Личностно ориентированные модели развития музыкально одаренных детей
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-106-124
Resumen
Введение. Повышение национальной конкурентоспособности зависит от многих факторов, но в первую очередь от качества человеческого капитала. Одна из приоритетных задач, которую ставит государство перед системой образования, – поиск и поддержка одаренных детей и подростков: создание условий для их продуктивного обучения, полноценного воспитания и оптимального развития их способностей, обеспечивающих дальнейшую максимальную самореализацию. Однако выполнение данных требований сегодня реально лишь в мегаполисах, крупных областных центрах, но не в малых городах, которые не обладают достаточными ресурсами и средой, способствующей раскрытию потенциала каждого одаренного ребенка, особенно если речь идет о художественном даровании. Отсутствие высококвалифицированных педагогов и культурной индустрии, слабая вовлеченность в культурную жизнь (невозможность посещения концертов, театральных представлений, выставок и т. д.), весьма ограниченный доступ к участию в творческих соревнованиях, олимпиадах, конкурсах – все это отрицательно влияет на мотивацию к занятиям художественной деятельностью и может привести к серьезным личностным кризисам и угасанию таланта.
Цель публикации – раскрыть содержание возможных вариантов работы с музыкально одаренными детьми, сталкивающимися с проблемами, блокирующими их творческое развитие.
Методология и методы. Исследование базировалось на личностно ориентированном и системном подходах к образованию одаренного ребенка. Работа осуществлялась с опорой на идеи отечественных и зарубежных исследователей о комплексной педагогической поддержке талантливых детей, имеющих проблемы в общем и культурном развитии. Использовались методы теоретического анализа научных и научно-методических источников, сравнительного анализа результатов практической деятельности, обобщения, устных и письменных опросов, моделирования.
Результаты и научная новизна. Выявлены наиболее часто встречающиеся трудности развития одаренных детей, проживающих в малых городах: отсутствие стимулов к обучению и творческому самосовершенствованию; невысокий уровень общей культуры; некомфортная атмосфера в семье, выражающаяся чаще всего в невнимательном отношении родителей к интересам и способностям ребенка. Для устранения причин неуспешности одаренных детей в обучении на базе Уральского музыкального колледжа совместно с детскими школами искусств Свердловской области были разработаны и апробированы модели социально-педагогического сопровождения таких обучающихся. Согласно классификации проблем в развитии одаренных детей предложены три типа личностно ориентированных моделей: 1) активизирующая мотивацию к творческой деятельности, 2) расширяющая культурный кругозор, 3) способствующая созданию условий для творческого развития ребенка в семье. Реализация каждой из моделей предполагала тесное взаимодействие сотрудников специализированного центра по работе с музыкально одаренными детьми, функционирующего при музыкальном колледже, педагогов детских музыкальных школ, учителей общеобразовательных учреждений малого города, детей и их родителей. Выделены ведущие виды совместной деятельности, способствующие решению задач, сформулированных в рамках каждой модели: концертно-исполнительская, культурно-просветительская и аналитическая (фиксация и рефлексия результатов творческого развития).
Практическая значимость. Экспериментальная проверка описанных в статье моделей управления процессом развития музыкально одаренных учащихся доказала эффективность и возможность как целостного, так и частичного использования их компонентов в российских школах.
De los autores
Н. ТагильцеваRussian Federation
Л. Матвеева
Russian Federation
М. Бызова
Russian Federation
Referencias
1. Fredricks J. A., Alfeld C., Eccles J. Developing and fostering passion in academic and nonacademic domains // The Gifted Child Quarterly. 2010. № 54 (1). P. 18–38.
2. Drummond J. Re-thinking western art music: A perspective shift for music educators // International Journal of Music Education: Research Practice. 2010. № 28 (2). P. 117–126.
3. Preckel F., Goetz T., Frenzel A. Ability grouping of gifted students: Effects on academ6ic self6concept and boredom // British Journal of Educational Psychology. 2010. Vol. 80. P. 451–472. DOI: 10.1348/000709909X480716.
4. Stollery P., McPhee A. Some perspectives on musical gift and musical intelligence. Cambridge University Press. 2002. Marсh 1. P. 89–102.
5. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. Москва: Таланты – XXI век, 2004. 496 с.
6. Никитин А. А. Художественная одаренность. Москва: Классика-XXI, 2010. 176 с.
7. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для студентов вузов. Москва: Академический проект; Трикста, 2008. 399 с.
8. Сухачева Э. А. Роль образовательной среды в развитии детской музыкальной одаренности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 6. С. 205–207.
9. Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. Москва, Обнинск: ИГ-СОЦИН, 2008. 212 с.
10. Щербинина О. С. Социальное развитие одаренных детей как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2013. Т. II. № 3. С. 44–47.
11. Arsic А. А. Achievement identification and evaluation of musically gifted children in lower music school // Research in Pedagogy. 2016. Vol. 6, № 1. P. 13–26.
12. Szymanski T., Shaff Th. «Teacher Perspectives Regarding Gifted Diverse Students» // Gifted Children. 2013. Vol. 6. Iss. 1. Article 1. P. 27.
13. Tolbert K. An Elusive Musical Gift Could Be at Children's Fingertips // Washington Post Staff Writer Monday. 2009. July 27.
14. Тагильцева Н. Г. Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения, школы и вуза в работе с художественно одаренными детьми // Мир науки, культуры, образования. 2013. № 3 (40). С. 217–219.
15. Tagiltseva N. G. The development of creative activity for children and youth: a kindergarden, school, hight school // Инновационные проекты и программы в образовании. 2012. № 2. С. 42–45.
16. Davis G., Rimm S. Education of the gifted and talented (5th ed.). Needham Heights, MA: Allyn & Bacon. Boston, 2004.
17. Савченко С. Л., Федоров О. Г., Шаталовская И. В. Проблемы организации работы с одаренными детьми и их семьями // Социальные отношения. 2012. № 2 (5). С. 71–84.
18. Павлова Н. С. Критические периоды и кризисы в развитии музыкально одаренных детей // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. 2017. № 1 (10). С. 23–28.
19. Колодий Н. В. Структурно-функциональная модель управления развитием детской одаренности в условиях школы-интерната для одаренных детей // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006. № 16. С. 203–208.
20. Турсунбаев С. У., Ветров Ю. П. Подготовка педагогических кадров к реализации региональной модели выявления, развития и поддержки одаренных детей // Глобальный научный потенциал. 2015. № 11 (56). С. 43–45.
Recensión
Para cita:
Tagiltseva N.G., Matveyeva L.V., Byzova М.А. Personally-oriented models of development of musically gifted children. The Education and science journal. 2019;21(3):106-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-3-106-124