Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ НАУКИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-3-17

Полный текст:

Аннотация

В условиях постиндустриального общества начинает складываться качественно новое образование, ведущим фактором которого должна стать интеграция на всех уровнях: при его взаимодействии с наукой и производством; сотрудничестве образовательных учреждений разного типа; преемственности на различных ступенях обучения; формировании межпредметных и внутрипредметных знаний; выборе методик, технологий, форм организации обучения и воспитания и т. д. Процессы интеграции и дифференциации, которые составляют диалектическое единство и отражают сложность и противоречивость развития познания, всегда присутствуют в образовании. Один из них доминирует в зависимости от сложных социальных и экономических условий той или иной исторической эпохи.

Анализируя проблему соотношения интеграции и дифференциации в образовании в ретроспективе, автор акцентирует внимание на естественнонаучных дисциплинах и отмечает недостаточность в настоящее время теоретической иметодологической базы интеграции, что, сего точки зрения, является причиной бессистемности, случайности и хаотичности ее использования в учебном процессе. Основной вывод предпринятого исследования указанной проблемы состоит в следующем: чтобы выполнить главное требование времени к образованию, заключающееся в формировании личности, имеющей одновременно и широкий кругозор, и глубокую узкопрофессиональную подготовку, необходимо создать компетентностную модель, гармонично и разумно сочетающую идеи дифференциации и интеграции. Адаптация к содержанию образования концептуальных положений постнеклассической науки, отбор, конструирование и структурирование учебной информации на основе смысловых универсалий системно-синергетического подхода будут способствовать слому преобладающей до сих пор в сфере образования тенденции дифференцированного предметного обучения.

Результаты работы могут быть использованы в методологии педагогических исследований, проектировании и моделировании образовательного процесса, его содержания, технологий и организации. 

Об авторе

В. А. Игнатова
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры моделирования физических процессов Тюменского государственного университета



Список литературы

1. Буданов В. Г. Трансдисциплинарное образование, технологии и принципы синергетики // Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. М.: Прогресс. Традиция, 2000. С. 14–22.

2. Загвязинский В. И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2007. 192 с.

3. Загвязинский В. И., Строкова Т. А. Педагогическая инноватика: проблемы стратегии и тактики. Тюмень: ТюмГУ, 2011. 176 с.

4. Зорина Л. Я. Отражение идей самоорганизации в содержании образования // Педагогика. 1996. No 4. С. 105–109.

5. Игнатов С. Б. Современное образование: трансформация вконтексте устойчивого развития // Философия образования. 2012. No 3 (42). С. 130–136.

6. Интеграция современного научного знания. Методологический анализ. Киев: Вища школа, 1984. 183 с.

7. Киященко Л. П., Моисеев В. И. Философия трансдисциплинарности М.: Ин-т философии РАН, 2009. 205 с.

8. КнязеваЕ.Н., КурдюмовС.П.Синергетика как средство интеграции естественнонаучного и гуманитарного образования // Высш. образование в России. 1994. No 4. С. 31–36.

9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: О месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М.: АПН РСФСР, 1957. 370 с.

10. Усова А. В. Новая концепция естественнонаучного образования. Челябинск: Факел, 1996. 45 с.

11. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. М.: МГУ, 2003. 416 с.

12. Чапаев Н. К. Интеграция педагогического и технического знания в педагогике профтехобразования. Екатеринбург: УрГППУ, 1992. 223 с.


Для цитирования:


Игнатова В.А. ИНТЕГРАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ НАУКИ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Образование и наука. 2013;1(2):3-17. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-3-17

For citation:


Ignatova V.A. Integration and Differentiation as the Universal Scientific Categories and their Reflection in the Theory and Practice of Natural Science Education. The Education and science journal. 2013;1(2):3-17. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-3-17

Просмотров: 1516


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)