Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87

Аннотация

В статье говорится об особенностях профессиональной идентичности в контексте социально обусловленных конфликтующих реальностей. Важное значение в становлении данной идентичности имеет социальное положение личности в системе отношений. Поэтому авторами было предпринято исследование профессионального самоопределения студентов в зависимости от их социометрического статуса в учебной группе. При этом межличностные отношения рассматривались в качестве конфликтогенов, порождающих конфликтующие реальности профессионального самоопределения студентов.

Теоретической основой исследования выступила концепция профессионального становления личности, смыслообразующим фактором этого процесса стало самоопределение человека в ситуациях конфликтующих реальностей. При построении методики исследования использовались диагностика профессиональной идентичности и методы социометрии.

Обобщение и анализ полученных эмпирических данных позволили выявить различия в степени выраженности компонентов профессиональной идентичности студентов в зависимости от их статуса в учебной группе. Важным результатом исследования стала установленная закономерность, что межличностные отношения в процессе обучения порождают конфликтующие реальности профессионального самоопределения, которые отражаются в изменениях профессиональной идентичности. 

Результаты исследования могут быть использованы для организации психологического содействия успешному профессиональному становлению личности. 


Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

член-корреспондент Российской академии образования, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии профессионального развития Российского государственного профессионально-педагогического университета



М. В. Кормильцева
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
Россия

ассистент кафедры психологии профессионального развития Российского государст- венного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Григорович И. Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.

2. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Изв. Дагестан. гос. пед. ун-та. 2011. No 2 (15). С. 17–25. [Электрон. ресурс]. URL: http:// izvdgpu. ru/phocadownload/pp_2011_2. pdf.

3. Соболева (Аринушкина) Н. С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 22 с.

4. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Моск. психол.- соц. ин-т, 2007. 128 с.


Рецензия

Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Кормильцева М.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ. Образование и наука. 2012;1(10):79-87. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87

For citation:


Zeyer E.F., Kormiltseva M.V. Students’ Professional Self-Determination in the Context of the Socially Conditioned Conflicting Realities. The Education and science journal. 2012;1(10):79-87. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87

Просмотров: 1496


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution-NonCommercial 4.0 International.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)