Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-106-124
Аннотация
Введение. Повышение национальной конкурентоспособности зависит от многих факторов, но в первую очередь от качества человеческого капитала. Одна из приоритетных задач, которую ставит государство перед системой образования, – поиск и поддержка одаренных детей и подростков: создание условий для их продуктивного обучения, полноценного воспитания и оптимального развития их способностей, обеспечивающих дальнейшую максимальную самореализацию. Однако выполнение данных требований сегодня реально лишь в мегаполисах, крупных областных центрах, но не в малых городах, которые не обладают достаточными ресурсами и средой, способствующей раскрытию потенциала каждого одаренного ребенка, особенно если речь идет о художественном даровании. Отсутствие высококвалифицированных педагогов и культурной индустрии, слабая вовлеченность в культурную жизнь (невозможность посещения концертов, театральных представлений, выставок и т. д.), весьма ограниченный доступ к участию в творческих соревнованиях, олимпиадах, конкурсах – все это отрицательно влияет на мотивацию к занятиям художественной деятельностью и может привести к серьезным личностным кризисам и угасанию таланта.
Цель публикации – раскрыть содержание возможных вариантов работы с музыкально одаренными детьми, сталкивающимися с проблемами, блокирующими их творческое развитие.
Методология и методы. Исследование базировалось на личностно ориентированном и системном подходах к образованию одаренного ребенка. Работа осуществлялась с опорой на идеи отечественных и зарубежных исследователей о комплексной педагогической поддержке талантливых детей, имеющих проблемы в общем и культурном развитии. Использовались методы теоретического анализа научных и научно-методических источников, сравнительного анализа результатов практической деятельности, обобщения, устных и письменных опросов, моделирования.
Результаты и научная новизна. Выявлены наиболее часто встречающиеся трудности развития одаренных детей, проживающих в малых городах: отсутствие стимулов к обучению и творческому самосовершенствованию; невысокий уровень общей культуры; некомфортная атмосфера в семье, выражающаяся чаще всего в невнимательном отношении родителей к интересам и способностям ребенка. Для устранения причин неуспешности одаренных детей в обучении на базе Уральского музыкального колледжа совместно с детскими школами искусств Свердловской области были разработаны и апробированы модели социально-педагогического сопровождения таких обучающихся. Согласно классификации проблем в развитии одаренных детей предложены три типа личностно ориентированных моделей: 1) активизирующая мотивацию к творческой деятельности, 2) расширяющая культурный кругозор, 3) способствующая созданию условий для творческого развития ребенка в семье. Реализация каждой из моделей предполагала тесное взаимодействие сотрудников специализированного центра по работе с музыкально одаренными детьми, функционирующего при музыкальном колледже, педагогов детских музыкальных школ, учителей общеобразовательных учреждений малого города, детей и их родителей. Выделены ведущие виды совместной деятельности, способствующие решению задач, сформулированных в рамках каждой модели: концертно-исполнительская, культурно-просветительская и аналитическая (фиксация и рефлексия результатов творческого развития).
Практическая значимость. Экспериментальная проверка описанных в статье моделей управления процессом развития музыкально одаренных учащихся доказала эффективность и возможность как целостного, так и частичного использования их компонентов в российских школах.
Об авторах
Н. Г. ТагильцеваРоссия
Тагильцева Наталия Григорьевна – доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой музыкального образования института музыкального и художественного образования.
Екатеринбург.
Л. В. Матвеева
Россия
Матвеева Лада Викторовна – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры музыкального образования института музыкального и художественного образования.
Екатеринбург.
М. А. Бызова
Россия
Бызова Мария Анатольевна – методист Уральского регионального центра для музыкально одаренных детей и молодежи, аспирант кафедры музыкального образования института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета.
Екатеринбург.
Список литературы
1. Fredricks J. A., Alfeld C., Eccles J. Developing and fostering passion in academic and nonacademic domains // The Gifted Child Quarterly. 2010. № 54 (1). P. 18–38.
2. Drummond J. Re-thinking western art music: A perspective shift for music educators // International Journal of Music Education: Research Practice. 2010. № 28 (2). P. 117–126.
3. Preckel F., Goetz T., Frenzel A. Ability grouping of gifted students: Effects on academ6ic self6concept and boredom // British Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 80. P. 451–472. DOI: 10.1348/000709909X480716.
4. Stollery P., McPhee A. Some perspectives on musical gift and musical intelligence. Cambridge University Press. 2002. Marсh 1. P. 89–102.
5. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты – XXI век, 2004. 496 с.
6. Никитин А. А. Художественная одаренность. Москва: Классика-XXI, 2010. 176 с.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект; Трикста, 2008. 399 с.
8. Сухачева Э. А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 205–207.
9. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. Москва, Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 212 с.
10. Щербинина О. С. Социальное развитие одаренных детей как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. II. № 3. С. 44–47.
11. Arsic А. А. Achievement identification and evaluation of musically gifted children in lower music school // Research in Pedagogy. 2016. Vol. 6, № 1. P. 13–26.
12. Szymanski T., Shaff Th. «Teacher Perspectives Regarding Gifted Diverse Students» // Gifted Children. 2013. Vol. 6. Iss. 1. Article 1. P. 27.
13. Tolbert K. An Elusive Musical Gift Could Be at Children's Fingertips // Washington Post Staff Writer Monday. 2009. July 27.
14. Тагильцева Н. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза в работе с художественно одаренными детьми // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 217–219.
15. Tagiltseva N. G. The development of creative activity for children and youth: a kindergarden, school, hight school // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С. 42–45.
16. Davis G., Rimm S. Education of the gifted and talented (5th ed.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. Boston, 2004.
17. Савченко С. Л., Федоров О. Г., Шаталовская И. В. Проблемы организации работы с одаренными детьми и их семьями // Социальные отношения. 2012. № 2 (5). С. 71–84.
18. Павлова Н. С. Критические периоды и кризисы в развитии музыкально одаренных детей // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 23–28.
19. Колодий Н. В. Структурно-функциональная модель управления развитием детской одаренности в условиях школы-интерната для одаренных детей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 16. С. 203–208.
20. Турсунбаев С. У., Ветров Ю. П. Подготовка педагогических кадров к реализации региональной модели выявления, развития и поддержки одаренных детей // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 43–45.
Рецензия
Для цитирования:
Тагильцева Н.Г., Матвеева Л.В., Бызова М.А. Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей. Образование и наука. 2019;21(3):106-124. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-106-124
For citation:
Tagiltseva N.G., Matveyeva L.V., Byzova М.А. Personally-oriented models of development of musically gifted children. The Education and science journal. 2019;21(3):106-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-106-124