Preview

Образование и наука

Расширенный поиск

Адаптационный потенциал преподавателей «серебряного возраста» в условиях трансформации высшего образования

https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-146-169

Полный текст:

Аннотация

Введение. Увеличение во многих странах мира продолжительности жизни населения влечет за собой существенные социальные трансформации. Изменяются институциональные структуры, политика соцзащиты, законодательство в отношении жизнедеятельности и трудовой занятости пожилых граждан. В российском высшем образовании к группе преподавателей третьего (предпенсионного и пенсионного) возраста принадлежит более трети профессионального сообщества. Модернизация этой сферы и повышение возрастной планки выхода на пенсию актуализируют изучение особенностей указанной группы профессорско-преподавательского состава (ППС) как резерва системы профессиональной подготовки.

Цель публикации – охарактеризовать адаптационный потенциал преподавателей «серебряного возраста» в условиях преобразований высшей школы.

Методология и методы. Методологическим каркасом социологического изыскания был комплекс общенаучных подходов: общностного, сравнительного, институционального, ресурсного. Первый позволил рассмотреть объект исследования как социальную общность, имеющую свои специфические черты. Сравнительный анализ дал возможность увидеть последние в динамике (по показателям официальной статистики) и сопоставить с аналогичными характеристиками других возрастных групп ППС. С опорой на институциональный и ресурсный подходы выявлялись адаптационные способности преподавате лей «третьего возраста» на фоне происходящих в высшем образовании реорганизационных процессов. В статье использованы материалы реализованных в 2017–2019 гг. научно-социологических проектов и проводившихся массовых анкетных опросов преподавателей. В генеральную совокупность мониторингов входил 51 вуз Уральского федерального округа (УрФО). Квотную выборку, сформированную на основе статистической информации о ППС региона, составили 810 человек.

Результаты и научная новизна. Обработка результатов анкетирования показала высокий уровень адаптации к изменениям в высшей школе преподавателей «серебряного возраста». Они успешно реализуют себя в научно-педагогической деятельности: им свойственны достаточно высокая публикационная и грантовая активность, включенность в новые формы образования, устойчивая мотивация и готовность повышать свои компетенции и квалификацию. Однако представители ППС этой возрастной группы крайне низко оценивают свою социальную защищенность в профессиональной сфере. Данной части педагогического сообщества присуще критическое отношение к кардинальным переменам институционального типа в сфере высшего образования, базирующееся на зрелой, сложившейся благодаря профессиональному опыту социальной ответственности за последствия принимаемых решений.

Практическая значимость. Предпринятое исследование продемонстрировало несостоятельность стереотипа о неадаптивости к технологическим инновациям, содержательным и организационным новшествам возрастных преподавателей вузов. Более того, подтвердилось, что эта категория сотрудников является важным фактором устойчивого функционирования и развития университетов. Поэтому необходимы разработка управленческих моделей и создание институциональных условий для максимального использования человеческого капитала преподавателей «серебряного возраста», чьи особенности, потребности и возможности в системе российского высшего образования в настоящее время мало учитываются.

Об авторах

Е. А. Шуклина
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия

Шуклина Елена Анатольевна – доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления

Researcher ID Е-6113–2014



М. В. Певная
Уральский федеральный университет им. Б. Н. Ельцина
Россия

Певная Мария Владимировна – доктор социологических наук, доцент, заведующая кафедрой социологии и технологий государственного и муниципального управления 

Researcher ID Е-4080–2014



Е. А. Широкова
Уральский государственный медицинский университет
Россия
Широкова Елизавета Александровна – кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы и социологии медицины


Список литературы

1. Вахитов Р. Р. «Болезни» наших университетов: советские вузы в постсоветсткую эпоху // Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21, № 2 (108). С. 14–23. DOI: 10.15826/umpa.2017.02.027

2. Кузьминов Я. И., Песков Д. Н. Дискуссия «Какое будущее ждет университеты» // Вопросы образования. 2017. № 3. С. 202–233. DOI: 10.17323/ 1814–9545–2017–3-202–233

3. Huisman J., Meek L., Wood F. Institutional diversity in higher education: а cross-national and longitudinal analysis // Higher Education. 2007. № 61 (4). Р. 563–577. DOI: 10.1111/j.1468–2273.2007.00372.x

4. Reichert S. Institutional diversity in European higher education. Tensions and challenges for policy makers and institutional leaders. Brussels, European University Association. 2010. 164 р. Available from: http://www.aic.lv/bolona/2010/Reports/EUA_Instit_Diversity_web.pdf (date of access: 21.04.2019).

5. Абрамов Р. Н., Груздев И. А., Терентьев Е. А. Академическая профессия и идеология «медленной науки» // Высшее образование в России. 2016. № 10. С. 62–70.

6. Курбатова М. В., Каган Е. С. Оппортунизм преподавателей вузов как способ приспособления к усилению внешнего контроля деятельности // Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. № 3. С. 116–137.

7. Абанкина И. В., Абанкина Т. В., Филатова Л. М. Ловушки дифференциации в финансировании российских вузов // Актуальные проблемы экономики и права. 2016. Т. 10, № 2. С. 38–58.

8. Балацкий Е. В. Управленческие парадоксы реформ в университетском секторе // Журнал новой экономической ассоциации. 2016. № 2 (26). С. 124–149.

9. Красинская Л. Ф. Модернизация, оптимизация, бюрократизация... Что ожидает высшую школу завтра? // Высшее образование в России. 2016. № 3. С. 73–82.

10. Зборовский Г. Е., Амбарова П. А., Каташинских В. С., Клюев А. К., Кузьминчук А. А., Кульпин С. В., Певная М. В., Шаброва Н. В., Шуклина Е. А. Формирование нелинейной системы высшего образования в макрорегионе: монография / под ред. Г. Е. Зборовского. Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2018. 251 с.

11. Borman W. C., Hedge J. W. The Oxford handbook of work and aging. New York: Oxford University Press, 2015.

12. Bal P. M., Kooij D. T. A. M., Rousseau D. M. Aging Workers and the Employee-Employer Relationship. Switzerland: Springer International Publishing, 2015. DOI: 10.1007/978–3-319–08007–9

13. Клепикова Е. А., Колосницына М. Г. Эйджизм на российском рынке труда: дискриминация в заработной плате // Российский журнал менеджмента. 2017. Т. 15, № 1. С. 69–88.

14. Sze Y. L., Kawachi I. Discrimination and Telomere Length Among Older Adults in the United States: Does the Association Vary by Race and Type of Discrimination? // Public health reports. 2017. № 132 (2). Р. 220–230. DOI: 10.1177/0033354916689613

15. Fisher G. G., Truxillo D. M., Finkelstein L. M. Age discrimination: Potential for adverse impact and differential prediction related to age // Human resource management review. 2017. Vol. 27, № 2. P. 316–327. Available from: https://doi.org/10.1016/j.hrmr.2016.06.001

16. Iweins C., Desmette D., Yzerbyt V., Stinglhamber F. Ageism at work: The impact of intergenerational contact and organizational multi-age perspective // European Journal of Work and Organizational Psychology. 2013. Vol. 22. Р. 331–346.

17. Evans L. University professors as academic leaders: professorial leadership development needs and provision // Educational Management Administration & Leadership. 2017. № 45 (1). P. 123–140.

18. Weijden I., Belder R., Arensbergen P., Besselaar P. How do young tenured professors benefit from a mentor? Effects on management, motivation and performance // High Education. 2015. Vol. 69. P. 275–287. DOI: 10.1007/s10734–014–9774–5

19. Matthews J. R. To Retire or Not to Retire? That Is the Question // Teaching of Psychology. 2013. Vol. 40 (4). P. 330–332.

20. Волынская Л. Б. Престижность возраста // Социологические исследования. 2000. № 7. С. 120–124.

21. Молевич Е. Ф. К анализу сущности и формы социальной старости // Социологические исследования. 2001. № 4. С 61–64.

22. Патрушев Г. А. Пенсионер: его труд, быт и отдых // Социологические исследования. 1997. № 12. С. 54–63.

23. Джуринский А. Н. Образование в «третьем возрасте» в России // Образование и наука. 2018. № 20 (10). С. 156–175 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994–5639–2018–10–156–175

24. Cuyvers G., Thomése F., van Tilburg T. Participation narratives of Third Age adults: Their activities, motivations and expectations regarding civil society organisations // Journal of Aging Studies. 2018. № 46. P. 10–16. Available from: https://doi.org/10.1016/j.jaging.2018.05.003

25. Утеева Э. Н. Модель социальной активности в третьем возрасте // Социальная политика и социология. 2009. № 11 (2). С. 168–175.

26. Шмерлина И. А. Возрастные конструкты и стиль жизни в старшем возрасте // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2014. № 1. С. 181–187; № 2. С. 190–198.

27. Войтович И. К. «Третий возраст» в классических университетах: международный опыт и российская действительность // Многоязычие в образовательном пространстве. 2016. Т. 8, № 8 (8). С. 126–132.

28. Мокрогуз Е. Д. К вопросу о формировании теории образования людей третьего возраста // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 52–4. С. 119–126.

29. Мокрогуз Е. Д. Образование людей «третьего возраста»: социокультурный анализ тенденций развития // Человек и образование. 2015. № 4. С. 169–173.

30. Видясова Л. А., Григорьева И. А. Россия в международных индексах качества жизни пожилых // Журнал социологии и социальной антропологии. 2016. № 1. С. 181–193.

31. Shimoni S. «Third Age» under neoliberalism: From risky subjects to human capital // Journal of Aging Studies. 2018. № 5. Р. 39–48. Available from: https://doi.org/10.1016/j.jaging.2018.10.004


Для цитирования:


Шуклина Е.А., Певная М.В., Широкова Е.А. Адаптационный потенциал преподавателей «серебряного возраста» в условиях трансформации высшего образования. Образование и наука. 2020;22(1):146-169. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-146-169

For citation:


Shuklina E.A., Pevnaya M.V., Shirokova E.A. Adaptation Potential of Teachers of the Third Age in the Conditions of Higher Education Transformation. The Education and science journal. 2020;22(1):146-169. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-146-169

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-5639 (Print)
ISSN 2310-5828 (Online)