Государственный образовательный заказ как фактор социально-экономического развития регионов
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-9-30
Аннотация
Введение. Успешное решение социально-экономических задач в современном мире возможно только в случае эффективного функционирования системы образования, обеспечивающей подготовку конкурентоспособных личностей, ориентированных на непрерывное обучение и самосовершенствование, способных адаптироваться в быстро меняющихся реалиях. При выстраивании стратегии модернизации сферы образования, постановке его задач и планировании результатов следует исходить из нужд общества и, создавая основу для устойчивого благополучия страны в целом, учитывать потребности ее отдельных территорий. Одним из важнейших механизмов развития регионов Российской Федерации остается государственный образовательный заказ – официально разработанное органами власти задание на производство конкретного образовательного продукта.
Цель статьи – определить зависимость между образовательным госзаказом, объемом инвестиций в систему образования и уровнем социально-экономического состояния регионов с выявлением среди обследуемых территорий наиболее нуждающихся в поддержке.
Методология и методы. В исследовании использовались методы сравнительного, статистического и системного анализа, дедукции, индукции, обобщения и теоретического моделирования. Объектом контент-анализа были программы развития образования 40 российских регионов, охватывающие все пространство страны и отражающие особенности различных территорий в зависимости от статуса субъекта РФ, удаленности от столицы, социальноэкономических характеристик.
Результаты и научная новизна. Российские регионы были классифицированы на четыре группы в зависимости от темпа развития в них образовательной сферы – очень высокого, высокого, умеренного, низкого. Вычленен ряд общих и специфических проблем образования в регионах: отсутствие единого образовательного пространства и, как следствие, неоднородность образовательных программ; игнорирование руководством регионов возможностей расширения социально-экономического потенциала территорий посредством реализации таких программ; разрыв между финансированием образования и его социально-экономической значимостью и др. Сделан вывод о том, что образовательный госзаказ на уровне регионов не рассматривается как вектор их общественного и экономического развития – его роль снижена до просветительского уровня. Установлено, что темпы развития образования в российских регионах не всегда зависят от их ключевых социально-экономических показателей, наибольшая дифференциация территорий зафиксирована при сравнении темпов развития их систем образования и объемов валового регионального продукта.
Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по нивелированию рассогласований процессов формирования государственного заказа на образование в контексте социально-экономического развития территорий. Подчеркивается необходимость разработки региональных программ экономического развития с учетом специфики социальной структуры региона. Предлагаются организация постоянного социального мониторинга, замеряющего качество реализации образовательного госзаказа, и усиление роли общественного участия в определении его содержательной части. Материалы исследования и его выводы могут быть востребованы исполнительными органами власти субъектов РФ, в компетенцию которых входят вопросы развития образования.
Об авторах
Е. В. ФроловаРоссия
Фролова Елена Викторовна – доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента и административного управления
Т. М. Рябова
Россия
Рябова Татьяна Михайловна – кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления
О. В. Рогач
Россия
Рогач Ольга Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления
Н. В. Медведева
Россия
Медведева Наталия Владимировна – кандидат социологических наук, доцент кафедры менеджмента и административного управления
Список литературы
1. Darling-Hammond L. Securing the Right to Learn: Policy and Practice for Powerful Teaching and Learning // Educational Researcher. 2006. № 35 (7). P. 13–24. DOI: 10.3102/0013189X035007013
2. De Oliveira A., Filho G. A. Education and the Labour Market in Brazil Policy // Futures in Education. 2012. № 10. P. 302–314. DOI: 10.2304/pfie.2012.10.3.302
3. Yıldız F. The Role of Education in the Participation of Turks Living in Europe in Labor Markets // 5th World Conference on Learning, Teaching and Educational Leadership, WCLTA 2014. Procedia-Social and Behavioral Sciences Journal, 2015. Vol. 186. P. 1179–1187. Available from: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042815023204 (date of access: 26.05.2019).
4. Железов Б. В., Кудюкин П. М., Шувалова О. Р. Эффективность системы образования: взгляд потребителя образовательных услуг // Вопросы образования. 2009. № 2. С. 187–210.
5. Гафуров И. Р. Конкурентная стратегия территории в контексте устойчивого развития // Эффективное управление устойчивым развитием территории: сборник материалов Международной научно-практической конференции Казань, 4 июня 2013. Т. I. Казань: ВШГМУ КФУ, 2013. С. 5–22.
6. Скударева Г. Н. Социальный заказ как новая социально-педагогическая реальность современной образовательной политики // Актуальные проблемы современного образования в контексте модернизации. Орехово-Зуево, 2016. С. 21–35 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=26576886 (дата обращения: 26.05.2019).
7. Фомина Т. А. Оценка образовательного учреждения общественностью: потребности и критерии (результаты социологического исследования). Самара: Центр «Социальная Механика»; Лаборатория модернизации образовательных ресурсов. 2008. 35 с.
8. Rogach O. V., Frolova E. V., Ryabova T. M., Medvedeva N. V., Kozyrev M. S. State and public management of education: Myth or reality // Espacios. 2017. Vol. 38, № 25. P. 15–22.
9. Губанова Е. В., Суркова А. В. Федеральный государственный образовательный стандарт: формулируем заказ // Народное образование. 2011. № 7. С. 116–123.
10. Загвоздкин В. К. Теория и практика применения стандартов в образовании. Москва: Народное образование, 2011. 344 с.
11. Фролова Е. В. Социальная инфраструктура современных российских муниципальных образований: состояние и ресурсы модернизации // Социологические исследования. 2014. № 12 (368). С. 51–58.
12. Кузьминов Я. И., Фрумин И. Д., Захаров А. Б. Российская школа: альтернатива модернизации сверху // Вопросы образования. 2011. № 3. С. 5–53.
13. Зборовский Г. Е. Модернизация образования сквозь призму социальной политики // Журнал исследований социальной политики. 2010. Т. 8, № 1. С. 87–104.
14. Репринцев А. В. Методологические проблемы современного социального воспитания молодежи, или: есть ли сегодня социальный заказ на воспитание коллективистов? // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2011. Т. 17, № 4. С. 131–137.
15. Рогач О. В. Роль школьного образования в развитии человеческого потенциала России // Социальная политика и социология. 2009. № 5 (47). С. 263–274.
16. Bailey T. Jobs of the Future and the Education They Will Require: Evidence From Occupational Forecasts // Educational Researcher. 1991. № 20, March. P. 11–20. DOI: 10.3102/0013189X020002011
17. Васильев В. Н., Гуртов В. А., Питухин Е. А. и др. Рынок труда и рынок образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. Москва: Техносфера, 2007. 680 с.
18. Локтионова Ю. Н., Янина О. Н. Подходы к измерению инноваций в экономике // Социальная политика и социология. 2019. Т. 18, № 1 (130). С. 32–42.
19. Fakhrutdinova E. V., Fakhrutdinova A. V., Yagudin R. H., Vishnjakov N. I. The Needs of the Russian Federation Labor Market in the Workforce with Different Levels of Education // Procedia-Social and Behavioral Sciences Journal. 2015. Vol. 191. P. 2515–2518.
20. Шилкин А. М. Государственный и социальный заказ на кадры: новое в нормативно-правовом пространстве // Управление в современных системах. 2015. № 1 (5). С. 29–32.
21. Иванов О. П., Зырянов С. Г. Новый социальный заказ к системе высшего профессионального образования // Социум и власть. 2013. № 6 (44). С. 5–10.
22. Shatkin G., Gershberg A. I. Empowering Parents and Building Communities. The Role of School-Based Councils in Educational Governance and Accountability // Urban Education. 2007. Nov. 1. Vol. 42, № 6. P. 582–615. DOI: 10.1177/0042085907305044
23. Hamlin D., Flessa J. Parental Involvement Initiatives: An Analysis // Educational Policy. 2018, Vol. 32 (5) P. 697–727.
24. Лушникова О. Л. Социальный заказ школе // Интеграция образования. 2016. Т. 20, № 4 (85). С. 542–556.
25. Kоmíves P. M., Dajnoki K. Ranking systems as the connection between the higher education and the labour market in Hungary // Procedia Economics and Finance. 2015. № 32. P. 292–297.
26. Tutan A. Labour market outcome for formal vocational education and training in India: Safety net and beyond // IIMB Management Review. 2016. № 28. P. 98–110.
27. Фролова Е. В. Взаимодействие населения и местной власти: проблемы и новые возможности // Социологические исследования. 2016. № 4 (384). С. 59–64.
Рецензия
Для цитирования:
Фролова Е.В., Рябова Т.М., Рогач О.В., Медведева Н.В. Государственный образовательный заказ как фактор социально-экономического развития регионов. Образование и наука. 2020;22(1):9-30. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-9-30
For citation:
Frolova E.V., Ryabova T.M., Rogach O.V., Medvedeva N.V. State Educational Order as a Factor in the Socio-Economic Development of Regions. The Education and science journal. 2020;22(1):9-30. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-9-30