Медиаобразование и образовательные технологии дополнительного образования в Египте и Саудовской Аравии: проблемы и перспективы развития
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-170-192
Аннотация
Введение. Технологическое развитие средств массовой информации (СМИ) оказывает все большее влияние на самые разные сферы жизнедеятельности, в том числе на образование. Новые технологии расширяют доступ к информации, а следовательно, могут отражаться на результатах и качестве обучения. Появился даже термин «медиаобразование», подразумевающий изучение воздействия и использования средств массовой коммуникации (прессы, телевидения, радиовещания, рекламы, Интернета со всеми его приложениями) не только специалистами этой области, но и рядовыми потребителями информации для критического ее восприятия и грамотного применения. В школе и за ее пределами благодаря указанным средствам статический и пассивный учебный процесс превращается в динамичный и интерактивный. В дополнительном образовании (музыкальном, театральном, спортивном и др.) образовательные СМИ вкупе с традиционными методиками также начинают задействоваться в качестве инструментов, поддерживающих мотивацию к обучению и активизирующих его. Кроме прочего, образовательные медиасредства предоставляют более широкие возможности для выявления талантов учащихся, развития их способностей, разнообразных умений и навыков (например, языковых, вокальных, дизайнерских, бытовых и т. д.).
Цель предпринятого авторами аналитического исследования заключалась в диагностике проблем осуществления профессиональной деятельности и изучении потребностей педагогов, специализирующихся на образовательных СМИ и занятых в системах дополнительного доуниверситетского образования в Египте и Саудовской Аравии.
Методы и методики. Сбор данных производился с помощью анкетного опроса, выборку которого составили 100 учителей – по 50 из каждой страны, преподающих на различных уровнях довузовского дополнительного образования.
Результаты и научная новизна. Согласно данным анкетирования, основные препятствия, с которыми сталкиваются египетские педагоги, связаны с отсутствием адекватных условий для исполнения ими профессиональных обязанностей, в том числе с недостатком бюджетных средств на оснащение учебного процесса. Респонденты из Саудовской Аравии указали, что им мешают, прежде всего, административные бюрократические барьеры, собственная недостаточная компетентность в использовании новейших, постоянно совершенствующихся образовательных СМИ и отсутствие возможностей профессионального роста без отрыва от работы. Необходимость регулярного повышения квалификации без временного прекращения трудовой деятельности отметили все участники опроса. Для специалистов в области образовательных медиатехнологий очевидны преимущества и польза этого инструментария при проведении внешкольных факультативных занятий и мероприятий, выражающиеся как в более интенсивном интеллектуальном развитии учащихся, так и в укреплении дисциплины и улучшении поведения детей.
Практическая значимость. Сформулированы рекомендации по реформированию системы дополнительных образовательных услуг, повышению их качества за счет максимально быстрого, синхронного продвижения технологических инноваций, внедрения в практику современного оборудования и поддержки на должном уровне компетенций педагогов. Важность развития медиаобразования актуализирует разработку в университетах академических программ подготовки квалифицированных преподавателей для системы дополнительного образования, особенно для стран, пока не имеющих такого опыта обучения, которое в современном мире становится обязательным, так как оно все заметнее влияет на формирование человека, культуры и общества. Сделан ряд предложений по продолжению исследований в этом направлении.
Ключевые слова
Об авторах
Х. С. ЗаглулСаудовская Аравия
Заглул Хишам Саад – старший преподаватель кафедры навыков саморазвития факультет подготовительного обучения и вспомогательных исследований
преподаватель кафедры медиаобразования факультета дополнительного образования
М. Д. Рабех
Саудовская Аравия
Рабех Мохамед Десоки – старший преподаватель кафедры компьютерных наук факультета двухгодичного образования колледжа
преподаватель кафедры технологии образования факультета дополнительного образования
Список литературы
1. Ahmadi M. R. The use of technology in English language learning: Aliterature review. International Journal of Research in English Education. 2018; 3 (2): 115–125.
2. Zaghloul H. S. Using creative educational drama to enhance self-development skills for the students at university level. International Journal of Advanced Computer Science and Applications. 2018; 9 (4): 71–77.
3. Costa N., Faccio E., Belloni E., Iudici A. Drama experience in educational interventions. Procedia – Social and Behavioural Sciences. 2014; 116: 4977–4982.
4. Muszyńska A., Gałązka A., Urpí C. Teacher education through drama. CLIL practice in the Spanish context. Estudios Sobre Educacion. 2017; 32: 179–195.
5. Cawthon S. W., Dawson K., Ihorn S. Activating student engagement through drama-based instruction. Journal for Learning through the Arts. 2011; 7 (1).
6. Brennan R., Pearce, G. Educational drama: A tool for promoting marketing learning. The International Journal of Management Education. 2009; 8 (1): 1–10.
7. Crow M. L, Nelson L. P. The effects of using academic role-playing in a teacher education service-learning course. International Journal of Role Playing. 2015; 5.
8. Wooster R. Theatre in Education: It’s a critical time for critical thinking. Arts Praxis. 2016; 3: 13–24.
9. Gallagher K., Service I. Applied theatre at the heart of educational reform: An impact and sustainability analysis. Research in Drama Education. The Journal of Applied Theatre and Performance. 2010; 15 (2): 235–253.
10. Ulubey Ö., & Aykaç M. Effects of human rights education using the creative drama method on the attitudes of pre-service teachers. The Anthropologist. 2016; 23 (1–2): 267–279.
11. Mages W. K. Educational drama and theatre paradigms: Paradigms for understanding and engagement. Open Online Journal for Research and Education [Internet]. 2016 [cited 2019 Aug 12]; Special Isuse 5: 1–9. Available from: https://journal.ph-noe.ac.at/index.php/resource/article/view/328/348
12. Omodara O. D. Relevance of educational media and multimedia technology for effective service delivery in teaching and learning processes. IOSR Journal of Research & Method in Education (IOSR JRME). 2014; 4 (2): 48–51.
13. Ghavifekr S., Rosdy W. A. W. Teaching and learning with technology: Effectiveness of ICT integration in schools. International Journal of Research in Education and Science. 2016; 1 (2): 175–191.
14. Mahajan G. Multimedia in teacher education: Perceptions and uses. Journal of Education and Practice. 2012; 3 (1): 5–13.
15. Masats D., Dooly M. Rethinking the use of video in teacher education: A holistic approach. Teaching and Teacher Education. 2011; 27 (7): 1151–1162.
16. Mwenifumbo L. Digital media training for pre-service teachers: A comparison from a TTC in Malawi and a University in Massachusetts. Amherst, Massachusetts, United States: Center for International Education; 2016. 62 p.
17. Guasch T., Alvarez I., Espasa A. University teacher competencies in a virtual teaching/learning environment: Analysis of a teacher training experience. Teaching and Teacher Education. 2010; 26 (2): 199–206.
18. Westera W. The eventful genesis of educational media. Education and Information Technologies. 2012; 17 (3): 345–360.
19. Woolf B. P. Building intelligent interactive tutors: Student-centered strategies for revolutionising e-learning. Morgan Kaufmann; 2010.
20. Domagk S., Schwartz R. N., Plass J. L. Interactivity in multimedia learning: An integrated model. Computers in Human Behaviour. 2010; 26 (5): 1024–1033.
21. Díaz L. A., Entonado F. B. Are the functions of teachers in e-learning and face-to-face learning environments really different? Educational Technology and Society. 2009; 12 (4): 331–343.
22. Rashid T., Asghar H. M. Technology use, self-directed learning, student engagement and academic performance: Examining the interrelations. Computers in Human Behaviour. 2016; 63: 604–612.
23. Branekova D. Ict and e-learning in teacher training. Trakia Journal of Sciences. 2011; 9 (4): 97–101.
24. Yucel A. S. E-learning approach in teacher training. Turkish Online Journal of Distance Education. 2006; 7 (4): 123–131.
25. Lumadi M. W. E-learning’s impact on the academic performance of student-teachers: A curriculum lens. Mediterranean Journal of Social Sciences. 2013; 4 (14): 695.
26. Agarwal H., Pandey G. N. Impact of e-learning in education. International Journal of Science and Research (IJSR). 2013; 2 (12): 146–147.
27. Alqarni A. A. Educational technology in Saudi Arabia: A historical overview. International Journal of Education, Learning, and Development. 2015; 3: 62–69.
28. Sewilam H., McCormack O., Mader M., Raouf M. A. Introducing education for sustainable development into Egyptian schools. Environment, Development, and Sustainability. 2015; 17 (2): 221–238.
Рецензия
Для цитирования:
Заглул Х., Рабех М. Медиаобразование и образовательные технологии дополнительного образования в Египте и Саудовской Аравии: проблемы и перспективы развития. Образование и наука. 2020;22(1):170-192. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-170-192
For citation:
Zaghloul H., Rabeh M. Educational media and educational technology within specific education in Egypt and KSA: Challenges and prospects for development. The Education and science journal. 2020;22(1):170-192. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-170-192