиональной идентичности студентов в зависимости от их статуса в учебной группе. Важным результатом исследования стала установленная закономерность, что межличностные отношения в процессе обучения порождают конфликтующие реальности профессионального самоопределения, которые отражаются в изменениях профессиональной идентичности.
Результаты исследования могут быть использованы для организации психологического содействия успешному профессиональному становлению личности.
Об авторах
Э. Ф. ЗеерРоссия
член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета
М. В. Кормильцева
Россия
ассистент кафедры психологии профессионального развития Российского государст- венного профессионально-педагогического университета
Список литературы
1. Григорович И. Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
2. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Изв. Дагестан. гос. пед. ун-та. 2011. No 2 (15). С. 17–25. [Электрон. ресурс]. URL: http:// izvdgpu. ru/phocadownload/pp_2011_2. pdf.
3. Соболева (Аринушкина) Н. С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 22 с.
4. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Моск. психол.- соц. ин-т, 2007. 128 с.
Рецензия
Для цитирования:
Зеер Э.Ф., Кормильцева М.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ. Образование и наука. 2012;1(10):79-87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87
For citation:
Zeyer E.F., Kormiltseva M.V. Students’ Professional Self-Determination in the Context of the Socially Conditioned Conflicting Realities. The Education and science journal. 2012;1(10):79-87. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87