ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ КОНФЛИКТУЮЩИХ РЕАЛЬНОСТЕЙ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87
Resumen
В статье говорится об особенностях профессиональной идентичности в контексте социально обусловленных конфликтующих реальностей. Важное значение в становлении данной идентичности имеет социальное положение личности в системе отношений. Поэтому авторами было предпринято исследование профессионального самоопределения студентов в зависимости от их социометрического статуса в учебной группе. При этом межличностные отношения рассматривались в качестве конфликтогенов, порождающих конфликтующие реальности профессионального самоопределения студентов.
Теоретической основой исследования выступила концепция профессионального становления личности, смыслообразующим фактором этого процесса стало самоопределение человека в ситуациях конфликтующих реальностей. При построении методики исследования использовались диагностика профессиональной идентичности и методы социометрии.
Обобщение и анализ полученных эмпирических данных позволили выявить различия в степени выраженности компонентов профессиональной идентичности студентов в зависимости от их статуса в учебной группе. Важным результатом исследования стала установленная закономерность, что межличностные отношения в процессе обучения порождают конфликтующие реальности профессионального самоопределения, которые отражаются в изменениях профессиональной идентичности.
Результаты исследования могут быть использованы для организации психологического содействия успешному профессиональному становлению личности.
De los autores
Э. ЗеерRussian Federation
М. Кормильцева
Russian Federation
Referencias
1. Григорович И. Е. Особенности профессиональной идентичности разностатусных студентов различных курсов обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2009. 22 с.
2. Озерина А. А. Разработка опросника диагностики профессиональной идентичности студентов // Изв. Дагестан. гос. пед. ун-та. 2011. No 2 (15). С. 17–25. [Электрон. ресурс]. URL: http:// izvdgpu. ru/phocadownload/pp_2011_2. pdf.
3. Соболева (Аринушкина) Н. С. Социально-психологические характеристики идентичности учащейся молодежи: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006. 22 с.
4. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. М.: Моск. психол.- соц. ин-т, 2007. 128 с.
Recensión
Para cita:
Zeyer E.F., Kormiltseva M.V. Students’ Professional Self-Determination in the Context of the Socially Conditioned Conflicting Realities. The Education and science journal. 2012;1(10):79-87. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2012-10-79-87