Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Модель фундаментальной химической подготовки бакалавров технико-технологических направлений в условиях смешанного обучения

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-72-92

Аннотация

Введение. Ядро технического знания составляют фундаментальные математические, физические и химические знания, необходимые для создания и совершенствования приборов, материалов и технологий, грамотного осуществления производственных операций и применения различных химических веществ в промышленной сфере с учетом их влияния на окружающую среду и организм человека. Изучение основ химии, с которыми будущие инженеры обычно знакомятся на младших курсах университета, играет важную роль в формировании не только химической компетенции, но и компонентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Однако анализ образовательной практики показывает несоответствие уровня химической подготовки выпускников вузов современным квалификационным требованиям, предъявляемым к профессии инженера.

Цель публикации - рассмотреть один из вариантов повышения качества химического образования бакалавров технико-технологических специальностей посредством смешанного обучения в информационно-деятельностной образовательной среде (ИДОС).

Методология и методики. Исследование выполнялось с опорой на многоуровневую методологию, включающую диалектические принципы, категории и закономерности теории познания, идеи системного, личностно-ориентированного, интегративного, технологического, компетентностного, информационно-деятельностного и средового подходов. Задействовались методы сравнительного анализа и концептуального моделирования. Оценка результатов педагогического эксперимента осуществлялась с помощью методики диагностики рефлексивных умений и метода медианы; на основе компонентного анализа сформированных компетенций рассчитывался коэффициент системности знаний.

Результаты и научная новизна. Разработана концепция и структурнофункциональная модель фундаментальной химической подготовки бакалавров в ИДОС смешанного обучения. В данной модели, объединяющей в целостную систему взаимосвязанные целевой, содержательный, организационно-управленческий, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный блоки, аккумулируются достижения в области электронного обучения и предусмотрено освоение предметного, методологического инвариантов и вариативного компонента учебной программы, составляющих в совокупности фундаментальную химическую подготовку. Электронный обучающий курс позволяет благодаря использованию технологий видеоконференцсвязи и Web 2.0 гибко рационально сочетать аудиторную и самостоятельную работу студентов, модернизировать лекционные и практические занятия. Современные педагогические проектные технологии, поступательное развитие критического мышления и последовательное введение в лабораторный химический практикум элементов исследовательской деятельности способствуют позитивной динамике качества приобретаемых бакалаврами знаний, умений и навыков. Проводившаяся в Сибирском федеральном университете с 2015 по2018 г. апробация описанной в статье модели подтверждает ее эффективность.

Практическая значимость. Проекция на вузовскую практику изложенных автором теоретико-методологических основ фундаментальной химической подготовки бакалавров, обучающихся по широкому спектру программ технико-технологических направлений, может значительно улучшить результативность получаемого профессионального образования и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

Об авторе

Н. М. Вострикова
Сибирский федеральный университет
Россия

Вострикова Наталья Михайловна - кандидат технических наук, доцент кафедры фундаментального естественнонаучного образования Института цветных металлов и материаловедения 

Красноярск




Список литературы

1. Рыбакина Н. А. Образовательная компетенция: сущность и педагогическая модель формирования в контексте непрерывного образования // Образование и наука. 2018. Т. 20, № 5. С. 32-55. DOI: 10.17853/1994-5639-2018-5-32-55

2. Ершова О. В., Чупрова Л. В. Теоретические аспекты проблемы качества химической подготовки студентов технического университета // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 3 (22). С. 82-85.

3. Вострикова Н. М., Безрукова Н. П. О введении методологических знаний в фундаментальную подготовку бакалавров - будущих инженеров // Высшее образование сегодня. 2014. № 2. С. 19-24.

4. Хайбрахманова Д. Ф., Сечина Г. Л. Технология совершенствования форм организации учебной деятельности в системе подготовки специалистов технического вуза // Современные проблемы науки и образования. 2006. № 1 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=116 (дата обращения: 03.10.2018)

5. Вострикова Н. М. Возможности модели смешанного обучения в химической подготовке будущих бакалавров металлургического направления // Открытое и дистанционное образование. 2018. № 1 (69). C. 5-11. DOI: 10.17223/16095944/69/1.

6. Безрукова Н. П. Современные информационно-коммуникационные технологии в обучении химическим дисциплинам в высшей школе. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева, 2016. 148 с.

7. Егорова Г. И. Проектирование процесса интеллектуального развития бакалавров в условиях технического вуза // Академия профессионального образования. 2016. № 5 (59). С. 28-35.

8. Гавронская Ю. Ю. Средовый подход к построению интерактивного обучения специальным химическим дисциплинам студентов педагогического вуза // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. Т. 8, № 38. С. 171-185.

9. Иртуганова Э. А., Сопин В. Ф., Гармонов С. Ю. Компетентностный подход к процессу изучения химических дисциплин как один из путей повышения качества высшего профессионального образования // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 16. С. 286-291.

10. Вострикова Н. М., Безрукова Н. П. Компьютерные тренажеры в организации самостоятельной работы студентов при изучении химических дисциплин // Химическая технология. 2009. Т. 10, № 10. С. 635-639.

11. Князева Е. М., ЮрмазоваТ. А., Муратова Е. А. Использование тестовых технологий в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: -http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=8833 (дата обращения: 19.08.2018).

12. Балашова О. М., Курдюмов Г. М., Лобанова В. Г., Церевитинова Т. С., Чернова О. П. Компьютерные программы для дистанционного обучения химическим дисциплинам // Известия высших учебных заведений. Серия: Химия и химическая технология. 2010. Т. 53, № 8. С. 133-135.

13. Безрукова Н. П. К вопросу о повышении качества обучения химическим дисциплинам в вузе // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2006. № 11. С. 380-385.

14. Терюшева С. А. Особенности применения виртуальных лабораторий в учебном процессе технического вуза по химии // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2017. № 1 (39). С. 153-161.

15. Кольцова Э. М., Сиплатова Е. А., Филиппова Е. Б. Особенности разработки виртуального лабораторного практикума по неорганической химии // Информационные ресурсы России. 2015. № 3. С. 33-36.

16. Agustian H. Y., Seery M. K. Reasserting the role of pre-laboratory activities in chemistry education: a proposed framework for their design // Chemistry Education Research and Practice. 2017. Vol. 18. Iss. 4. P. 518-532. DOI: 10.1039/C7RP00140A

17. Teo T. W., Tan K. C. D., Yan Y. K., Teo Y. C., Yeo L. W. How flip teaching supports undergraduate chemistry laboratory learning // Chemistry Education Research and Practice. 2014. Vol. 15. Iss. 4. P. 550-567. DOI: 10.1039/C4RP00003J

18. Elsen M., Visser-Wijnveen G. J., van der Rijst R. M., van Dri- el J. H. How to strengthen the connection between research and teaching in Undergraduate University Education // Higher Education Quarterly. 2009. Vol. 63. Iss. 1. P. 64-85. DOI: 10.1111/j.1468-2273.2008.00411.x

19. Вострикова H. M., Безрукова H. П. О содержании фундаментальной химической подготовки бакалавров технико-технологических направлений в современных условиях // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 7. С. 183-188.

20. Безрукова Н. П. Теоретико-методологические аспекты модернизации обучения аналитической химии в высшей школе // Вестник Красноярского государственного аграрного университета. 2006. № 10. С. 384-389.

21. Безрукова Н. П., Безруков А. А., Нейверт Ю. В. Информационно-деятельностный подход к развитию информационной компетенции студентов магистерских программ естественно-научного цикла педагогического образования // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 4/1. С. 35-39.

22. Вострикова Н. М., Безрукова Н. П. К вопросу о современной образовательной среде химической подготовки студентов - будущих инженеров горно-металлургической отрасли // Химическая технология. 2016. Т. 17, № 2. С. 89-96.

23. Weaver G. C., Sturtevant H. G. Design, implementation, and evaluation of a flipped format general chemistry course // Journal of Chemical Education. 2015. Vol. 92. Iss. 9. Р. 1437-1448. DOI:10.1021/acs.jchemed.5b00316

24. Mooring S. R., Mitchell C. E., Burrows N. L. Evaluation of a flipped, large-enrollment organic chemistry course on student attitude and achievement // Journal of Chemical Education. 2016. Vol. 93. P. 1972-1983. DOI: 10.1021/acs.jchemed.6b00367

25. Вострикова H. M., Безрукова H. П. Учебные химические тексты как средство развития критического мышления студентов - будущих металлургов // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 8. С. 342-348.

26. Vostrikova N. M. Potential of Technology of Critical Thinking Development for Upgrading University Lecture Course of Chemistry // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2012. T. 5, № 7. P. 1046-1055.

27. Безрукова H. П., Вострикова H. M., Безруков А. А. Современная лекция по естественнонаучной дисциплине - какой ей быть? // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 3 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=24591 (дата обращения: 03.10.2018).


Рецензия

Для цитирования:


Вострикова Н.М. Модель фундаментальной химической подготовки бакалавров технико-технологических направлений в условиях смешанного обучения. Образование и наука. 2019;21(6):72-92. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-72-92

For citation:


Vostrikova N.M. The Model of Fundamental Chemical Training of Bachelors of Technical and Technological Directions in the Conditions of Blended Learning. The Education and science journal. 2019;21(6):72-92. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-72-92

Просмотров: 940


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)