К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ «ТЕОРИИ ПРАКТИКИ»


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-51-60

Полный текст:


Аннотация

В статье произведен теоретический анализ одной из двух основных форм профессионального обучения – производственной практики, которая характеризуется как полисистемное образование и рассматривается с разных позиций, в том числе как «инобытие» для обучающихся; система вхождения молодежи в «мир взрослых»; средство формирования у обучающихся «деятельностной ответственности» и субъектного «образа мира» и др.

В работе преодолевается сложившийся утилитарный, односторонний подход к пониманию места и значения практики, раскрывается ее роль в процессе профессионального становления специалиста, показываются ее возможности профессионального развития личности обучающегося.

В ходе исследования практики как психолого-педагогического и образовательного феномена осуществлена разработка теоретико-методологических оснований для ее построения и проведения. Выводы авторов статьи содержат определенный эвристический инновационный потенциал, актуализация которого может способствовать как созданию самостоятельной теории практического обучения профессии, так и решению вопросов организации практико-ориентированного обучения в профессиональных учебных заведениях. 


Об авторах

Н. К. Чапаев
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Россия

доктор педагогических наук, профессор кафедры акмеологии общего и профессионального образования Российского государственного профессионально-педагогического университета



А. В. Ефанов
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург.
Россия

кандидат педагогических наук, директор научно-образовательного центра развития ремесленничества Российского государственного профессионально-педагогического университета



Список литературы

1. Атутов П. Р. Педагогика трудового становления учащихся: избр. тр.: в 2 т. М.: Кумир, 2001.

2. Абдуллина О. А., Загрязкина Н. Н. Педагогическая практика студентов: учеб. пособие. М.: Просвещение, 1989. 141 с.

3. Батышев С. Я. Подготовка рабочих-профессионалов. Рос. акад. образования. М., 1995. 246 с.

4. Безрукова В. С. Новая парадигма педагогической практики студентов // Интеграционные процессы в педагогической тео- рии и практике: современные педагогические технологии: сб. на- уч. тр. / под ред. В. С. Безруковой, Н. К. Чапаева. Екатеринбург: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1993. Вып. 4. С. 83–94.

5. Белкин А. С., Жукова Н. К. Витагенное образование. Голографический подход. Екатеринбург: УрГУ, 2001. 108 с.

6. Беляева А. П. Методология и теория профессиональной педагогики. СПб.: Питер, 1999. 490 с.

7. Библер В. С. От наукоучения – к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век. М.: Политиздат, 1991. 413 с.

8. Ефанов А. В. Ремесленное образование в России: ценности, содержание, технологии: колл. моногр. / И. П. Верещагина, А. В. Ефанов, Н. К. Чапаев и др.; науч. ред. Н. К. Чапаев. Екатеринбург: Рос. гос. проф.-пед. ун-т, 2013. 180 с.

9. История философии в кратком изложении / пер. с чеш. И. И. Богута. М.: Мысль. 1991. 590 с.

10. Леонтьев А. Н. Философия психологии: из научного наследия / под ред. А. А. Леонтьева, Д. А. Леонтьева. М.: МГУ, 1994. 286 с.

11. Орлов В. И. Методические основы обучения. М.: Маркетинг, 2000. 72 с.

12. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов н/Д: Феникс, 1996. 512 с.

13. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 1999. 720 с.

14. Смирнов С. Д. Образ мира как предмет психологии познания // Категории, принципы и методы психологии: сб. тез. VI Всесоюз. съезда психологов СССР. М., 1983. Ч. 1. С. 60–62.

15. Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. 415 с.

16. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику: учеб. пособие. Екатеринбург: Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1996. 288 с.

17. Эльконин Б. Д. Психология развития: учеб. пособие. М.: Академия, 2001. 144 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Чапаев Н.К., Ефанов А.В. К ВОПРОСУ О РАЗРАБОТКЕ «ТЕОРИИ ПРАКТИКИ». Образование и наука. 2013;1(2):51-60. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-51-60

For citation: Tchapayev N.K., Yefanova A.V. To the Issue of the Practice Theory Development. The Education and science journal. 2013;1(2):51-60. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-2-51-60

Просмотров: 464

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)