Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-189-210
Аннотация
Введение. Успешность инклюзивного обучения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) зависит прежде всего от компетентности педагогов в этой области, их способности и желания понимать и учитывать в своей деятельности специфику образовательных потребностей таких учащихся. Для обеспечения полноценной инклюзии детей с РАС необходимо изучение мнения учителей о ней и выявление факторов, содействующих или препятствующих формированию готовности к работе с данной категорией школьников.
Цели статьи – с опорой на аналитический обзор российских и зарубежных научных источников обозначить и конкретизировать установки педагогов на образовательную инклюзию детей с РАС и вскрыть детерминанты, определяющие различную степень расположенности учителей к обучению указанной части контингента.
Методология и методы. Теоретико-методологическую базу исследования составили социально-психологические концепции формирования инклюзивной культуры в обществе. В ходе работы были задействованы методы теоретического и сравнительного анализа, систематизации и обобщения материалов об истоках предубеждений различных социальных групп к детям с аутизмом и о проблемах профессиональной подготовки педагогов к работе в условиях инклюзии.
Результаты и научная новизна. На основе впервые предпринятого целостного, комплексного обзора научных публикаций об образовательной инклюзии детей с РАС выделены и описаны аттитюды к ней учителей массовых школ. Обозначены причины позитивного отношения к такого рода инклюзии и барьеры, мешающие воспринимать учеников с аутизмом в качестве полноправных участников образовательного процесса. Неприятие идеи о возможности и эффективности совместного обучения школьников с нормативным развитием и с РАС обусловлено как характеристиками самих педагогов (недостаточной информированностью о гетерогенности аутизма и его проявлений, неуверенностью в своих силах и способностях взаимодействовать с детьми, имеющими выраженные эмоционально-поведенческие нарушения), так и дефицитом методической и консультативной помощи, в частности отсутствием поддержки междисциплинарной командой специалистов. На готовность работать в условиях инклюзии с детьми с РАС могут оказывать влияние также возраст и профиль профессиональной деятельности педагогов. Предложены рекомендации по нивелированию негативных установок учителей общеобразовательных школ к обсуждаемому виду инклюзии.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы для разработки мероприятий по повышению инклюзивной культуры педагогов, устранению их скептицизма по поводу обучения в массовых образовательных учреждениях детей с РАС и для создания конкретных технологий взаимодействия с ними как в образовательном контексте, так и самом широком спектре социальных ситуаций.
Ключевые слова
Об авторах
Р. М. АйсинаРоссия
Айсина Римма Михайловна – кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной психологии им. профессора Л. Ф. Обуховой
Researcher ID S-8781–2017; Scopus Author ID 56458814900
Москва
А. А. Нестерова
Россия
Нестерова Альбина Александровна – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии
Scopus Author ID 56719360200
Мытищи
Т. Ф. Суслова
Россия
Суслова Татьяна Федоровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной работы
Scopus Author ID 56719395200
Мытищи
В. В. Хитрюк
Беларусь
Хитрюк Вера Валерьевна – доктор педагогических наук, доцент, директор Института инклюзивного образования
Минск
Список литературы
1. Адеева Т. Н. Проблемные аспекты и факторы готовности к инклюзивному образованию педагогов и родителей // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 4. С. 129–135.
2. Айсина Р. М., Максименко Ж. А. Перспективы применения виртуальных компьютерных технологий в психолого-педагогическом сопровождении детей с расстройствами аутистического спектра на ступени полного общего образования // Материалы XI Всероссийской научно-практической конференции «Психология образования: модернизация психолого-педагогического образования». Москва: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2015. С. 3–5.
3. Богомолова Е. А., Спиженкова М. А. Инклюзия: проблемное поле в сознании и мышлении учителей // Развитие профессионального мышления: исследовательские подходы и образовательные технологии: коллективная монография / под ред. Е. И. Горбачевой. Калуга, 2015. С. 166–194.
4. Тихонова И. В., Шипова Н. С., Адеева Т. Н., Иванова Е. А. Психологическое сопровождение школьников с ограниченными возможностями здоровья: потребности участников инклюзивного образовательного процесса // Вестник КГУ. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2017. № 4. С. 184–189.
5. Королева Ю. А. Отношение к инклюзивному образованию педагогов общеобразовательных организаций // Концепт. 2016. Т. 20. С. 77–80 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/56330.htm (дата обращения: 23.03.2019).
6. Манелис Н. Г., Медведовская Т. А., Субботина Е. В. Анализ проблем, возникающих в дошкольном образовательном учреждении при создании специальных образовательных условий для детей с РАС. Результаты анкетирования // Аутизм и нарушения развития. 2013. Т. 41, № 2. С. 1–10.
7. Нестерова А. А., Айсина Р. М., Суслова Т. Ф. Сопровождение позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра: практическое руководство для педагогов. Москва: РИТМ, 2016. 192 с.
8. Нестерова А. А., Айсина Р. М., Суслова Т. Ф. Модель сопровождения позитивной социализации детей с расстройствами аутистического спектра (РАС): комплексный и междисциплинарный подходы // Образование и наука. 2016. № 3 (132). С. 140–155. DOI: 10.17853/1994–5639–2016–3-140–155
9. Brede J., Remington A., Kenny L., Warren K., Pellicano E. Excluded from school: Autistic students’ experiences of school exclusion and subsequent re-integration into school // Autism & Developmental Language Impairments. 2017. Vol. 2. P. 1–20. DOI: 10.1177/2396941517737511
10. Chatman P. C. Relationship between Teachers' Attitudes Toward Inclusion and Professional Development: EdD Thesis. Walden University, 2017. Available from: https://scholarworks.waldenu.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=4493&context=dissertations (date of access: 02.04.2019).
11. Loreman T., Deppeler H., Harvey D. Inclusive Education: A practical guide to supporting diversity in the classroom (2nd edn.). Oxford: Routledge, 2011. 320 p.
12. Riddick B. Labelling learners with SEND: the good, the bad and the ugly // Contemporary Issues in Special Educational Needs / A. Sqires (Ed.). Maidenhead: Open University Press, 2012. P. 149–163.
13. Нестерова А. А., Хитрюк В. В. Стигматизация и предрассудки в отношении родителеи¬, воспитывающих ребенка с расстрои¬ствами аутистического спектра // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2018. № 4. С. 50–61. DOI: 10.18384/2310–7235–2018–4-50–61
14. John R. P. S., Knott F. J., Harvey K. N. Myths about autism: an exploratory study using focus groups // Autism. 2017. August 4. DOI: 10.1177/1362361317714990
15. Forlin C. Educators' beliefs about inclusive practices in Western Australia // British Journal of Special Education. 1995. Vol. 22, № 4. P. 179–185.
16. Branka C¬., Majda S. Attitudes of Slovene teachers towards the inclusion of pupils with different types of special needs in primary school // Educational Studies. 2011. Vol. 37, № 2. P. 171–195.
17. Kasa-Hendrickson С., Kluth P. We have to start with inclusion and work it out as we go: Purposeful inclusion for non-verbal students with autism // International Journal of Whole Schooling. 2005. Vol. 2, № 1. P. 2–14.
18. Finke E. H., McNaughton D. B., Drager D.мR. All children can and should have the opportunity to learn: General education teachers’ perspectives on including children with autism spectrum disorder who require ACC // Augmentative and Alternative Communication. 2009. Vol. 25, № 2. P. 110–122. DOI: 10.1080/07434610902886206
19. McConkey R., Bhlirgri S. Children with autism attending preschool facilities: The experiences and perceptions of staff // Early Childhood Development and Care. 2003. № 173. P. 445–452.
20. Park M., Chitiyo M. An examination of teacher attitudes towards children with autism // Journal of Research in Special Educational Needs. 2011. Vol. 11, № 1. P. 70–78. DOI: 10.1111/j.1471–3802.2010.01181.x
21. Yianni-Coudurier C., Darrou C., Lenoir P., Verrecchia B., Assouline B., Ledesert B., Michelon C., Pry R., Aussilloux C., Baghdadli A. What clinical characteristics of children with autism influence their inclusion in regular classrooms? // Journal of Intellectual Disability Research. 2008. Vol. 52, № 10. P. 855–863. DOI: 10.1111/j.1365–2788.2008.01100.x
22. Robertson K., Chamberlain B. Kasari C. General education teachers’ relationships with included students with autism // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2003. Vol. 33, № 2. P. 123–130.
23. McGregor E. M. C. Campbell E. The Attitudes of Teachers in Scotland to the Integration of Children with Autism into Mainstream Schools // Autism. 2001. Vol. 5, № 2. P. 189–207.
24. Kosmerl К. M. A comparative investigation of general and special education elementary teachers ’ beliefs about including students with an educational disability of autism in the general education setting EdD Thesis. Widener University, 2011. Available from: https://eric.ed.gov/?id=ED535631 (date of access: 02.04.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Айсина Р.М., Нестерова А.А., Суслова Т.Ф., Хитрюк В.В. Аттитюды педагогов в отношении инклюзивного образования детей с РАС: обзор отечественных и зарубежных исследований. Образование и наука. 2019;21(10):189-210. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-189-210
For citation:
Aysina R.M., Nesterova A.A., Suslova T.F., Khitryuk V.V. Teachers’ attitudes towards inclusive education of children with ASD: A review of Russian and foreign research. The Education and science journal. 2019;21(10):189-210. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2019-10-189-210