ПРОВОКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СОЗНАНИЯ
https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-46-57
Аннотация
В статье рассматриваются возможность инеобходимость применения приема провокации в педагогической деятельности. По мнению автора, этот прием наиболее эффективен, в частности, в антикоррупционном воспитании. Проблема всепроникающей коррупции в нашей стране настолько укоренилась, что решить ее известными способами не представляется реальным. Опыт и социальная теория показывают, что справиться с такой сложной задачей можно лишь изменяя сознание людей. Чем в более раннем возрасте начинать данный процесс, тем лучше будет его результат.
В концептуальную основу статьи положена провокативная терапия Ф. Фарелли, который использовал методы провокации для лечения больных. Так как коррупция тоже является болезнью – болезнью нации, применение подобных методов в борьбе с ней вполне обоснованно. Провокация позволяет выявить коррупционные установки человека и избавиться от многих из них. Ликвидация проблемных убеждений и установок происходит через доказательство их иррациональности. Приводится последовательность этапов реализации провокативной методики. Описаны некоторые виды педагогических провокаций.
Автор статьи убежден в перспективности педагогики провокаций и в том, что она заслуживает научного обсуждения и дальнейшей разработки.
Об авторе
Н. В. СюзеваРоссия
старший преподаватель кафедры права, специалист по профориентационной работе Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Список литературы
1. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. М.: ЧеРо: Изд-во МГУ, 1997.
2. Енин А. В. «Вредные игры»: плюс и минус // Психология – учителю. 2010. No 3 (24).
3. Зонтаг С. Мысль как страсть: избр. эссе. М.: Русское феноменологическое общество, 1997.
4. Кара-Муpза С. Г. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2004.
5. Фарелли Ф., Брандсма Дж. Провокативная терапия. Екатеринбург: Е-Принт, 2012.
6. Юридическая психология. Понятие о личности преступника: хрестоматия / сост. Б. Д. Лысков, Т. Н. Курбатова. СПб., 2001.
7. Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М.: Мысль, 1980.
Рецензия
Для цитирования:
Сюзева Н.В. ПРОВОКАТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ АНТИКОРРУПЦИОННОГО СОЗНАНИЯ. Образование и наука. 2013;1(3):46-57. https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-46-57
For citation:
Syuzeva N.V. Provocative Methods of Non-Corrupt Consciousness Formation. The Education and science journal. 2013;1(3):46-57. (In Russ.) https://doi.org/10.17853/1994-5639-2013-3-46-57