КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ


https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-3-13

Полный текст:


Аннотация

В статье раскрываются функции качественных и количественных методов научного исследования. Показаны области их применения, достоинства и ограничения. Доказывается, что, несмотря на заметно возросшие возможности математического аппарата, компьютеризацию обработки формальных данных, в педагогике качественные методы остаются приоритетными, поскольку дают возможность понять суть педагогического явления, его движущие силы и отношения. Приводится убедительный пример сравнительного эксперимента, демонстрирующего неуниверсальность количественных методов.

В реальном исследовании и те, и другие методы используются как отдельные процедуры. Однако существуют современные исследовательские методики, в которых сочетаются или интегрируются оба подхода. Автор показывает возможность такого сочетания в методике семантического дифференциала, которая была использована при изучении креативности (творческих способностей) учащихся на базе гимназии Тюменского государственного университета.

Материалы статьи будут интересны всем, кто занимается научными изысканиями в сфере педагогики и образования, в частности тем, кто изучает методы исследования творческих способностей учащихся. 


Об авторе

С. Н. Дегтярев
Тюменский государственный университет, г. Тюмень
Россия

кандидат педагогических наук, директор гимназии Тюменского государственного университета, докторант Тюменского государственного университета



Список литературы

1. Гапонцева М. Г., Федоров В. А., Гапонцев В. П. Понятия геометрии фракталов как язык объектов педагогики и теории научного знания // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2009. No 4 (61). С. 6–22.

2. Захарова И. Г. Модели и методы математической статистики в психолого-педагогическом исследовании // Опытно-экспериментальное исследование в педагогике: логика, содержание, инструментарий / под ред. А. Ф. Закировой. Тюмень: ТОГИРРО, 2012. 32 с.

3. Кочнев В. П. Проблемные математические задачи как средство развития творческих способностей учащихся // Образование и наука. Изв. УрО РАО. 2011. No 3 (82). С. 108–116.

4. Кэмпбелл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 396 с.

5. Равен Д. Педагогическое тестирование. Проблемы, заблуждения, перспективы: пер. с англ. М.: Когито-Центр, 1999. 144 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Дегтярев С.Н. КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ. Образование и наука. 2013;1(3):3-13. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-3-13

For citation: Degterev S.N. Qualitative and Quantitative Pedagogic Methods of Investigating the Students’ Creative Abilities. The Education and science journal. 2013;1(3):3-13. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-3-13

Просмотров: 905

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)