Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-93-121

Полный текст:

Аннотация

Введение. Переход к постиндустриальному социально-экономическому укладу и информационному обществу обусловил кризис образования, который является общим для мирового пространства. Динамичное развитие высоких технологий и быстрое устаревание знаний существенно сократили жизненный цикл профессий, вызывали глубокие структурные изменения в сфере занятости. Потребность экономики в работниках с качественно новыми квалификационными характеристиками: мобильных, владеющих метапрофессиональными компетенциями, способных решать комплексные профессиональные проблемы и готовых к инновационной деятельности не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня - породила необходимость существенного обновления системы профессиональной подготовки и ее перестройки для создания условий реализации формулы «обучение в течение всей жизни». Решение проблем образования начинается с квалитативной подготовки педагогов, поскольку от уровня их компетентности в первую очередь зависят качества будущего профессионала - выпускника учебной организации.

Цель статьи - определить стратегические ориентиры инновационного развития профессионального образования и подготовки для него квалифицированных педагогических кадров.

Методология и методы. Ведущими методами в исследовании были теоретико-методологический анализ и обобщение содержания научной литературы, а также гипотетико-индуктивный метод. Работа осуществлялась на основе принципа конвергенции, которая, детерминируя междисциплинарные и над- профессиональные связи, выступает фактором проектирования и утверждения в профессиологии нового феномена - транспрофессионализма, описанного авторами с опорой на процессный и проектный подходы.

Результаты и научная новизна. Рассмотрены тенденции и направления развития профессионального образования. Обозначен его системообразующий фактор - глубокая интеграция всех его процессов и подсистем (предпрофессиональной подготовки - среднего специального образования - вузов - послевузовского обучения), целостность которых обеспечивается преемственностью и опережающим образованием. Обоснована концепция транспрофессионализма и конвергенции в многопрофильной подготовке специалистов. Охарактеризованы базирующиеся на данной концепции образовательные программы нового типа. Сконструирована логико-смысловая модель современного специалиста, которая может служить эмпирической основой при проектировании профессионально-образовательной платформы, интегрирующей социо-гуманитарные и естественно-научные дисциплины и связанные с ними инновационные технологии подготовки педагогов для системы непрерывного профессионального обучения. Сформулированы стратегические ориентиры для реализации такой подготовки - стратегии транспрофессиональности, кооперации / коллаборации, опережающего, высокоскоростного образования, цифровой трансформации.

Практическая значимость. Материалы исследования могут быть полезны для специалистов в области профессионального образования, руководителей образовательных организаций при выработке и принятии управленческих решений и при организации процесса профессиональной подготовки педагогических кадров.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Зеер Эвальд Фридрихович - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии образования и профессионального развития 

Екатеринбург



В. С. Третьякова
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия

Третьякова Вера Степановна - доктор филологических наук, профессор кафедры психологии образования и профессионального развития 

Екатеринбург



В. И. Мирошниченко
Уральский государственный медицинский университет
Россия
Мирошниченко Василий Иванович - кандидат медицинских наук, доцент кафедры урологии


Список литературы

1. Краснова Г. А., Можаева Г. В., Полушкина Е. А. Развитие непрерывного профессионального образования за рубежом. Томск: Томский государственный университет, 2017. 238 с.

2. Barr H., Ford J., Grey R., Helm N., Hutchings M., Low H., Machin A., Reeves S. Interprofessional education Guidelines 2017 // Centre for the Advancement of interprofessional education (CAIPE). August 2017. Available from: https://www.caipe.org/resources/publications/caipe-publications/caipe-2017 (дата обращения: 06.03.2019).

3. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Blackwell Science Ltd MEDICAL EDUCATION. 2001. № 35 (9). P. 876-888.

4. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, interprofessionalism and transprofessionalism. 2005. Available from: http://www. atee2005. nl/download/papers

5. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships // The International Journal of Human Resource Management. 2019. Vol. 30. № 3. P. 457-478. Published online: 17 Jan 2017. Available from: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/09585192.2017.1281830

6. Сигаев С. Ю. Ключевые востребованные профессиональные навыки специалиста информационного общества // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. № 3. Москва: Академия социального управления, 2016. С. 607-615.

7. Баксанский О. Е. Конвергенция знаний, технологий и общества. Стратегические цели NBICS-конвергенции. Saarbrucken, Deutshland: Pal- marium Academic Publishing. 2016. 104 p.

8. Кастельс Э. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: пер. с англ. // под ред. О. И. Шкаратана. Москва: МГУ; ВШЭ. 2000. 608 с.

9. Ковальчук М. В. О развитии новых прорывных технологий: лекция в рамках «Недели науки Санкт-Петербургского политехнического университета», 21 августа 2016 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://pandoraopen.ru/2016-08-21/m-v-kovalchuk-o-razvitii-novyx-proryvnyx-texnologij/ (дата обращения: 10.02.2018).

10. Bainbridge W. S. Technological Determinism in Construction of an Online Society // Virtual Sociocultural Convergence. New York: Springer, P. 25-43. Available from: https://doi.org/10.1007/978-3-319-33020-4_2 (дата обращения: 10.02.2018).

11. Roco M., Bainbridge W. (eds). Converging Technologies for Improving Human Performance: Nanotechnology, Biotechnology, Information Technology and Cognitive // National Science Foundation June. 2002. Arlington, Virginia. Available from: http://www.wtec.org//NBIC_report.pdf (дата обращения: 10.02.2018).

12. Дорожкин E. M., Зеер Э. Ф., Шевченко В. Я. Научно-образовательная панорама модернизации подготовки педагогов непрерывного профессионального образования // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 1. С. 63-81 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2017-1-63-81 (дата обращения: 10.02.2018).

13. Зеер Э. Ф. Стратегические ориентиры модернизации профессионально-педагогического образования: дискуссионный диалог // Научный диалог. 2015. № 10 (46). С. 59-75.

14. Zeer E. F., Tretyakova V. S., M. V. Zinnatova, Zavodchikov D. P. , Bukovey T. D. Theoretical Methodological Basics for Studying of Transprofessionalism of a Subject of Socionomic Professions // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2018, 13 (1b): em76. DOI: 10.29333/ejac/102241 (дата обращения: 10.02.2018).

15. Третьяк В. П. Территориальные форсайты: опыт проведения, ожидания граждан и власти. Москва: Знание, 2015. 200 с.

16. Смирнов С. А. Форсайт: от прогноза к социальной инженерии // Вестник НГУЭУ. 2014. № 3. С. 10-30.

17. Асмолов А. Г., Шехтер Е. Д., Черноризов А. М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. 2017. № 4. С. 3-26.

18. Райхерт Т. Н. Обучение в интернете как способ приобретения профессиональных компетенций // Образование и наука в современных условиях: сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 12 марта 2017 г. Чебоксары: Интерактив плюс,С.179-182.

19. Захаров А. Б., Дудырев Ф. Ф., Капуза А. В., Ларина Г. С., Чиркина Т. А., Шабалин А. И. Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills: предварительные итоги и возможности масштабирования / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. Москва: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с.

20. Солдатова Г. У. Цифровая компетентность детей и взрослых: проблемы и перспективы: презентация // Фонд развития Интернет. Официальный сайт: http://www.fid.su/ [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://files.runet-id.com/2015/riw/presentations/23oct.riw15-next3-2—soldatova.pdf (дата обращения: 5.03.2019).

21. Галажинский Э. В. Точки присутствия. Ч. 2. // Слово ректору. Официальный сайт Томского государственного университета. 27 ноября, 2017 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.tsu.ru/university/rector_page/tochki-prisutstviya-chast-2/ (дата обращения: 12.02.2018).

22. Кондаков А. М. Цифровое образование для цифровой экономики // Семинар в Институте регионального развития Пензенской области при поддержке Министерства образования Пензенской области. Пенза, 25 сентября 2018 г. [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://mob-edu.ru/seminar-cifrovoe-obrazovanie-dlya-cifrovoj-ekonomiki-v-penze / (дата обращения: 06.03.2019).

23. Niemi H., Harju V., Vivitsou M., Viitanen K., Kuokkanen A. Digital Storytelling for 21st-Century Skills in Virtual Learning Environments // Creative Education. 2014. Vol. 5, № 9, May 26. P. 657-671. DOI: 10.4236/ce.2014.59078

24. Davies A., Fidler D., Gorbis M. Future Work Skills 2020. Palo Alto: Institute for the Future for University of Phoenix Research Institute, 2011. 19 p. Available from:http://www.iftf.org/uploads/media/SR-1382A_UP-RI_future_work_skills_sm.pdf (дата обращения: 6.03.2019).

25. Биктуганов Ю. И. Стратегия профессионального образования в Свердловской области // Профессиональное образование и рынок труда. 2013. № 1. С. 2-3.

26. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. 2016. № 11 (59). С. 387-399.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Третьякова В.С., Мирошниченко В.И. Стратегические ориентиры подготовки педагогических кадров для системы непрерывного профессионального образования. Образование и наука. 2019;21(6):93-121. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-93-121

For citation:


Zeer E.F., Tretyakova V.S., Miroshnichenko V.I. Strategic Directions of Pedagogical Personnel Training for the System of Continuing Vocational Education. The Education and science journal. 2019;21(6):93-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-93-121

Просмотров: 212


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)