ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ОБРАЗОВАНИЯ 
Введение. Замещение в образовании знаниевой парадигмы практико-ориентированной актуализирует проблемы измерения результатов обучения, для определения которых прежний методический арсенал малопригоден. В настоящее время эталонной системы точной оценки качества освоения учебных программ, ориентированных на компетентностную концепцию образования, не существует. Критерии и материалы для текущего, промежуточного и итогового контроля нередко разрабатываются образовательными организациями разных образовательных уровней самостоятельно. Такая ситуация порождает вопросы о научной обоснованности и валидности диагностического инструментария и о готовности преподавателей к осуществлению контрольно-оценочной деятельности в новых условиях.
Цель изложенной в статье работы состояла в изучении особенностей использования современными педагогами методов оценки, устанавливающих уровень сформированности компетенций у обучающихся общеобразовательной школы и студентов учреждений среднего профессионального и высшего образования.
Методология и методики. Ретроспективное теоретико-эмпирическое исследование выполнялось с опорой на предложенную И. Н. Емельяновой типологию оценочных средств, согласно которой методы оценки соответствуют критериям интеллектуальной или деятельностной активности и подразделяются на репродуктивные, продуктивные, активные и интерактивные. Посредством планомерных пролонгированных анкетных опросов (в2013 г. n = 50; в2014 г. n = 89; в2015 г. n = 351; в 2016 / 17 гг. n = 612 респондентов) проанализированы специфика и динамика применения педагогами разных ступеней образования дидактических средств контроля приобретаемых обучающимися знаний и умений.
Результаты и научная новизна. Констатируется общая положительная тенденция распространения активных методов, фиксирующих результаты обучения. Выстроен рейтинг востребованных и непопулярных в дифференцированной педагогической среде дидактических технологий. Учителя начальной школы чаще всего прибегают к игровым имитационным ситуациям; педагоги среднего и старшего звена школы - к проблемным ситуациям; преподаватели профессиональных училищ - к организационно-деятельностным играм; в вузах предпочтение отдается дискуссиям. Однако наряду с позитивной динамикой привлечения активных методов для оценки обучения отмечается их несистемное использование. Выявлены и другие слабые места в организации проверки достижений обучающихся. На всех образовательных уровнях по-прежнему преобладают репродуктивные методики и остаются невостребованными интерактивные методы диагностики: в среднем 66% респондентов, участвующих в анкетировании, никогда не применяли в своей практике оценочные способы и средства данной группы, что, безусловно, является сдерживающим фактором реализации практико-ориентированного подхода к обучению. Сделан вывод о неудовлетворительной готовности педагогов к адекватному определению успешности освоения учащимися содержания образовательных программ и пробелов в их подготовке по критериям, заданным требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Практическая значимость. Обсуждение приоритетов преподавателей в выборе средств измерения результатов обучения и вскрытие причин, препятствующих максимальному использованию ресурсов современных методов оценки, стимулирует поиск путей оптимизации системы диагностики реального качества обучения.
Введение. Познание окружающего мира - одна из главнейших потребностей человека. В связи с мировыми трендами постиндустриальной эпохи: преобладанием в экономике инновационного сектора, поступательным нарастанием интенсивности информационных потоков и темпов распространения высоких технологий, стремительным развитием науки и индустрии знаний, быстро меняющимися и ужесточающимися требованиями к профессионализму, квалификации и креативности специалистов независимо от сферы занятости - первостепенное значение для каждого представителя социума приобретают индивидуальные умения постоянно учиться и самообучаться. Очевидно, что важнейшей задачей системы образования становятся структурирование и совершенствование у обучающихся способов мышления, среди которых особую роль играет рефлексия. Однако результаты обучения по-прежнему определяются уровнем развития легко измеряемых операциональных навыков и когнитивных качеств (памяти, внимания, логики), в которых рефлексия присутствует лишь частично. Рефлексивные способности как механизм и инструмент познания, помогающие личности понять себя, осмыслить собственные чувства, действия, поступки и усложняющиеся внешние реалии, в большинстве случаев остаются неучтенными в учебном процессе и при подведении его итогов.
Цель публикации состоит в обосновании необходимости формировать у обучающихся рефлексивные навыки познания, используя для этого в повседневной педагогической практике сочетание феноменологического и герменевтического методов.
Методология и методы. Работа выполнена с установками на ключевые положения современных версий антропологического и феноменологического подходов к образованию и, прежде всего, на идею его «человекоразмерности», подразумевающую антропологический взгляд на обучающегося. В ходе исследования активно задействовались методы системного и сравнительного анализа, интерпретации, синтеза и моделирования.
Результаты и научная новизна. Обозначены линейно-классический и неоклассический типы познавательных моделей с соответствующими им принципиально разными - объяснительно-иллюстративными и активно-поисковыми - методами, к которым прибегают педагоги во время занятий. Доказываются преимущества феноменологической педагогики: ее центральной категорией выступает феномен - смысл каких-либо явлений или процессов, через постижение которого происходит обогащение личностного опыта. В рамках феноменологического подхода обучающийся рассматривается как живой, постоянно изменяющийся субъект собственного личностного становления и развития, а процесс познания - как последовательность актов понимания и их осмысления при тесном взаимодействии ученика и учителя. Аккумулированию опыта познания, обретению учащимися ценностных ориентиров содействуют рефлексивные процессы, структурирующие знание, благоприятствующие выработке индивидуальной стратегии и тактики поведения. Образовательные практики, опирающиеся на способы целостного развития рефлексивных познавательных способностей индивида в контексте его жизнедеятельности, получили называние антропопрактик, предметом которых является «человеческое» в человеке, а результатом - его самоопределение. Сопоставлены характеристики двух ведущих методов познания - феноменологического и герменевтического, показаны их сходство и различие, продемонстрированы возможные варианты применения. Сделан вывод о целесообразности объединения в образовательной деятельности феноменологического подхода с элементами герменевтики.
Практическая значимость. Описанные в статье средства феноменологической герменевтики становятся особенно актуальными в условиях цифровизации и компьютеризации педагогического общения: их использование позволяет нивелировать издержки технических методов обучения посредством реального сотрудничества педагога и обучающегося через диалог, событийность процесса познания, переживание, интерпретацию и рефлексию изучаемого предмета.
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ 
Введение. Важным критерием успешности профессиональной подготовки является востребованность выпускников образовательных организаций на рынке труда. Для того чтобы оптимально скоординировать воспроизводство необходимых кадров с нуждами экономики, Министерство образования и науки РФ, опираясь на прогнозы развития регионов, ежегодно устанавливало контрольные цифры приема (КЦП) в вузы. Однако в последние годы процедуры регулирования численности студентов стали осуществляться по результатам межвузовского конкурса: бюджетные места выделяются учебным заведениям исходя из рейтинга их эффективности, т. е. без учета динамики локальных рынков труда. Если аспекты и проблемы согласования КЦП с действительными потребностями в кадровом обеспечении достаточно полно освещены в научных источниках, то новый вариант квотирования бюджетных мест в высшей школе изучен пока фрагментарно.
Цель статьи - детально рассмотреть механизм конкурсного распределения КЦП на примере его использования в высших образовательных учреждениях, реализующих программы бакалавриата и специалитета по направлению «Образование и педагогические науки».
Методология и методы. Работа базировалась на методологии комплексного исследования, включающей методы сравнительного и статистического анализа данных, систематизацию и обобщение.
Результаты и научная новизна. Показано, что в настоящее время процесс распределения КЦП генерируется в соответствии с официальной методикой конкурсного отбора вузов. Вместе с тем доказывается, что ни один из применяемых в расчетах индикаторов эффективности деятельности учебных учреждений статистически не связан с итогами конкурса. Главная причина неспособности избранного инструментария корректно ранжировать образовательные организации по уровню успешности - изначально заложенные в алгоритмах оценки эффективности их деятельности грубые методические и математические ошибки. Вследствие этого количество бюджетных мест, выделяемых каждому отдельному вузу, в значительной мере обусловлено случайностью, а результаты конкурсного распределения КЦП зависят лишь от отраслевой принадлежности учебных организаций. Повсеместное воплощение идеи квотирования бюджетного обучения по показателям межвузовского конкурса неизбежно обострит проблему диспропорции между территориальной подготовкой кадров и спросом на них в регионах. Из-за невысокой мобильности выпускников российской высшей школы и сокращения контингента провинциальных вузов-аутсайдеров в местах их расположения предсказуемо возникнет дефицит молодых специалистов, а в регионах (преимущественно столичных), где находятся учебные заведения, победившие в конкурсе, наоборот, появится кадровый переизбыток. Сформулированы предложения по исправлению складывающейся негативной социально-экономической ситуации.
Практическая значимость. Авторы надеются, что выводы предпринятого ими исследования инициируют конструктивную дискуссию в профессиональной среде по поводу прямолинейной проекции результатов мониторинга эффективности вузов на решение о квотах КЦП и в отношении целесообразности проведения такого конкурса в целом или, по крайней мере, позволят скорректировать методику распределения контрольных цифр приема в вузы.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ 
Введение. Ядро технического знания составляют фундаментальные математические, физические и химические знания, необходимые для создания и совершенствования приборов, материалов и технологий, грамотного осуществления производственных операций и применения различных химических веществ в промышленной сфере с учетом их влияния на окружающую среду и организм человека. Изучение основ химии, с которыми будущие инженеры обычно знакомятся на младших курсах университета, играет важную роль в формировании не только химической компетенции, но и компонентов общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций. Однако анализ образовательной практики показывает несоответствие уровня химической подготовки выпускников вузов современным квалификационным требованиям, предъявляемым к профессии инженера.
Цель публикации - рассмотреть один из вариантов повышения качества химического образования бакалавров технико-технологических специальностей посредством смешанного обучения в информационно-деятельностной образовательной среде (ИДОС).
Методология и методики. Исследование выполнялось с опорой на многоуровневую методологию, включающую диалектические принципы, категории и закономерности теории познания, идеи системного, личностно-ориентированного, интегративного, технологического, компетентностного, информационно-деятельностного и средового подходов. Задействовались методы сравнительного анализа и концептуального моделирования. Оценка результатов педагогического эксперимента осуществлялась с помощью методики диагностики рефлексивных умений и метода медианы; на основе компонентного анализа сформированных компетенций рассчитывался коэффициент системности знаний.
Результаты и научная новизна. Разработана концепция и структурнофункциональная модель фундаментальной химической подготовки бакалавров в ИДОС смешанного обучения. В данной модели, объединяющей в целостную систему взаимосвязанные целевой, содержательный, организационно-управленческий, процессуально-деятельностный и результативно-оценочный блоки, аккумулируются достижения в области электронного обучения и предусмотрено освоение предметного, методологического инвариантов и вариативного компонента учебной программы, составляющих в совокупности фундаментальную химическую подготовку. Электронный обучающий курс позволяет благодаря использованию технологий видеоконференцсвязи и Web 2.0 гибко рационально сочетать аудиторную и самостоятельную работу студентов, модернизировать лекционные и практические занятия. Современные педагогические проектные технологии, поступательное развитие критического мышления и последовательное введение в лабораторный химический практикум элементов исследовательской деятельности способствуют позитивной динамике качества приобретаемых бакалаврами знаний, умений и навыков. Проводившаяся в Сибирском федеральном университете с 2015 по2018 г. апробация описанной в статье модели подтверждает ее эффективность.
Практическая значимость. Проекция на вузовскую практику изложенных автором теоретико-методологических основ фундаментальной химической подготовки бакалавров, обучающихся по широкому спектру программ технико-технологических направлений, может значительно улучшить результативность получаемого профессионального образования и повысить конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
Введение. Переход к постиндустриальному социально-экономическому укладу и информационному обществу обусловил кризис образования, который является общим для мирового пространства. Динамичное развитие высоких технологий и быстрое устаревание знаний существенно сократили жизненный цикл профессий, вызывали глубокие структурные изменения в сфере занятости. Потребность экономики в работниках с качественно новыми квалификационными характеристиками: мобильных, владеющих метапрофессиональными компетенциями, способных решать комплексные профессиональные проблемы и готовых к инновационной деятельности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня - породила необходимость существенного обновления системы профессиональной подготовки и ее перестройки для создания условий реализации формулы «обучение в течение всей жизни». Решение проблем образования начинается с квалитативной подготовки педагогов, поскольку от уровня их компетентности в первую очередь зависят качества будущего профессионала - выпускника учебной организации.
Цель статьи - определить стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования и подготовки для него квалифицированных педагогических кадров.
Методология и методы. Ведущими методами в исследовании были теоретико-методологический анализ и обобщение содержания научной литературы, а также гипотетико-индуктивный метод. Работа осуществлялась на основе принципа конвергенции, которая, детерминируя междисциплинарные и над- профессиональные связи, выступает фактором проектирования и утверждения в профессиологии нового феномена - транспрофессионализма, описанного авторами с опорой на процессный и проектный подходы.
Результаты и научная новизна. Рассмотрены тенденции и направления развития профессионального образования. Обозначен его системообразующий фактор - глубокая интеграция всех его процессов и подсистем (предпрофессиональной подготовки - среднего специального образования - вузов - послевузовского обучения), целостность которых обеспечивается преемственностью и опережающим образованием. Обоснована концепция транспрофессионализма и конвергенции в многопрофильной подготовке специалистов. Охарактеризованы базирующиеся на данной концепции образовательные программы нового типа. Сконструирована логико-смысловая модель современного специалиста, которая может служить эмпирической основой при проектировании профессионально-образовательной платформы, интегрирующей социо-гуманитарные и естественно-научные дисциплины и связанные с ними инновационные технологии подготовки педагогов для системы непрерывного профессионального обучения. Сформулированы стратегические ориентиры для реализации такой подготовки - стратегии транспрофессиональности, кооперации / коллаборации, опережающего, высокоскоростного образования, цифровой трансформации.
Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны для специалистов в области профессионального образования, руководителей образовательных организаций при выработке и принятии управленческих решений и при организации процесса профессиональной подготовки педагогических кадров.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
. Введение. В современном обществе растет запрос на распространение просоциальных практик, среди которых ведущая роль отводится волонтерскому движению. В связи с этим актуальной педагогической задачей становится воспитание просоциальной личности - субъекта, деятельность которого ориентирована на безвозмездное служение обществу и обусловлена альтруистическими мотивами. Таким потенциальным субъектом является прежде всего студенчество как особая социальная группа, характеризующаяся наибольшей степенью гражданской активности, стремлением к самоорганизации и самореализации в различных сферах жизни.
Цели представленного в статье исследования - выявить и проанализировать отношение в молодежной среде к различным видам волонтерства; обосновать необходимость поддержки и развития волонтерского движения как одного из главных условий безопасного и устойчивого существования социума.
Методология и методы. Работа базировалась на личностном и социальнокогнитивном подходах к процессу воспитания нового поколения, а также на ключевых положениях теории социальной безопасности. В качестве инструментария сбора информации применялись методы фокус-группового исследования, интервью, анкетирования и интернет-опроса. Полученные данные обобщались и обрабатывались с помощью качественных и количественных методов анализа, в том числе контент-анализа, анализа процентных соотношений, корреляционного анализа с применением коэффициента Пирсона и факторного анализа (метода главньгх компонент, варимакс-вращения). Расчеты производились с использованием пакета статистических программ SPPS 17.
Результаты и научная новизна. Феномен волонтерства рассмотрен как важный фактор социальной солидарности и социального доверия и как форма безопасного просоциалъного поведения личности. На основе мнений респондентов, принявших участие в опросах, изучены и обобщены типичные представления учащейся молодежи о мотивации волонтера, его личностных качествах и условиях приобщения к различным волонтерским практикам. Составлен психологический портрет современного молодого человека, способного на добровольные бескорыстные поступки во благо других людей. Выделены три группы факторов формирования просоциалъного поведения в молодежной среде: социально-экологические, образовательно-гражданские, культурнорелигиозные. Виды волонтерства ранжированы по степени их влияния на социальное благополучие отдельных сограждан и общества в целом и по расположенности студентов заниматься той или иной добровольческой деятельностью. Обнаружены различия в оценках потенциала добровольческой деятельности и в распределении ее видов в зависимости от предпочтительности и важности, с точки зрения студенческой молодежи и государства. Несовпадение приоритетов, обозначенных участниками опроса, и направлений деятельности, декларируемых в Концепции развития добровольчества (волонтерства) до 2025 года, может быть связано с недостаточной осведомленностью студентов о волонтерских проектах либо указывает на существование рисков социализации молодых людей.
Практическая значимость. Проведенное исследование, с одной стороны, обогащает область знаний о сущности безопасного просоциалъного поведения личности, с другой - обладает практико-ориентированной значимостью, так как может служить основой для разработки способов психологопедагогического воздействия на формирование готовности человека к такому поведению, реализующемуся через добровольческую деятельность.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ 
Введение. Переоценка задач и результатов школьного иноязычного образования в нашей стране актуализировала роль эмоционально-ценностного компонента (ЭЦК) содержания иноязычных дисциплин, соблюдение критериев которого сегодня многие специалисты признают важнейшей предпосылкой эффективности освоения иностранных языков.
Цель статьи - дать научно обоснованный ответ на вопрос, существуют ли в действующем учебно-методическом комплексе (УМК) «Английский в фокусе» все надлежащие условия для реализации ЭЦК содержания иноязычного образования.
Методология и методы. В качестве базового методологического инструментария в работе выступал аксиологический подход к исследованию заявленной темы. Был задействован комплекс взаимодополняющих методов: теоретический системно-структурный и сравнительно-сопоставительный анализ; аналитический эксперимент - контент-анализ действующего УМК по английскому языку для общеобразовательной школы; конструктивный (созидательный) эксперимент (опытное обучение); метод и принципы наглядности (табличное и графическое представление информации); методы математической статистики.
Результаты и научная новизна. Доказывается, что включение ЭЦК в линейную структуру школьного предмета «Иностранный язык» способно обеспечить формирование целостной личности ученика с развитыми интеллектуальной, волевой и эмоционально-ценностной сферами. Практическая реализация данного компонента осуществляется через организацию работы учащихся с речевыми образцами, обладающими эмоционально-ценностным контекстом. Выделены показатели эмоциональной ценностности дидактического материала. Контент-анализ текстотеки УМК «Английский в фокусе» показал, что она не в полной мере отвечает требованиям к сверхфразовым единствам ЭЦК, призванным поддерживать должный уровень языковой подготовки и стимулировать овладение различными видами иноязычной речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письменной речью. Следовательно, нужна дополнительная методическая коррекция набора речевых образцов, чтобы на различных ступенях иноязычной подготовки создать благоприятные предпосылки для максимально полной эксплуатации ресурсов ЭЦК содержания школьной программы. Результаты опытного обучения иностранному языку с привлечением тщательно отобранных текстов средней и высокой степени эмоциональной ценностности и использование педагогами специальных приемов работы с ними, адекватных аксиологическому потенциалу речевых образцов, подтверждают целесообразность подобного подхода к построению учебно-воспитательного процесса. Аксиологическая ориентация учебного контента значительно увеличивает продуктивность речевой деятельности учащихся и способствует приобретению школьниками опыта эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Практическая значимость. Материалы, представленные в публикации, могут быть востребованы при внесении конструктивных изменений и дополнений в содержание и технологии иноязычного обучения в общеобразовательной школе.
КОНСУЛЬТАЦИИ 
Введение. Главное предназначение довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (ДОУ МО РФ): суворовских, нахимовских, президентских училищ и кадетских корпусов - заключается в воспитании выпускников, обладающих высокой мотивацией к военно-профессиональной деятельности и достаточно подготовленных к ней, в том числе в физическом отношении. Успешное выполнение поставленной задачи осложняется тем, что процесс физвоспитания в подобных организациях имеет общеобразовательную направленность, типичную для всей системы на школьной ступени обучения. Однако очевидно, что специфика миссии ДОУ МО РФ требует более интенсивных спортивных нагрузок, укрепляющих здоровье и повышающих выносливость воспитанников, с учетом их возрастных физиологических особенностей. В этой связи необходима разработка дополнительного к инвариантной части основной программы физической культуры вариативного методического блока, стимулирующего развитие двигательно-силовых умений, навыков и профессионально значимых качеств будущих военнослужащих.
Цель представленного в статье исследования состояла в формировании и научном обосновании внедрения в учебный процесс ДОУ МО РФ комплекса специализированных, соответствующих профилю образовательного учреждения средств физподготовки учащихся старших классов.
Методология и методики. Методологической базой поиска оптимальных способов решения проблемы профильного физического воспитания потенциальных офицеров на этапе их предпрофессионального становления послужили теория физической культуры и спорта, индивидуально-модульный подход к построению системы профессионально-прикладной физической подготовки, ее принципы и закономерности, концептуальные положения здоровьесбережения в подростковом и юношеском возрасте. В ходе работы изучались научно методические источники, нормативная и правовая база организации учебного процесса, вопросы его планирования и контроля всех форм и мероприятий физподготовки суворовцев, нахимовцев и кадет. Применялись методы опроса, педагогического наблюдения, анкетирования, методики входного и итогового тестирования выборки участников исследования, формирующий эксперимент, мониторинг, сравнительный анализ и систематизация показателей (зачетных оценок) спортивных достижений испытуемых. Экспериментальные данные обрабатывались методами математической статистики.
Результаты и научная новизна. С опорой на теоретический и статистический материал аналитического обзора, собранную в 17 ДОУ МО РФ (n = 607) эмпирическую фактологию и педагогический опыт произведена селекция средств физического воспитания контингента довузовских общевойсковых и военно-морских учебных заведений. Составлен перечень наиболее продуктивных из этих средств. Установлено количественное соотношение методов военно-прикладного профиля, положительно влияющих на систему физподготовки в 10-11-х классах. Экспериментальная проверка показала, что системное использование специальных упражнений военно-прикладной направленности существенно улучшает показатели физической подготовки воспитанников. Анализ анкетных опросов обучающихся до и после эксперимента выявил у них усиление морально-нравственной устойчивости, повышение интереса к военному делу и мотивации к изучению прикладного учебного материала, а также достоверное увеличение количества желающих продолжить свое обучение в вузах Минобороны России и связать свою дальнейшую жизнь с военной службой. Сформулированы предложения и практические рекомендации по целенаправленному внедрению в учебно-воспитательный процесс комплексов специализированных физических упражнений, а также элементов дисциплин военно-прикладных видов спорта.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при планировании и организации физического воспитания учащихся старших классов ДОУ МО РФ в качестве дополнительного программнометодического обеспечения начального этапа военно-прикладной физической подготовки будущих военных специалистов.
ISSN 2310-5828 (Online)