Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Военно-прикладные средства физического воспитания в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны России

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-171-190

Полный текст:

Аннотация

Введение. Главное предназначение довузовских образовательных учреждений Министерства обороны Российской Федерации (ДОУ МО РФ): суворовских, нахимовских, президентских училищ и кадетских корпусов - заключается в воспитании выпускников, обладающих высокой мотивацией к военно-профессиональной деятельности и достаточно подготовленных к ней, в том числе в физическом отношении. Успешное выполнение поставленной задачи осложняется тем, что процесс физвоспитания в подобных организациях имеет общеобразовательную направленность, типичную для всей системы на школьной ступени обучения. Однако очевидно, что специфика миссии ДОУ МО РФ требует более интенсивных спортивных нагрузок, укрепляющих здоровье и повышающих выносливость воспитанников, с учетом их возрастных физиологических особенностей. В этой связи необходима разработка дополнительного к инвариантной части основной программы физической культуры вариативного методического блока, стимулирующего развитие двигательно-силовых умений, навыков и профессионально значимых качеств будущих военнослужащих.

Цель представленного в статье исследования состояла в формировании и научном обосновании внедрения в учебный процесс ДОУ МО РФ комплекса специализированных, соответствующих профилю образовательного учреждения средств физподготовки учащихся старших классов.

Методология и методики. Методологической базой поиска оптимальных способов решения проблемы профильного физического воспитания потенциальных офицеров на этапе их предпрофессионального становления послужили теория физической культуры и спорта, индивидуально-модульный подход к построению системы профессионально-прикладной физической подготовки, ее принципы и закономерности, концептуальные положения здоровьесбережения в подростковом и юношеском возрасте. В ходе работы изучались научно методические источники, нормативная и правовая база организации учебного процесса, вопросы его планирования и контроля всех форм и мероприятий физподготовки суворовцев, нахимовцев и кадет. Применялись методы опроса, педагогического наблюдения, анкетирования, методики входного и итогового тестирования выборки участников исследования, формирующий эксперимент, мониторинг, сравнительный анализ и систематизация показателей (зачетных оценок) спортивных достижений испытуемых. Экспериментальные данные обрабатывались методами математической статистики.

Результаты и научная новизна. С опорой на теоретический и статистический материал аналитического обзора, собранную в 17 ДОУ МО РФ (n = 607) эмпирическую фактологию и педагогический опыт произведена селекция средств физического воспитания контингента довузовских общевойсковых и военно-морских учебных заведений. Составлен перечень наиболее продуктивных из этих средств. Установлено количественное соотношение методов военно-прикладного профиля, положительно влияющих на систему физподготовки в 10-11-х классах. Экспериментальная проверка показала, что системное использование специальных упражнений военно-прикладной направленности существенно улучшает показатели физической подготовки воспитанников. Анализ анкетных опросов обучающихся до и после эксперимента выявил у них усиление морально-нравственной устойчивости, повышение интереса к военному делу и мотивации к изучению прикладного учебного материала, а также достоверное увеличение количества желающих продолжить свое обучение в вузах Минобороны России и связать свою дальнейшую жизнь с военной службой. Сформулированы предложения и практические рекомендации по целенаправленному внедрению в учебно-воспитательный процесс комплексов специализированных физических упражнений, а также элементов дисциплин военно-прикладных видов спорта.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при планировании и организации физического воспитания учащихся старших классов ДОУ МО РФ в качестве дополнительного программнометодического обеспечения начального этапа военно-прикладной физической подготовки будущих военных специалистов.

Об авторах

Д. В. Виноград
Управление физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации
Россия

Виноград Дмитрий Владимирович - старший инспектор 

Москва



А. В. Зыков
Управление физической подготовки и спорта Вооруженных Сил Российской Федерации
Россия

Зыков Андрей Викторович - кандидат педагогических наук, профессор, заместитель начальника

Москва



Список литературы

1. Холзаков А. В. О роли физической подготовки и спорта при создании профессиональной армии // Сборник материалов к парламентским слушаниям. Москва: Аналитический вестник, 2015. С. 8-12.

2. Полянский В. П. Прикладные эффекты и возможности физической культуры в оптимизации учебной деятельности школьников для обеспечения подготовки их к труду и будущей профессиональной деятельности // Научноинформационный материал. Москва, 2011. 31 с.

3. Михута И. Ю., Васюк В. Е. Теоретико-методические предпосылки построения и планирования тренировочного процесса на начальном этапе профессионально-прикладной физической подготовки будущих специалистов военного профиля. Харшв: Весщ БДПУ, 2011. № 4. С. 14-18.

4. ВиноградД. В. Профилирование физического воспитания суворовцев и кадетов старших классов общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. Санкт-Петербург: ВИФК, 2015. № 4 (31). С. 235-241.

5. Полянский В. П. Формирование теории и совершенствование практики ППФК как особого социокультурного образования // Научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры». Москва, 2008. С. 12-17.

6. Полиевский С. А. Общая и специальная гигиена. Москва: Академия, 2009. 120 с.

7. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе: учебное пособие / Москва: Феникс, 2011. 640 с.

8. Кузнецов И. А., Миронов В. В. Физическая подготовка допризывника: учеб. пособие. CaHKT-Петербург: ВИФК, 2013. 371 с.

9. Шевцов В. В. Профильная оборонно-спортивная подготовка: модельно-целевое проектирование. Уфа: БРО АВН, 2014. 55 с.

10. Дмитриев Г. Г., Ендальцев Б. В. Ежегодный мониторинг физической подготовленности военнослужащих: отчет НИР, шифр «Молодое пополнение». Санкт-Петербург: ВИФК, 2016. 92 с.

11. Калаков Н. И., Неверкович С. Д. Стратегия прогностического развития общества в целях обеспечения безопасности страны. Москва, 2018. 720 с.

12. Вейднер-Дубровин Л. A., Джамгаров Т. Т. Физическая подготовка - составная часть воинского обучения. Ленинград: ВДКИФК, 1980. C. 13-63.

13. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры. Москва: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

14. Бальсевич В. К. Перспективы развития общей теории и технологии спортивной подготовки и физического воспитания // Теория и практика физической культуры. 2004. № 3. С. 21-40.

15. Лукьяненко В. П. Физическая культура: основа знаний. Москва: Советский спорт, 2005. 224 с.

16. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. Москва: АРКТИ, 2006. 320 с.

17. Рябчиков И. В. и др. Качество жизни как фактор готовности к военно-профессиональному обучению // Материалы научно-практической конференции молодых ученых: тезисы докладов. Казань: MeDDoK, 2007. С. 142-144.

18. Salvy S. J., Roemmich J. N., Bowker J. C., Romero N. D., Stadler P. J., Epstein L. H. Effect of peers and friends on youth physical activity and motivation to be physically active // Journal of Pediatric Psychology. 2009. № 34 (2). C. 217-225.

19. Лях В. И. Физическая культура: учебник. Москва: Просвещение,2011.

20. Янсон Ю. А. Физическая культура в школе: учебное пособие. Москва: Феникс, 2011. 640 с.

21. Perna F. M., Oh A., Chriqui J. F., Masse L. C., Atienza A. A., Nebe- ling L., Agurs-Collins T., Moser R. P., Dodd K. W. The association of state law to physical education time allocation in US public schools // American Journal of Public Health. 2012. № 8. C. 102-104.

22. Yusof Z. M., Abdullah S., Yahaya S. S. S., Othman A. R. A Robust Alternative to the t-Test // Modern Applied Science. 2012. № 5 (6). P. 27-33.

23. Миронов В. В., Пашута В. Л. Физическая подготовка граждан допризывного возраста. CaHKT-Петербург: ВИФК, 2016. 371 с.

24. Орлов О. В. Военно-профессиональная ориентация школьников // Основы безопасности жизнедеятельности. 2005. № 2. С. 15-20.

25. Hubackova S., Semradova I. Research Study on Motivation in Adult Education // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 159. P. 396-400.

26. Weathington B. L., Alexander A. C., Rodebaugh L. L. Coaching Influences on Student-Athlete Motivation, Stress and Skill // Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology. 2010. № 12 (2). P. 1-18.


Для цитирования:


Виноград Д.В., Зыков А.В. Военно-прикладные средства физического воспитания в довузовских образовательных учреждениях Министерства обороны России. Образование и наука. 2019;21(6):171-190. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-171-190

For citation:


Vinograd D.V., Zykov A.V. Military-Applied Means of Physical Education in Pre-University Educational Institutions of the Russian Ministry of Defence. The Education and science journal. 2019;21(6):171-190. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-6-171-190

Просмотров: 89


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)